Мудрый Экономист

Непроизводительные издержки участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций

"Вестник Российской таможенной академии", 2014, N 4

В статье проанализированы издержки участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций; выявлены проблемные вопросы, требующие безотлагательного решения.

Современной тенденцией развития взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая получила отражение во всех руководящих нормативных правовых документах, является стремление снизить издержки участников ВЭД при совершении таможенных операций.

В Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы были установлены такие цели, как снижение административных барьеров и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг [1].

В рамках комплексной оптимизации наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено существенное снижение нагрузки на заявителя за счет увеличения количества мест получения таких услуг, сокращения количества представляемых документов, сокращения сроков получения государственных и муниципальных услуг, возможности предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения оказания услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах. Концепция имеет своей целью снижение издержек бизнеса на основе взаимодействия с ним и создания благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства [1].

Среди органов исполнительной власти, участвующих в формировании трансакционных издержек бизнеса, таможенные органы занимают важное место. В современных условиях таможенные органы РФ защищают интересы государства в сфере внешней торговли. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года отмечается, что они помогают развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности РФ, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета. При этом пристальное внимание в Стратегии уделяется вопросу содействия таможенных органов созданию благоприятных условий для развития и интенсификации ВЭД и минимизации издержек участников ВЭД путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела [2].

В национальном законодательстве, в частности в Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", отмечается недопущение возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела. При этом отмечается, что одним из основных критериев оценки работы таможенных органов является скорость совершения таможенных операций при ввозе и вывозе товаров, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций [3].

Таким образом, важными составляющими целевой направленности в области развития деятельности таможенных органов являются содействие развитию бизнеса и сокращение трансакционных издержек при осуществлении ВЭД, в частности при совершении таможенных операций. При этом необходимо выделить логистический аспект организации совершения таможенных операций и тем самым вывести понятие "таможенно-логистическая операция".

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит такого термина. Для уяснения его сущности следует раскрыть понятие таможенной операции, а также роль таможенной логистики в процессах совершения таможенных операций. В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) дается следующее определение понятия "таможенные операции" - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза [4].

Таможенная логистика представляет собой ряд мероприятий, основная задача которых состоит в решении вопросов, связанных с организацией и документальным обеспечением доставок грузов между странами. В состав таможенной логистики входят проверка грузов на соответствие декларации, проведение рейсов, подготовка всех необходимых документов и многое другое. Из этого становится очевидным, что таможенная логистика занимает существенное место в организации совершения таможенных операций и снижении при этом издержек участников ВЭД.

Исходя из содержания понятий "таможенные операции" и "таможенная логистика" можно определить понятие "таможенно-логистические операции". Под таможенно-логистическими операциями следует понимать действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, обеспечивающие согласованность материальных (товарных), информационных и финансовых потоков, оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу с целью ускорения этого процесса и снижения различного рода издержек участников ВЭД и таможенных органов. При этом важное значение имеет определение тех таможенно-логистических операций, которые влекут непроизводительные издержки участников ВЭД, т.е. такие издержки, которые возникают в связи с излишней потерей времени при совершении таможенно-логистических операций.

Результаты проведенного исследования [5] позволяют отнести к таможенно-логистическим операциям, которые могут быть связаны с непроизводительными издержками участников ВЭД, следующие:

При прибытии транспортных средств в таможню назначения возникают издержки, связанные с закрытием процедуры транзита, в том числе простой транспортных средств. Основными причинами образования таких издержек в этом случае являются простой транспортных средств, вызванный несвоевременной (т.е. с нарушением установленных законодательством сроков) регистрацией прибытия, несвоевременным закрытием процедуры таможенного транзита.

При размещении товара на временное хранение в транспортных средствах и на СВХ основными причинами издержек являются: перемещение товаров от мест доставки товаров на СВХ, погрузочно-разгрузочные работы, уплата сборов за хранение товаров. При этом простой транспортных средств (т.е. задержка транспортного средства) и уплата сборов за хранение товаров связаны с низкой степенью применения предварительного декларирования.

Причинами издержек, возникающих на этапе таможенного декларирования товаров, становятся некачественные услуги таможенного представителя по оформлению декларации и формированию пакета документов, необходимость представления дополнительных сведений и документов, в том числе разрешительных. Одной из главных причин является неверное определение кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

При совершении операций, связанных с таможенным контролем, издержки возникают из-за предъявления товара, досмотровых и связанных с ними грузовых и иных операций в рамках системы управления рисками (СУР), отбора проб и образцов.

На рис. 1 представлен процесс совершения таможенно-логистических операций, в котором выделены моменты появления непроизводительных издержек участников ВЭД.

Процесс совершения таможенно-логистических операций и связанные с ним издержки участников ВЭД

---------------------------------------------------¬  --------------------¬
¦Прибытие товаров и ТС в место доставки, размещение+->¦ Регистрация ¦
¦в ЗТК, предъявление товаров, ТС и документов на ТП¦ ¦ прибытия ¦
L--------------------------------------------------- LT----T--------T-----
¦/ издержки
-------------------------------------------------------+¬ - L
¦Проверка представленных документов и соответствия ¦ /
¦сведений, содержащихся в документах и в ЭКТД ¦ /
L------------------------T------------------------------- /
¦/ /
да --------+-------¬ нет /
------+ Выявлен риск? +-----¬ - - - - - - - - - - -¬
¦ L---------------- ¦ Несвоевременная
¦ ¦ ¦регистрация прибытия¦
¦/ ¦/ L - - - - - - - - - --
-----------+------¬ --------------+-¬ - - - - - - - - - - -¬
¦ Применение мер в¦ ¦ + - - - -- Несвоевременное
¦соответствии с ПР+----->¦Завершение ТПТТ¦издержки ¦ закрытие процедуры ¦
¦ ¦ ¦ + - - - -¬/ ТТ
L------------------ L-T-------------- L - - - - - - - - - --
¦/
да ----------------+---¬ нет - - - - - - - - - - -¬
-------+ ДТ подана в +-----¬ Перемещение товаров
¦ ¦ таможенный орган? ¦ ¦ ¦ от мест доставки ¦
¦ L-------------------- ¦/ товаров на СВХ,
¦ -----------------+---¬ ¦ погрузочно- ¦
¦ ¦Помещение товаров на+ - - - -- разгрузочные работы,
¦ ¦ временное хранение ¦издержки ¦ уплата сборов за ¦
¦ ¦ + - - - -¬/ хранение товаров
¦ L-------------T------- L - - - - - - - - - --
¦ ¦<-------------------------¬
¦ ¦/ ¦ нет
¦ ----------+-------¬ нет -------------+------------¬
¦ ¦ ДТ подана в +-----+ Нарушение предельного ¦
¦ ¦таможенный орган?¦ ¦срока временного хранения¦
¦ L---------T-------- L------------T-------------
L----------------------¬ ¦ да ¦ да
- - - - - - ¬ ¦/ ¦/ ¦/
Издержки, ----+------+------¬ ----------------+------------¬
¦связанные с¦ /L- - - -+ Прием и ¦ ¦Должностное лицо таможенного¦
таможенным / издержки¦ регистрация ДТ ¦ ¦ органа рассматривает вопрос¦
¦ контролем ¦ -- - - -+ ¦ ¦ о возбуждении дела об АП ¦
L - - - - - - L---T-------------- L-----------------------------
¦/
нет -----------+----¬ да
---------+ Выявлен риск? +-------¬
¦/ L---------------- ¦/ - - - - - - - - - -¬
-------+----------¬ -----------------+--¬ ¦ Некачественные ¦
¦ Применение мер в¦ ¦Проверка документов+ - - - -- услуги
¦соответствии с ПР+--->¦ и сведений ¦издержки ¦ таможенного ¦
¦ ¦ ¦ + - - - -¬/ представителя
L------------------ L----------T--------- L - - - - - - - - --
¦/
--+-¬
¦ 1 ¦
L-T--
¦/
--------------+------------¬ ----------------------¬
---------------¬ ¦ Условия выпуска, ¦ ¦ Осуществление ¦
¦ Принятие ¦ да ¦предусмотренные ст. 195 ТК¦нет ¦ действий по ¦
¦ решения о ¦<---+ ТС, соблюдены не позднее +--->¦ устранению условий, ¦
¦ выпуске ¦<--¬¦ следующего рабочего дня ¦ ¦ препятствующих ¦
L------T-------- ¦¦ после регистрации ДТ? ¦ ¦ выпуску, в ¦
¦/ ¦L--------------------------- ¦ соответствии с ¦
-------+------¬нет ¦ ¦ гл. 28 ТК ТС, ¦
¦Выявлен риск?+---¬¦ ¦ решениями КТС (ЕЭК) ¦
L------T------- ¦¦ L-T------------------T-
¦ да ¦¦ ¦/ /¦
¦/ ¦¦ -----------¬ ------------+---------------¬ ¦
-------+---------¬¦¦ ¦Таможенный¦ ¦ Завершены действия, ¦ ¦
¦ Применение ме𠦦¦ ¦ орган ¦<-----+ направленные на устранение¦ ¦
¦ в соответствии ¦¦¦ ¦отказывает¦ ¦причин несоблюдения условий¦ ¦
¦ с ПР ¦¦¦ ¦ в выпуске¦ ¦ выпуска не позднее 10 дней¦ ¦
L------T----------¦¦ ¦ товаров ¦ L-----------T---------------- ¦
¦/ ¦¦ L----------- ¦ да ¦
-------+-------¬ ¦¦ ¦/ ¦
¦Выпуск товаров¦<--¦ да ---------------------+------------¬ нет ¦
L--------------- L-------------+ Условия выпуска, предусмотренные+------
¦ ст. 195 ТК ТС, соблюдены? ¦
L----------------------------------

Рис. 1

На сегодняшний день вопросы снижения издержек участников ВЭД активно рассматриваются на уровне органов исполнительной власти, в том числе таможенных органов. Примером этого может служить План мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования".

Следует отметить, что некоторые издержки можно сократить за счет применения современных технологий выпуска и контроля. Сюда относятся удаленный выпуск, развитие института уполномоченного экономического оператора, получение участниками ВЭД предварительного решения о классификации товара или решения ФТС России на комплектное оборудование. При этом наша страна в рассматриваемых процессах является преемницей мирового опыта, так как проблема облегчения торговых процедур и снижения издержек участников ВЭД при совершении таможенно-логистических операций стоит на первом плане и в зарубежных государствах.

Под издержками понимаются выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров [6].

В случае рассмотрения учета и сокращения издержек участников ВЭД при совершении таможенно-логистических операций следует говорить о непроизводительных издержках, которые классически определяются как затраты, осуществление которых не ведет к производству продукции или оказанию услуг, ненужные для производства затраты, а именно: брак, потери от простоев, оплата сверхурочной работы [7]. Но для таможенных органов такие издержки связаны с неэффективным совершением таможенных операций, поэтому скорее относятся к издержкам обращения. В таможенных органах рассматривается проблема снижения таких издержек участников ВЭД, а также ведется поиск путей ее решения.

Так, в таможнях Приволжского региона с середины 2010 г. начали реализовывать проекты по созданию благоприятных условий для осуществления ВЭД. Кроме того, Приволжское таможенное управление регулярно проводит анкетирование участников ВЭД, где представители бизнеса могут дать свою оценку деятельности таможенных органов. В результате были выявлены основные издержки: оплата простоя транспортных средств с момента прибытия товаров в зону таможенного контроля (ЗТК), затраты, связанные с размещением товаров на СВХ, необходимость представления дополнительных документов и сведений и другие затраты.

В таможнях региона был проведен ряд мероприятий, связанных с оптимизацией совершения таможенных операций, изменением графика работы таможенных органов, расширением внедрения перспективных таможенных технологий. Была разработана "Временная методика оценки деятельности таможенных органов по снижению непроизводительных издержек участников внешнеэкономической деятельности".

Одним из основных путей сокращения издержек было названо применение перспективных таможенных технологий (предварительное декларирование товаров и транспортных средств, удаленный выпуск товара, электронный документооборот). Было отмечено, что в регионе за период с 2010 по 2012 г. наблюдался значительный рост объемов электронного декларирования как наиболее перспективного способа обмена и представления сведений.

О положительных результатах проведенной работы свидетельствует ряд показателей. Один из главных показателей - оценка участниками ВЭД деятельности должностных лиц таможенных органов. Если в феврале - марте 2010 г. доля участников ВЭД, положительно отзывающихся о качестве профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов, составляла 72,6%, в августе - сентябре того же года - 83%, то в третьем квартале 2011 г. она увеличилась до 94%, а в первом квартале 2012 г. составила 96%.

Кроме того, для повышения скорости совершения таможенных операций и сокращения издержек заинтересованных лиц в Приволжском таможенном управлении в 2012 г. проводилась работа по организации электронного взаимодействия с ОАО "РЖД". В результате 20 октября 2011 г. руководителями ФТС России и ОАО "РЖД" был утвержден комплексный план мероприятий по переходу на безбумажные технологии взаимодействия.

В настоящее время во всех таможенных органах Приволжского региона действуют рабочие группы по реализации проектов, в которые входят представители таможенных органов, территориальных торгово-промышленных палат, перевозчиков, таможенных представителей, участников ВЭД, осуществляющие разработку и принятие мер по оптимизации и организации взаимодействия всех лиц, участвующих в перемещении и декларировании внешнеэкономических грузов.

С точки зрения 61,2% участников ВЭД, в работе таможенных органов в регионе деятельности Приволжского таможенного управления нет никаких недостатков. Однако те респонденты, которые высказывались о недостатках, наиболее часто упоминали проблемы, представленные на рис. 2.

Оценка участниками ВЭД недостатков в работе с таможенными органами Приволжского таможенного управления

                                     ¬
+-----------------------------¬
Сроки оформления ¦ ¦ 10,80%
+------------------------------
+
+----------------------¬
Технические проблемы (серверы, ПО) ¦ ¦ 8,20%
+-----------------------
+
+------------¬
Условия на посту (мало места и т.д.) ¦ ¦ 4,20%
+-------------
+
+-------¬
Не хватает сотрудников ¦ ¦ 2,50%
+--------
+
+------¬
Требуют "ненужные документы" ¦ ¦ 2,20%
+-------
+
+-----¬
График работы поста ¦ ¦ 2,00%
+------
+
+-----¬
Некомпетентность сотрудников ¦ ¦ 2%
+------
+
+----¬
Бумажная волокита ¦ ¦ 1,70%
+-----
+
+---¬
Загруженность поста ¦ ¦ 1,50%
+----
+
+--¬
Стоимость СВХ ¦ ¦ 0,80%
+---
+
+----------------¬
Другое ¦ ¦ 5,80%
+-----------------
-

Рис. 2

Результаты исследования свидетельствуют о том, что участники ВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, в целом удовлетворены качеством работы таможенных органов по проведению таможенных операций и таможенного контроля в регионе деятельности Приволжского таможенного управления. Негативными моментами, по мнению некоторых участников ВЭД, по-прежнему являются сроки оформления и технические проблемы с программным обеспечением, работой серверов, положительными сторонами - сокращение сроков оформления документов и введение электронного декларирования.

Однако в целом остается ряд проблемных вопросов, которые требуют неотложного решения, а именно:

Использованные источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р "Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции" (в ред. от 28.08.2012).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 2.
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17, в ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50.
  5. Елисеева Д.С. Анализ существующих издержек при совершении таможенно-логистических операций участниками ВЭД: отчет о НИР. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 52 с.
  6. Экономический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6358.
  7. Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://buhgalterskiy_slovar.academic.ru/3464.

Д.С.Елисеева