Мудрый Экономист

Операции с денежной наличностью: новые требования банка России

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2014, N 6

Какие изменения вносят новые нормативные документы Банка России в порядок ведения кассовых операций? Как банку выполнить все требования и с какими проблемами он может при этом столкнуться? Какие требования теперь предъявляются к оформлению кассовых документов, обеспечению сохранности ценностей, работе с документами дня?

С 1 ноября 2014 г. вступили в силу два нормативных документа Банка России:

О проектах этих документов было известно давно: их положения обсуждались на семинарах и конференциях, проводимых сотрудниками Банка России, проекты документов размещались на официальной странице Банка России в Интернете для сбора замечаний и предложений. Так что новостью они не стали. Сюрпризом можно назвать лишь, пожалуй, срок вступления документов в силу. Опубликованные в "Вестнике Банка России" в начале октября 2014 г., документы, за исключением отдельных пунктов, вступили в силу с 1 ноября 2014 г., ненамного превысив стандартный срок вступления в силу нормативных актов Банка России - 10 дней после дня официального опубликования.

Чем может грозить банкам вступление в силу этих документов? В первую очередь ресурсы IT-подразделений могут быть резко отвлечены на внеплановые задачи. Изменились не только формы кассовых документов (что не смертельно: перенастроить печатный шаблон в программном обеспечении не так сложно) - изменилась логика формирования и отражения в документах некоторых реквизитов, что может потребовать существенных затрат человеческих и финансовых ресурсов. В этих условиях трехнедельный срок вступления нормативных актов в силу представляется недостаточным: при вступлении в силу Положения N 318-П кредитным организациям было дано более трех месяцев на модификацию внутренних процессов кассы.

Вторая проблема, с которой могут столкнуться кредитные организации при экстренной модификации внутренних процессов кассовой работы, - операционные риски. Мало скорректировать форму кассового ордера в программном обеспечении, утвердить изменения во внутренние регламенты по кассовым вопросам - важно еще и научить кассиров работать по-новому (какие реквизиты документов, в каких случаях и как заполнять, что делать в той или иной ситуации, ранее отработанной годами). Не секрет, что далеко не каждая кредитная организация, особенно при развитой региональной сети, может позволить себе содержать учебные центры и оперативно организовывать обучающие мероприятия. При использовании информационных писем, презентаций, conference-call до части кассиров не будет доведена информация, что чревато ошибками, которые в конечном счете могут привести к финансовым потерям для банка.

Тем не менее вступившие в силу нормативные акты Банка России - это уже не предмет обсуждения, а объективная реальность. Поэтому постараемся определить, какие основные изменения должны реализовать кредитные организации в своих внутренних процессах, связанных с кассовой работой.

Требования к программно-техническим средствам

Вводится требование к программно-техническим средствам, осуществляющим прием и выдачу наличных денег клиентам без обработки в кассовом подразделении банка: такие программно-технические средства должны иметь функцию контроля не менее четырех машиночитаемых признаков подлинности банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России.

Требование в целом логичное, направленное на выявление и изъятие из оборота поддельных денежных знаков (кстати, оно вступает в силу 1 июля 2015 г.). Речь идет о банкоматах и кассовых терминалах (TCD, электронный кассир и пр.) с функцией рециркуляции. Как правило, такие аппараты уже реализуют функцию контроля подлинности денежных знаков по четырем машиночитаемым признакам, следовательно, банкам вряд ли потребуются какие-либо дополнительные затраты на дооборудование парка рециркуляторов.

Введение понятия "кассовое обслуживание"

В п. 1.1 Положения N 318-П вводится понятие "кассовое обслуживание": регулятор разъясняет, что понимается под термином, входящим в наименование соответствующей банковской операции (ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Согласно новому определению кассовое обслуживание - это прием/выдача наличных денег, сопровождающиеся зачислением/списанием сумм принятых/выданных денег с банковских счетов (для физических лиц также и вкладов) клиентов.

Практический эффект от нововведения: у банков появляется однозначное понимание того, что открытие и ведение счетов клиентов в операционных кассах вне кассового узла невозможно. Согласно Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" данный тип внутреннего структурного подразделения кредитной организации осуществляет кассовые операции, но не кассовое обслуживание. Однако банк никто не обязывает при открытии небольшой кассы, к примеру, для приема платежей, валютно-обменных и прочих операций, кроме операций по счетам, открывать именно операционную кассу вне кассового узла. Банк может открыть дополнительный, операционный или кредитно-кассовый офис. Поэтому реальное влияние данного нововведения на работу банков будет небольшим. Просто упорядочен ранее неупорядоченный момент.

Минимальный остаток хранения наличных денег

Внесено уточнение, согласно которому для внутреннего структурного подразделения, не осуществляющего хранение наличных денег во внерабочее время, минимальный остаток хранения наличных денег не устанавливается. Ранее данный момент урегулирован не был, соответственно, часть банков устанавливала размер минимального остатка, равный нулю, а часть - не устанавливала. По сути, мы имеем точно такое же упорядочение процесса, как и с термином "кассовое обслуживание": тем банкам, которые устанавливали для таких подразделений нулевой размер минимального остатка, придется внести корректировки в свои внутренние процессы, изменить нормативную базу, возможно, скорректировать работу IT-систем. Но поскольку данное нововведение не оказывает влияния на общий размер минимального остатка в целом по банку/региональному филиалу, изменения нельзя отнести к критичным.

Есть и еще два нововведения, касающиеся минимального остатка хранения наличных денег. Первое: срок информирования регулятора об установлении/изменении размера минимального остатка - следующий рабочий день после дня установления/изменения. Введение срока логично - ранее такая норма отсутствовала, что давало кредитным организациям поле для маневров в отношении сроков информирования учреждений Банка России. Поскольку размер минимального остатка учитывается при анализе учреждениями Банка России отчетности по форме 0409202, логично, что Банк России будет получать информацию об утверждении/изменении размера минимального остатка в течение анализируемого периода. Судя по всему, именно этим обусловлен такой короткий срок информирования - одни сутки. На практике это вполне реализуемо. Исполнению нового требования может помешать лишь внутренняя рассогласованность подразделений банка, отвечающих за установление/изменение размера минимального остатка, подготовку уведомлений в Банк России, их согласование, подписание, регистрацию и непосредственно отправку адресату.

Второе нововведение касается адресата направления уведомления. Для кредитных организаций, признанных системно значимыми, это не территориальное учреждение Банка России, а его структурное подразделение - Департамент по работе с системно значимыми кредитными организациями. В данной ситуации для многофилиальной системно значимой кредитной организации важно перенаправить внутренние информационные потоки, связанные с изменениями минимального остатка, в некий консолидирующий центр, который бы осуществлял отправку уведомлений в Банк России. Другой вариант - централизация мониторинга необходимости пересмотра, расчета и утверждения изменений, касающихся размера минимального остатка хранения наличных денег, для каждого из кассовых подразделений. Есть и третий путь - направлять уведомления децентрализованно, с мест. Формально сейчас это не запрещено, но есть вероятность, что Департамент Банка России по работе с системно значимыми кредитными организациями столкнется с валом уведомлений, систематизировать и обработать которые будет не в состоянии. В результате сначала на неформальном уровне, а потом и на уровне нормативного регулирования будет закреплен первый или второй вариант информирования Банка России.

Планировочное решение и техническая укрепленность кассовых узлов

Важное уточнение в п. 1.3 Положения N 318-П - возможность расположения помещений для совершения операций с ценностями в нескольких зданиях, имеющих разные адреса, в пределах одного населенного пункта. Прямого запрета не было и ранее, но, памятуя о существовавших в 90-х гг. требованиях о компактном расположении кассовых узлов в пределах одного защищенного периметра, кредитные организации прибегали к такому способу построения кассовых помещений весьма осторожно, преимущественно на основании адресных разъяснений тех или иных департаментов Банка России.

Введение данной нормы будет иметь положительный эффект: у банков появится возможность оптимизации своих внутренних процессов по работе с наличностью, экономии на строительных работах, аренде, в отдельных случаях - на перевозке. Вводится новая норма - возможность кредитной организации самостоятельно определять уровень технической укрепленности подразделения без права хранения ценностей во внерабочее время с учетом положений договора страхования, если наличные деньги в данном подразделении застрахованы на сумму не менее суммы объемов среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассу данного подразделения, в том числе с применением программно-технических средств.

Эта норма исключает определенный правовой вакуум, при этом, по-видимому, под программно-техническими средствами имелись в виду те средства, которые предполагают участие во взаимодействии с клиентом кассового работника, либо банкоматы/терминалы, установленные непосредственно в периметре данного подразделения. Для уличных банкоматов/терминалов это труднореализуемо, так как юридически банкоматы устанавливает банк/филиал, а за допофисом они могут быть закреплены как имущество либо в управленческом учете. В этой связи у банков и представителей территориальных учреждений Банка России может возникнуть различное понимание данной нормы в случае желания банка/филиала определять уровень технической укрепленности своей кассы через схему страхования.

Информирование Банка России об утрате наличных денег

Пункт 1.11 Положения N 318-П дополнен новым абзацем, обязывающим кредитные организации информировать территориальное учреждение Банка России (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями), Департамент наличного денежного обращения Банка России о случаях утраты, хищения наличных денег, нападения на кассовых, инкассаторских работников, лиц, ответственных за сохранность ценностей. Новый абзац также устанавливает порядок такого информирования. Вместе с тем если в части классического криминального посягательства на денежные средства банка (разбоя, ограбления, кражи) все более или менее понятно, то в части кассовых недостач порядок применения новой нормы неясен. Поскольку нет определения, что считать утратой наличных денег, нет однозначного ответа, следует ли информировать регулятора о недостаче вследствие пересортицы, недостаче, которая компенсируется излишком в другой пачке (может возникнуть как по невнимательности кассира, так и вследствие сбоя счетной техники). Непонятно, следует ли считать утратой недостачу, выявленную в учреждении Банка России, и самое главное - недостачу, выявленную в банкомате. Следует понимать, что банкоматные недостачи зачастую не являются таковыми в прямом смысле этого слова, а являются результатом сбоев внутренних счетчиков банкомата, некорректного взаимодействия процессинга, учетной системы банка, "железа" банкомата. Причинами таких недостач чаще всего являются сбои в каналах связи и "усталость железа" банкомата. Как правило, таких случаев очень много, они рассматриваются и урегулируются в течение 3 - 7 дней.

Информирование Банка России о каждом таком случае не будет иметь никакого экономического смысла и только перегрузит работой кассовые подразделения банков и структурные подразделения Банка России.

Хотелось бы надеяться, что регулятор, вводя данную норму, действительно имел в виду случаи криминальных посягательств на имущество (деньги) банка со стороны третьих лиц. В этом случае, полагаем, имело бы смысл более четко формулировать новые требования либо выпустить официальное разъяснение данной нормы во избежание вала запросов от кредитных организаций в соответствующие подразделения Банка России.

Оформление кассовых документов

В п. 2.6 Положения N 318-П исключается возможность формирования кассовым работником, на которого возложены обязанности бухгалтерского работника, кассового журнала по расходу. Это, казалось бы, несущественное редакционное уточнение на самом деле влечет за собой существенные последствия для банков. Если у банка развита сеть небольших отделений, представляющих собой кассовую кабину на 1 - 2 кассовых окна с ограниченным перечнем операций, то такие отделения теперь должны будут либо ориентироваться исключительно на прием наличных денег (что, по сути, есть удар по бизнесу), либо включить в штат дополнительного бухгалтерского работника (что накладно), либо организовать работу таким образом, чтобы при наличии в смене двух кассиров первый выполнял функции бухгалтерского работника для второго, и наоборот (это в принципе реализуемо, но желаемого эффекта контроля расходных операций не даст). При этом в данном пункте остается требование о наличии системы контроля доступа к счету клиента при совершении операций по счетам (в т.ч. приходным).

Приведем пример небольшого дополнительного офиса, выполняющего валютно-обменные операции, операции приема/выдачи денежных переводов, приема/выдачи денег с использованием платежных карт, приема платежей за услуги компаний-партнеров (сотовую связь и пр.). Поток клиентов небольшой, в середине дня в кассе работают два кассира, с 20:00 до 23:00 в кассе один кассир, он же заведующий кассой. Фактически в этот период, строго выполняя требования регулятора, он не сможет выдать поступивший денежный перевод, не сможет оформить завершение рабочего дня и провести по расходу сумму проданной иностранной валюты/сумму наличных рублей за купленную иностранную валюту, не сможет составить сводный расходный ордер на денежные средства, выданные с использованием платежных карт. Выводить в смену дополнительного кассира, чтобы обеспечить формальное соблюдение требований регулятора, технически возможно, но экономически невыгодно, и главное - это не даст желаемого эффекта контроля за расходованием денежных средств. Вероятнее всего, из подобных ситуаций придется выходить путем поиска решений в сфере IT - доработки банковских учетных систем, повлекших рост затрат банков, которые, в свою очередь, эти затраты могут заложить (и, скорее всего, обязательно заложат) в стоимость банковских услуг для конечного потребителя.

Изменение в п. 3.1 Положения N 318-П, с одной стороны, снимает ряд вопросов, с другой стороны, ставит перед банками новые.

Так, однозначно определено, что объявление на взнос наличными подписывается вносителем (ранее форма документа предписывала подписывать его клиентом, что для крупных юридических лиц на практике нереализуемо). Это логично и правильно, когда внесение (не получение!) наличных денег на счет юридического лица осуществляет сотрудник этого юридического лица. Вопрос в полномочиях, вернее, в способе их делегирования и оформления. Далее регулятор указывает, что прием наличных денег от представителя организации может осуществляться с предъявлением доверенности на сдачу наличных денег, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Неясно, что здесь означает "может осуществляться": либо деньги сдает первое лицо клиента, указанное в карточке, или сотрудник клиента по доверенности, либо сдача наличных денег априори может осуществляться сотрудником клиента без доверенности, но руководитель юридического лица единолично (или по согласованию с банком) может оформить на вносителей соответствующие доверенности (с предполагаемым контролем со стороны фронт-офиса права вносителей сдавать деньги по объявлению).

В данной ситуации банку имеет смысл оценить риски и принять внутреннее решение по данному пункту (возможно, подкрепив его разъяснениями Банка России) - требовать ли от вносителя доверенность. Если принято решение истребовать доверенность, следует быть готовыми к негативной реакции корпоративных клиентов вплоть до разрыва отношений в части расчетно-кассового обслуживания.

В этом же п. 3.1 и в п. 3.2 Положения N 318-П установлен порядок приема наличных денег от организации, входящей в систему Банка России и осуществляющей кассовые операции по приему и обработке наличных денег. Эта новая норма регулирует порядок действий банка по передаче части кассового функционала на аутсорсинг. При этом новые нормы, если понимать их дословно, установлены для случая сдачи наличных денег клиентов именно данного банка. Для случая, когда организация, входящая в систему Банка России (на сегодняшний день такая организация на рынке одна - Российское объединение инкассации "Росинкас"), осуществляет обработку наличных денег клиентов разных банков и привлекает для перечисления сумм обработанной наличности получателям один-два расчетных банка, данная норма формально не работает (хотя, безусловно, технически реализуема, особенно если банк хочет сэкономить на перевозках из РКЦ и таким образом подкрепляет свою оборотную кассу за счет наличности, обработанной объединением "Росинкас").

В п. 6.4 уточнен порядок завершения рабочего дня кассового работника при совершении операций с применением кассового терминала, если наличные деньги хранятся в кассовом терминале по окончании рабочего дня. В этой ситуации кассовый работник в конце рабочего дня формирует справку о кассовых оборотах по форме 0402114 и передает ее заведующему кассой. Логика в целом понятна, но в данной ситуации не учтен тот факт, что зачастую с одним кассовым терминалом могут работать несколько кассовых работников: конструкции и емкость кассет кассовых терминалов допускают такую возможность, а покупать два кассовых терминала для подразделения, объемы операций которого позволяют обойтись одним терминалом (и, к примеру, двумя кассирами), довольно накладно. По всей видимости, в подобных случаях банкам придется усложнять документооборот, включая в справку о кассовых оборотах по кассовому терминалу обороты всех работников, осуществлявших операции с данным терминалом в течение рабочего дня, - с установлением процедур подсчета и сверки оборотов по каждому кассиру перед формированием общей справки о кассовых оборотах по кассовому терминалу.

В п. 6.6 Положения N 318-П вносятся уточнения в порядок сдачи остатков послеоперационной кассы заведующему кассой без присутствия кассового работника послеоперационной кассы. Вводится требование об обязательном присутствии при этом процессе уполномоченных лиц, определенных в распорядительном документе кредитной организации. По факту вскрытие сейфа послеоперационной кассы, как правило, осуществляется должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, и менять установленный и отработанный порядок действий нет необходимости. Для выполнения нового требования есть несколько путей: прямое делегирование полномочий в распоряжении о возложении ответственности за сохранность ценностей; закрепление функционала за определенной категорией работников во внутреннем нормативном документе по кассовой работе; отражение функционала в должностной инструкции работника.

Обеспечение сохранности ценностей

Интересное уточнение в п. 7.2 Положения N 318-П: при отсутствии у инкассаторов служебного оружия обязательно привлекать для сопровождения и охраны инкассаторов и перевозимых ими ценностей сотрудников органов внутренних дел либо частного охранного предприятия. Норма правильная: в целом она отражает сложившуюся практику обеспечения сохранности ценностей при перевозках и направлена на исключение возможности перевозок без вооруженной охраны.

Формирование сумок

В п. 8.4 Положения N 318-П вводится новая норма: сумка с наличными деньгами опломбировывается кассовым работником, осуществлявшим формирование и упаковку наличных денег. Это значит, что при вывозе денег из небольшого кассового подразделения в главное хранилище банка/филиала инкассаторам будут сдаваться несколько сумок с неполными и (или) сборными пачками либо перед сдачей денег инкассаторам вся сдаваемая наличность должна быть обработана одним из кассиров. Оба варианта усложняют и замедляют работу кассы. Если учесть, что за недостачу отвечает тот кассир, в пачке которого она выявлена, введение новой нормы представляется излишним.

Работа с программно-техническими средствами

В п. 10.2 Положения N 318-П формально ужесточаются требования к программно-техническим средствам в части обязательной реализации возможности распечатывать на бумажном носителе информацию о суммах наличных денег, загруженных или изъятых из программно-технического средства. Ранее Банк России допускал возможность выгрузки такой информации на переносной электронный носитель с последующей распечаткой в кредитной организации.

Представляется, что это изменение не окажет существенного влияния на работу банков: большинство банкоматов и иных устройств содержат в своем составе чековые принтеры, которые просто нужно своевременно обеспечивать чековой лентой.

Документы дня

Вносятся изменения в порядок формирования сшивов кассовых документов (п. 18.2 Положения N 318-П).

В первую очередь исключается требование о подборе кассовых документов по возрастанию лицевых счетов, корреспондирующих со счетом кассы. Это требование в свое время повлекло за собой существенные затраты банков как в организационном, так и в техническом плане.

Теперь банки имеют право определять порядок подбора документов в сшиве внутри одного дебетуемого счета кассы по своему усмотрению. Важен лишь упорядоченный подбор кассовых документов, позволяющий осуществлять оперативный поиск документов и сверку кассовых оборотов с данными бухгалтерского учета.

Скорее всего, логика подбора документов, применяемая кредитными организациями, сохранится: документы будут подбираться в порядке возрастания/убывания балансовых счетов второго порядка, внутри балансового счета второго порядка - по возрастанию сумм либо по возрастанию последних пяти цифр номера лицевого счета. Это существенно ускорит процесс формирования сшивов.

А.А.Серый

Банковский эксперт