Мудрый Экономист

Перечисление долга на счет представителя взыскателя: история с продолжением

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2014, N 6

В 2011 г. мы уже затрагивали проблему перечисления банком денежных средств, присужденных взыскателю по решению суда, на банковский счет не самого взыскателя, а его представителя <1>. Однако окончательное решение этой проблемы было найдено только в 2014 г. Какова позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу?

<1> См.: Севастьянова Ю.В. Списание банком денежных средств со счета должника: кто получатель? // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2011. N 6. С. 69 - 76.

Напомним суть проблемы. Взыскать денежные средства, присужденные по решению суда, можно, направив исполнительный лист в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника <2>. Нередко от имени взыскателя по доверенности действует представитель, указывающий в заявлении о перечислении денежных средств не счет взыскателя, а свой личный счет.

<2> Статья 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Положение Банка России от 10.04.2006 N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями".

Долгое время существовали две диаметрально противоположные позиции относительно возможности перечисления банком денежных средств, присужденных взыскателю по решению суда, на банковский счет не самого взыскателя, а его представителя.

Сторонники первой позиции полагали, что перечисление денежных средств со счета должника на счет представителя взыскателя не изменяет состава участников правоотношений и допускается при наличии заявления и доверенности <3>.

<3> Определение ВАС РФ от 16.08.2011 N ВАС-10522/11, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 N А56-38525/2012, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 N А63-16053/2012, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 N 17АП-10879/2012-АК.

В рамках второй позиции не предусматривалась возможность перечисления денежных средств в пользу взыскателя на счета иных лиц, в том числе представителя взыскателя, даже если на это указано в доверенности <1>.

<1> Определения Московского городского суда от 16.05.2011 N 33-14063, от 06.07.2011 N 33-20981, от 18.07.2011 N 33-22229, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2011 N 3610.

Это противоречие, безусловно, ставило банки в крайне невыгодное положение: они несли имущественную ответственность за правильность выбранной позиции, притом что как законодатель, так и суды еще до конца не определились. Учитывая значимость проблемы, ее решением занялись на высшем уровне.

Сначала Конституционный Суд РФ в двух Определениях <2> отметил, что если в заявлении указаны реквизиты банковского счета взыскателя, а не его представителя, это не может рассматриваться как недопустимое условие исполнения исполнительного документа, поскольку участником отношений является взыскатель, а не его представитель. В свою очередь, представитель взыскателя не ограничен в праве получить денежные средства с банковского счета взыскателя. Таким образом, КС РФ задал направление для решения вопроса о возможности перечисления банком денежных средств, присужденных взыскателю, на банковский счет не самого взыскателя, а его представителя, ограничив права последнего.

<2> Определения КС РФ от 19.04.2007 N 307-О-О, от 29.05.2012 N 997-О.

Окончательную точку поставил Верховный Суд РФ в двух Решениях, принятых в 2014 г. Проанализируем каждое из них.

Решение ВС РФ от 16.09.2014 N АКПИ14-784

В Верховный Суд Российской Федерации обратился гражданин с заявлением о признании п. 1.2 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" недействующим в части, исключающей возможность перечисления денежных средств, присужденных в пользу взыскателя, на счет его представителя. Как указал заявитель, оспариваемые положения противоречат нормам ГК РФ, ст. ст. 8, 57, 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и нарушают права граждан, поскольку позволяют банкам отказывать в перечислении денежных средств на счета представителей взыскателей.

Верховный Суд РФ отказал заявителю в удовлетворении его требований, основываясь на следующем.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", определяя функции и полномочия Банка России, одной из его функций называет установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7).

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 848 предусматривает обязанность банка совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Банка России нормам ГК РФ несостоятельны. Согласно ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Специальная норма ст. 8 Закона об исполнительном производстве предусматривает исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

Из ч. 3 ст. 8 Закона об исполнительном производстве следует, что представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона, о взыскателе и о себе. В ч. 2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве установлено требование указывать реквизиты банковского счета взыскателя, а не его представителя. Выдача доверенности взыскателем другому лицу для представительства перед третьими лицами не может рассматриваться как правовое основание изменения установленного Законом об исполнительном производстве и Банком России порядка перевода денежных средств.

Согласно ч. 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве в случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя денежные средства перечисляются на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя денежные средства перечисляются на счет, указанный взыскателем. Часть 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве предусматривает возможность получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя, когда исполнение требований о взыскании денежных средств осуществляется путем перечисления средств на счет, указанный взыскателем.

Буквальное толкование данной нормы не предполагает, что взыскатель вправе указать не свои реквизиты банковского счета, а реквизиты представителя. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на получение присужденного имущества (в т.ч. денежных средств и ценных бумаг). Указание в доверенности на наделение представителя правом получить присужденное имущество не означает, что в обход установленных правил перевода денежных средств представитель взыскателя вправе требовать перечисления денежных средств на свой счет.

В соответствии со ст. 49 Закона об исполнительном производстве сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник, при этом взыскателями являются гражданин или организация, в пользу и в интересах которых выдан исполнительный документ.

Следовательно, представитель не имеет права в порядке принудительного исполнения требовать перечисления причитающихся взыскателю денежных средств не на счет взыскателя, а на свой счет. Оспариваемые положения не нарушают права взыскателей иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Решение ВС РФ от 20.01.2014 N АКПИ13-1211

В рамках второго дела гражданин обратился в ВС РФ с заявлением о признании Положения Банка России от 10.04.2006 N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями" (далее - Положение N 285-П) недействующим в части, исключающей возможность перечисления денежных средств, присужденных в пользу взыскателя, на банковский счет его представителя. Заявитель счел, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит ст. ст. 7, 8, ч. 1 ст. 53 во взаимосвязи с п. 4 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве и нарушает его право участвовать в исполнительном производстве через своего представителя с зачислением присужденных денежных средств на банковский счет представителя.

И вновь ВС РФ отказал заявителю по следующим основаниям. Закон об исполнительном производстве возлагает принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5). Данный Закон предусматривает, что требования, содержащиеся в указанных актах, исполняются другими органами и организациями (в т.ч. банками и иными кредитными организациями) на основании исполнительных документов в порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 7).

Порядок предъявления исполнительных документов для исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями, не являющимися органами принудительного исполнения, урегулирован ст. 8 Закона об исполнительном производстве. Согласно этой статье исполнительный документ о взыскании или об аресте денежных средств может быть направлен в банк или иную кредитную организацию (ч. 1). Одновременно с исполнительным листом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, где указывает реквизиты своего банковского счета, на который следует перечислить денежные средства (п. 1 ч. 2). Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в ч. 2 данной статьи, о взыскателе и о себе (ч. 3).

Таким образом, федеральный законодатель: определил виды исполнительных документов (о взыскании или об аресте денежных средств), которые могут быть направлены в банк или иную кредитную организацию; установил требования к их предъявлению, обязав указывать в заявлении, представляемом одновременно с исполнительным документом, соответствующие сведения, в том числе реквизиты банковского счета взыскателя; возложил такую же обязанность и на представителя взыскателя. Возможность сообщать реквизиты банковского счета представителя, не указанного в исполнительном документе в качестве взыскателя, то есть лица, в пользу которого требование подлежит исполнению, Законом об исполнительном производстве не предусмотрена. Часть 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве, предусматривающая исполнение банком или иной кредитной организацией содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств путем их перечисления на указанный взыскателем счет, не может толковаться как допускающая возможность указания взыскателем банковского счета любого лица, включая счет своего представителя. Данная норма не регулирует вопросы, связанные с предъявлением исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию, и не может рассматриваться в отрыве от ст. 8 этого Федерального закона, обязывающей указывать реквизиты банковского счета взыскателя.

Ссылка заявителя в подтверждение своей позиции на п. 4 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве, допускающий возможность оговорить получение присужденного имущества (в т.ч. денежных средств и ценных бумаг) в доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, лишена правовых оснований. Статья 57 расположена в гл. 6 "Лица, участвующие в исполнительном производстве" указанного Федерального закона и определяет полномочия представителей сторон исполнительного производства.

Исходя из содержания и места ст. 8 (гл. 1 "Основные положения") в системе норм Закона об исполнительном производстве, банк или иная кредитная организация исполняет требования исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя, вне рамок исполнительного производства, которое возбуждается, осуществляется и прекращается судебным приставом-исполнителем по правилам гл. 5 данного Федерального закона. Банк (иная кредитная организация) признается лицом, участвующим в исполнительном производстве, только в случае получения постановления судебного пристава-исполнителя и исполнения требований о взыскании денежных средств путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Следовательно, нормы гл. 6 Закона об исполнительном производстве, в том числе ст. 57, не распространяются на отношения, которые связаны с исполнением банком или иной кредитной организацией требований, содержащихся в полученном непосредственно от взыскателя исполнительном документе.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ взыскатель вправе уполномочить другое лицо на представительство в указанных отношениях. Однако независимо от оговоренных в доверенности полномочий представитель не освобождается от обязанности исполнить требование Федерального закона - указать банковский счет взыскателя, на который следует перечислить денежные средства. Взыскатель не лишен также возможности уполномочить своего представителя на получение с его банковского счета поступивших денежных средств, равно как и на открытие банковского счета для сообщения реквизитов этого счета в заявлении, представляемом в банк одновременно с исполнительным документом.

Необоснован и довод заявителя, что ограничение на получение представителем взыскателя денежных средств от банка при возможности получения им денежных средств от подразделения судебных приставов свидетельствует о неравном обращении с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. Как в первом, так и во втором случае Федеральным законом не предусмотрено перечисление банком денежных средств на счет представителя взыскателя. В силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 8 и ч. 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве при получении постановления судебного пристава-исполнителя банк или иная кредитная организация перечисляет денежные средства на депозитный счет подразделения судебных приставов, при поступлении исполнительного документа непосредственно от взыскателя - на банковский счет взыскателя. Представитель взыскателя, имеющий оговоренное в доверенности право на получение денежных средств, может их получить после поступления на депозитный счет подразделения судебных приставов либо на банковский счет взыскателя. При этом выбор порядка предъявления исполнительного документа (непосредственно в банк или в подразделение судебных приставов) зависит исключительно от усмотрения взыскателя.

Статья 8 Закона об исполнительном производстве является специальной нормой, на основании которой банки и иные кредитные организации в соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, в порядке, установленном другими федеральными законами.

Порядок перевода денежных средств определен ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе": согласно ч. 3 этой статьи перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.

В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Статья 8 Закона об исполнительном производстве допускает списание без распоряжения клиента денежных средств, находящихся на его счете, на основании предъявленного взыскателем исполнительного документа, устанавливая обязанность указать реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить денежные средства.

Пункт 2.2 Положения N 285-П предписывает банкам при получении исполнительного документа непосредственно от взыскателя для осуществления расчетной операции составлять инкассовое поручение и указывать в нем именно те сведения, которые прямо предусмотрены ч. 2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве, в связи с чем оснований для признания такой нормы противоречащей Федеральному закону не имеется.

Положение N 285-П утверждено Банком России в пределах полномочий, предоставленных ст. ст. 1, 4, 7, 80 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В оспариваемой части нормативный правовой акт Банка России Федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит; прав и свобод заявителя, гарантированных Федеральным законом, не нарушает.

Итак, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что наконец сформирована практика, позволяющая банку не перечислять денежные средства, присужденные взыскателю по судебному решению, на банковский счет его представителя даже тогда, когда в доверенности представителя оговорено право получения таких средств.

Ю.В.Севастьянова

К. ю. н.,

доцент

РАНХиГС при Президенте РФ

(Волгоградский филиал)