Мудрый Экономист

Расходы на создание логотипа в налоговом учете

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 47

Логотип - это своего рода лицо компании. К его разработке требуется особый подход - здесь важна каждая мелочь. Он должен быть прост для восприятия (образ, цветовая гамма) и одновременно оригинален по дизайну, иначе не отложится в памяти клиентов. Ну и, конечно же, логотип должен соответствовать общим задачам позиционирования фирмы на рынке. Как отражаются расходы на создание логотипа в налоговом учете? Не так давно Минфин, наконец, высказал свою позицию на сей счет.

Согласно определению Современного экономического словаря логотип (от греч. logos - "слово", и typos - "отпечаток") - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип является важнейшим элементом имиджа компании. В первую очередь он необходим для того, чтобы продукция компании была узнаваема на рынке. Иными словами, логотип задуман для того, чтобы даже в рамках одной отрасли покупателям (клиентам) было понятно, с кем они имеют дело.

В целях налогообложения прибыли в составе расходов признаются затраты, которые отвечают требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. То есть расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Очевидно, что при надлежащем документальном подтверждении сомневаться в экономической обоснованности расходов на создание логотипа организации не приходится. Ведь в конце концов он специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам.

Варианты учета

Теперь осталось разобраться, в каком порядке должны учитываться названные расходы. А здесь как раз могут быть варианты.

Начнем с того, что гл. 76 Гражданского кодекса выделяет следующие средства индивидуализации:

  1. фирменное наименование;
  2. товарный знак и знак обслуживания;
  3. наименование места происхождения товара;
  4. коммерческое обозначение.

При этом ст. 1482 Гражданского кодекса установлено, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Таким образом, логотип может быть зарегистрирован как товарный знак. Здесь ключевым является "может быть", а не обязан.

Отметим также, что логотип может быть рассмотрен и как коммерческое обозначение организации. Согласно ст. 1538 Гражданского кодекса юрлица и ИП могут использовать таковое для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. При этом коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Причем в соответствии со ст. 1541 Гражданского кодекса коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования опять же могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке.

Таким образом, логотип может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, но и без регистрации он вполне имеет право на существование. Соответственно, и в налоговом учете возможны несколько вариантов учета расходов на создание логотипа, которые предопределяются тем, зарегистрирован ли логотип как товарный знак или нет, и величиной расходов, связанных с его созданием.

Логотип как товарный знак

Для целей налогообложения прибыли исключительное право на товарный знак признается нематериальным активом. Это прямо следует из положений пп. 4 п. 3 ст. 257 Налогового кодекса.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса амортизируемыми признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. В данной норме также сказано, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. По мнению контролирующих органов, лимит в 40 000 руб. распространяется в том числе и на нематериальные активы (см. Письма Минфина России от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/704, от 29 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/601 и т.д.). Поэтому если на товарный знак затрачено менее 40 тыс. руб., то соответствующие расходы на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса могут быть учтены в составе материальных расходов единовременно на дату ввода НМА в эксплуатацию (см., напр., Письмо Минфина России от 9 сентября 2011 г. N 03-03-10/86).

Предположим, что все условия для признания НМА (товарного знака) амортизируемым имуществом соблюдены. В этом случае его первоначальная стоимость определяется как сумма расходов на его приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования (за исключением НДС и акцизов). В свою очередь стоимость НМА, созданных самой организацией, складывается из фактически произведенных расходов на их создание, изготовление (в т.ч. материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в соответствии с Кодексом в составе расходов.

Здесь нам предстоит разрешить еще один спорный вопрос. Он касается необходимости учета в составе первоначальной стоимости НМА госпошлины, уплаченной за госрегистрацию товарного знака. С одной стороны, расходы в виде налогов, сборов и т.п. учитываются на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. С другой - в соответствии со ст. 1477 на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юрлиц или ИП, признается исключительное право, которое удостоверяется соответствующим свидетельством. Таковое выдает Роспатент после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Иными словами, исключительное право на НМА возникает у организации после регистрации товарного знака. Соответственно, расходы в виде госпошлины включаются в первоначальную стоимость актива. Надо сказать, что именно такой точки зрения придерживаются и контролирующие органы. К примеру, в Письме от 12 августа 2011 г. N 03-03-06/1/481 представители Минфина России указали, что только в случаях, если уплата государственных, патентных и иных пошлин не обусловлена созданием (приобретением) амортизируемого имущества (основных средств или нематериальных активов), такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли единовременно на основании соответственно пп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 Кодекса. В противном случае их придется списывать через механизм амортизации. Таким образом, в нашем случае первоначальная стоимость НМА состоит из затрат на разработку логотипа и его регистрацию.

Далее, срок полезного использования НМА определяется в соответствии с п. 2 ст. 258 Кодекса. Данной нормой установлено, что СПИ объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ. По нематериальным активам, по которым невозможно определить СПИ, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный десяти годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Начислять амортизацию организация начинает с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товарный знак был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК).

"Незарегистрированный" учет, или "Рекламный" трюк

Между тем на практике далеко не всегда компании регистрируют свой логотип как товарный знак. Однако это вовсе не означает, что соответствующие расходы нельзя учесть в целях налогообложения прибыли. Кстати говоря, в этом смысле интерес представляет Постановление ФАС Московского округа от 22 июня 2009 г. N КА-А40/5426-09. В нем налоговики утверждали, что логотип и правила пользования им являются нематериальным активом. А потому, для того чтобы признать в налоговом учете соответствующие затраты, без регистрации в Роспатенте, которая подтверждает права организации на логотип, тут не обойтись. Однако судьи данный подход инспекции не одобрили. Они отметили, что логотип - это не зарегистрированное в Патентном ведомстве РФ оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. При этом для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание. Следовательно, налогоплательщик вправе использовать его без соответствующей регистрации. Кроме того, деятельность налогоплательщика направлена на получение дохода, а значит, затраты, связанные с этой деятельностью, экономически оправданны. На основании изложенного суд признал, что расходы на оказание услуг по созданию логотипа были правомерно включены налогоплательщиком в состав расходов при исчислении налога на прибыль.

Не так давно этот факт признал и Минфин России в Письме от 12 сентября 2014 г. N 03-03-РЗ/45762. Отметим, что ранее финансисты не высказывались по вопросу учета расходов по созданию логотипа для целей налога на прибыль. Поэтому позиция чиновников представляется более чем интересной.

В первую очередь представители Минфина напомнили, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой подразумевается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь логотип - это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам. То есть по факту логотип организации есть не что иное, как объект рекламирования. А потому соответствующие затраты, связанные с его созданием, списываются на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса как расходы на рекламу. Арбитражные суды в этом с представителями Минфина согласны (см. Постановления ФАС Московского округа от 15 февраля 2010 г. N КА-А40/190-10 по делу N А40-95760/08-116-293, ФАС Московского округа от 22 июня 2009 г. N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123 и т.д.).

Осталось только выяснить последний вопрос. Дело в том, что расходы на рекламу подразделяются на нормируемые и учитываемые в целях налогообложения в полном объеме. К каким из них относятся затраты на создание логотипа? По мнению представителей Минфина, данные расходы при расчете налога на прибыль не нормируются. Поскольку это разъяснение выгодно налогоплательщикам, оспаривать его мы не станем.

О.Соколова