Особенности заключения договора спонсорства некоммерческими партнерствами
"Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2014, N 12
Рассмотрим, какой вид договора наиболее приемлем для некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства, а также является ли препятствием для заключения спонсорского договора отсутствие прямого упоминания рекламной деятельности в уставе некоммерческого партнерства.
Достаточно часто на практике возникают ситуации, когда к некоммерческим организациям (НКО) в форме некоммерческого партнерства обращаются крупные компании с предложениями о сотрудничестве для реализации благотворительных проектов, программ.
Сложность заключается в отсутствии в действующем законодательстве четкого определения понятия "общеполезные цели", что является необходимым атрибутом функционирования некоммерческой организации.
Зачастую юристы усматривают отсутствие оснований для получения пожертвований в проектах, предлагаемых некоммерческим партнерствам, в связи с отсутствием "общеполезных целей". В таком случае наиболее оптимальным вариантом является заключение договора спонсорства. Однако заключение подобного договора также несет в себе ряд трудностей, в частности наличие обязательств по осуществлению рекламной деятельности, которая не всегда предусмотрена в уставе некоммерческой организации.
Прежде всего необходимо уяснить, что понимается под общеполезными целями.
Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение понятия "общеполезные цели".
Судебная практика также не позволяет однозначно ответить на вопрос, что следует относить к данному понятию. Суды подходят к толкованию положения ст. 582 ГК РФ, учитывая особенности каждого конкретного случая <1>. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. N 2902/11 указано, что цели предоставления денежных средств (объединение усилий гражданского общества в области защиты прав человека) "отвечают понятию "общеполезные цели" - ориентированы на защиту конституционных прав граждан и направлены на достижение общественных благ".
<1> См., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. N 4606/13, от 28 июля 2011 г. N 2902/11.Как видно, ни в законодательстве, ни в судебной практике не сложилось четкого определения общеполезных целей. Поэтому с точностью установить, будут ли цели, которые некоммерческое партнерство использует в уставе, квалифицированы судом как общеполезные в случае возникновения судебного разбирательства, не представляется возможным.
В то же время заключение договора спонсорства позволяет избежать неблагоприятных налоговых последствий переквалификации пожертвования в договор оказания услуг (или другой вид договора) в случае признания судом отсутствия в правоотношениях сторон "общеполезных целей".
Согласно Обзору практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37), информация о спонсоре либо о его товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой, при этом спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (п. 21).
Таким образом, сам по себе спонсорский взнос носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению рекламных услуг. Поэтому, по сути, договор о спонсорстве - это договор возмездного оказания услуг, в частности размещения рекламы о заказчике, с той лишь разницей, что такая реклама распространяется в ходе определенного мероприятия.
Учитывая сложившуюся судебную практику <1>, дополнительно отметим, что договор спонсорства должен содержать следующие необходимые для данного вида договоров условия:
- цель спонсорской помощи;
- размер и порядок внесения спонсорского взноса;
- описание мероприятия, на проведение которого должна быть направлена спонсорская помощь;
- обязанность упоминания спонсируемым спонсора при проведении мероприятия (спонсорская реклама);
- обязанность представления спонсируемым отчета о реализации мероприятия.
Относительно отсутствия в уставе НКО упоминания рекламной деятельности как одного из видов деятельности важно учитывать следующее.
Во-первых, основной обязанностью спонсируемого по договору спонсорства являются организация и проведение мероприятия (реализация программы), что должно соответствовать целям, указанным в уставе.
Во-вторых, абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) закреплено, что законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Пунктом 2 ст. 8 названного Закона установлено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Каких-либо иных ограничений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, действующее законодательство не содержит.
Дополнительно отметим, что в уставе партнерства также целесообразно предусмотреть, что партнерство вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ и соответствующими целям создания партнерства. Данное положение может быть растолковано в том числе и как возможность осуществления партнерством рекламной деятельности, соответствующей целям создания. Таким образом, отсутствие в уставе упоминания рекламной деятельности не может толковаться как препятствие для заключения договора спонсорства. Также обращаем внимание, что с 1 сентября 2014 г. действуют новые изменения в ГК РФ <2>, связанные с ограничениями на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческими организациями.
<2> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".В связи с этим отмечаем, что п. 2 ст. 123.8 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ <3>) установлено, что ассоциации и союзы (именно к ним закон относит некоммерческие партнерства) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов). Полагаем, что данная норма позволяет вступать в гражданско-правовые отношения, в том числе заключать договоры, направленные на реализацию целей, указанных в уставе. Прямых запретов на ведение ассоциациями и союзами предпринимательской деятельности Законом N 99-ФЗ не предусмотрено.
<3> Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.Дополнительно отметим, что нормы ГК РФ закрепляют общие правила для участников гражданских отношений и при отсутствии регулирования по тому или иному вопросу подлежат применению также нормы специального законодательства. В рассматриваемом вопросе подлежат применению нормы Закона N 7-ФЗ, где, как уже говорилось, не предусмотрены ограничения, которые могли бы быть применены к анализируемой ситуации.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, вступившие в силу с 1 сентября 2014 г. изменения ГК РФ не распространяют свое действие на уже возникшие отношения сторон, в том числе на заключенные до вступления изменений в силу договоры.
Учитывая изложенное, полагаем, что для минимизации рисков переквалификации пожертвования в договор оказания услуг или иной вид договора, а также неблагоприятных налоговых последствий сторонам целесообразно заключить договор спонсорства.
М.А.Петрова
Юрист
"ФБК Право"