Мудрый Экономист

Повышающие коэффициенты с 2015 года

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

С 01.01.2015 плата за коммунальные услуги в некоторых случаях должна начисляться с учетом повышающих коэффициентов. Соответствующие поправки были приняты более полутора лет назад (см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 N 344), и вот теперь пришло время применять их на практике. Каким образом, расскажем в статье.

Условия применения повышающих коэффициентов Метод установления нормативов

Повышающие коэффициенты введены путем дополнения Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, новыми пунктами - п. п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1) и 9(1).

Период применения

Значение коэффициента

01.01.2015 - 30.06.2015

1,1

01.07.2015 - 31.12.2015

1,2

01.01.2016 - 30.06.2016

1,4

01.07.2016 - 31.12.2016

1,5

С 01.01.2017

1,6

Обратим особое внимание, что эти пункты расположены в ч. I Приложения, содержащей порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов. Значит, первое условие для применения повышающих коэффициентов гласит: нормативы должны быть установлены методом аналогов. Поясним сказанное.

В силу п. п. 21, 22, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерения объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями. В случае невозможности применения метода аналогов применяется расчетный метод. Использованный метод установления нормативов потребления указывается в нормативном акте об утверждении соответствующих показателей. К примеру, в Нижегородской области при разработке нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению применен расчетный метод (см. Постановления Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 N 594, от 19.06.2013 N 376), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижнего Новгорода также установлен расчетным методом (Постановление Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 N 380). Точно так же РЭК Вологодской области сообщила, что по аналогичной причине на территории Вологодской области размер платы за все виды коммунальных услуг с 01.01.2015 будет определяться без применения повышающих коэффициентов.

Ключевой момент. Повышающие коэффициенты применяются, только если норматив установлен методом аналогов.

Между тем некоторые эксперты считают, что это не намеренное упущение авторов поправок к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. По крайней мере, смысл введения подобных поправок теряется (если не считать таким смыслом запугивание (стимулирование) собственников помещений с целью принудить их устанавливать приборы учета), ведь в подавляющем большинстве случаев применяется именно расчетный метод. Возможно, что впоследствии по мере накопления данных о потреблении коммунальных услуг приборами учета нормативы будут устанавливаться методом аналогов и повышающие коэффициенты будут применяться более широко.

Справедливости ради отметим, что Минстроем разработан проект изменений к Правилам предоставления коммунальных услуг, из которого следует: во-первых, коэффициенты применяются независимо от метода установления норматива потребления, во-вторых, размер коэффициентов существенно увеличен, а период их применения сокращен. Если документ будет принят, мы расскажем о нем на страницах журнала.

Наличие технической возможности

Согласно п. п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1) Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов при наличии технической возможности установки ИПУ и ОПУ. Значит, если нет технической возможности монтажа счетчика, плата за коммунальные услуги не должна вырасти.

Нормативные акты не регламентируют права и обязанности участников правоотношений в вопросе установления наличия (отсутствия) технической возможности установки счетчиков. Ясно одно: исполнитель не заинтересован брать на себя дополнительные обязанности (осматривать помещения, составлять акты обследования). Если у него есть все основания полагать, что в конкретном помещении в доме есть техническая возможность монтажа прибора (с учетом проектных характеристик, фактов установки ИПУ в соседних квартирах), исполнитель вправе начислять плату за коммунальные услуги с учетом повышающих коэффициентов. Обследование жилого помещения для установления наличия (отсутствия) такой технической возможности может быть проведено только с согласия собственника помещения, принудить его исполнитель не вправе. Поэтому потребитель может представить акт такого обследования для обоснования неправомерности применения повышающих коэффициентов.

Исполнитель коммунальных услуг никак не может повлиять на потребителей в вопросе установки ИПУ, поэтому, скорее всего, и были предусмотрены повышающие коэффициенты. Что касается ОПУ, обязанность по его установке возложена как раз на исполнителя. Но если отсутствует решение общего собрания собственников помещений о порядке монтажа счетчика и финансирования соответствующих затрат, то исполнитель не заинтересован в том, чтобы за свой счет устанавливать ОПУ. Одновременно законом предусмотрена обязанность РСО сделать это без согласования с собственниками помещений в принудительном порядке с последующим взысканием расходов <1>. Причем гражданам по умолчанию предоставляется рассрочка. Поэтому население или исполнитель коммунальных услуг может попытаться ускорить установку ОПУ, если РСО не смонтировала счетчик в установленный срок. Известны случаи, когда суд признавал законными предписания контролирующих органов об установке ОПУ, адресованные РСО (а проверка проводилась по жалобе ТСЖ).

<1> См. статью С.Н. Козыревой "Кто оплатит принудительную установку ОПУ?" (N 10, 2014).

Ключевой момент. Повышающие коэффициенты не применяются, если есть акт обследования МКД, помещения в нем, свидетельствующий об отсутствии технической возможности установки прибора учета.

Если акт об отсутствии технической возможности установки ОПУ не составлялся, исполнитель обязан начислять плату за коммунальные услуги на ОДН с учетом повышающих коэффициентов. Это обстоятельство может стимулировать собственников помещений инициировать установку ОПУ за свой счет. Кстати, УК и ТСЖ в целях исполнения Правил осуществления деятельности по управлению МКД <2> обязаны вновь предложить собственникам помещений смонтировать ОПУ перед тем, как начислять плату за коммунальные услуги на ОДН с учетом повышающих коэффициентов.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.

Перечень коммунальных услуг

Обратим особое внимание: исходя из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов не на все коммунальные услуги, а на некоторые:

Увеличение нормативов газоснабжения не предусмотрено. В силу п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях. Поэтому из формулировки п. 5(1) Приложения (с учетом повышающего коэффициента определяется именно норматив потребления коммунальной услуги, а не размер платы за нее) можно сделать вывод, что и норматив водоотведения будет учитывать повышенный объем стоков. Одновременно установка прибора учета сточных вод не является обязательной, стало быть, стимулировать потребителей к установке ИПУ сточных вод не нужно. Таким образом, представляется, что не стоит торопиться с начислением платы за водоотведение с учетом повышающих коэффициентов, а лучше дождаться разъяснений от Минстроя либо органов, утверждающих нормативы потребления.

Ключевой момент. Повышающие коэффициенты не применяются к нормативу потребления услуги по газоснабжению.

Случаи и варианты применения повышающих коэффициентов ИПУ был установлен, но теперь не эксплуатируется

Если в жилом помещении был установлен и введен в эксплуатацию ИПУ, но впоследствии он не может быть использован в качестве средства измерения (если он вышел из строя, был утрачен, либо если истек срок его эксплуатации (межповерочный интервал)), исполнитель в течение максимум трех месяцев начисляет плату за коммунальную услугу в жилом помещении исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса согласно показаниям ИПУ за период не менее шести месяцев (пп. "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг). По истечении трех месяцев плату рассчитывают на основе нормативов потребления. Начиная с 01.01.2015 вступит в силу новая редакция абз. 1 п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг, по истечении трех месяцев плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Заметим, что сообщение исполнителю о выходе ИПУ из строя - это обязанность потребителя коммунальных услуг (п. 81(13) Правил предоставления коммунальных услуг). Пока соответствующей информации у исполнителя нет, считается, что ИПУ исправен, плата начисляется исходя из его показаний.

Если показания ИПУ не представляются, в течение первых шести месяцев плата начисляется исходя из среднемесячного объема потребления (пп. "б" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг). Затем исполнитель обязан провести проверку состояния ИПУ (п. п. 82, 84). Кроме того, проверку нужно проводить как минимум раз в год. Если в нарушение требований закона проверка не проведена, исполнитель начисляет плату за последующие месяцы исходя из нормативов потребления. Применение повышающих коэффициентов не предусмотрено новой редакцией абз. 2 п. 60. Если проверка проведена успешно, ее результаты учитываются при начислении платы в порядке, установленном п. 61, речь о повышающих коэффициентах не ведется. Если проверкой установлен выход ИПУ из строя, следует установить соответствующую дату и действовать по описанному выше алгоритму (в конечном итоге коэффициенты применяются).

Если потребитель не способствует проведению проверки (игнорирует сообщения исполнителя либо не допускает его в жилое помещение), исполнитель в порядке, определенном в п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг, составляет акт об отказе в допуске к приборам учета. Согласно новому п. 60(2) при недопуске два раза и более потребителем исполнителя в занимаемое помещение для проведения проверки ИПУ и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов. Здесь ничего не сказано о дате, но из общего смысла понятно, что имеется в виду дата составления акта об отказе в допуске к счетчику.

Отсутствие или выход из строя ОПУ

Согласно п. 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг, который начнет действовать с 01.01.2015, плата за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, определяется с применением повышающих коэффициентов в двух случаях:

<3> Плата за услугу по отоплению не разделяется на плату за услугу, предоставленную в помещении, и плату за услугу на ОДН, в связи с этим при отсутствии ОПУ тепловой энергии с учетом повышающих коэффициентов начисляется плата за отопление.
<4> Подробнее см. статью Е.В. Емельяновой "Эксплуатация и замена ОПУ" (N 10, 2014).

Отсутствие ИПУ

Обратим внимание, что в Правилах предоставления коммунальных услуг (а именно в п. 42) не сказано, что при отсутствии в помещении ИПУ размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов. Однако из формулировок п. п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1) Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг следует именно такой вывод. Повторим, в них написано, что повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов потребления при наличии технической возможности установки приборов учета. В свою очередь, норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

Ключевой момент. С учетом повышающего коэффициента определяется не размер платы за коммунальную услугу, а норматив, то есть расчетный объем ее потребления.

Специальные положения п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг уточняют, что повышающие коэффициенты применяются при расчете платы в определенных случаях, когда ИПУ установлен: при выходе его из строя и отказе в допуске к ИПУ.

Как рассчитывать плату за коммунальные услуги на ОДН при наличии ОПУ?

Введение повышающих коэффициентов вызывает вопрос, вынесенный в название раздела. Вспомним, что при расчете платы за коммунальные услуги на ОДН следует в первую очередь определить объем коммунальных услуг, поставленных на ОДН в целом по дому. Для этого из общего объема потребления, зафиксированного ОПУ, следует вычесть суммарный объем потребления ресурса в помещениях дома (определяется по показаниям ИПУ, среднемесячному объему потребления и нормативам). К примеру, в п. 13 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрена такая формула для расчета объема предоставленных на ОДН горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электроэнергии (V):

,

где - объем коммунального ресурса, потребленного в МКД, по показаниям ОПУ;

- объем коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг;

- объем коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в квартирах, не оснащенных ИПУ (определяется исходя из норматива потребления и количества граждан);

- объем коммунального ресурса, потребленного в квартирах, оснащенных ИПУ, определенный по показаниям таких счетчиков;

- объем коммунального ресурса, использованного исполнителем при производстве коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который помимо этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальных услуг по электроснабжению и (или) газоснабжению.

Затем этот объем нужно сравнить с объемом коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Если расчетный объем больше нормативного, плата начисляется исходя из нормативного объема, а разницу оплачивает исполнитель коммунальных услуг за счет собственных средств, если иной порядок не установлен решением общего собрания собственников помещений (п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг).

С учетом введения повышающих коэффициентов возникает вопрос: применяются ли они, во-первых, при определении базы для сравнения (нормативы потребления коммунальной услуги на ОДН), а во-вторых, при расчете суммарного объема потребления коммунальной услуги в помещениях, если в них отсутствуют ИПУ (нормативы потребления коммунальной услуги в жилых помещениях)? На первый вопрос следует ответить отрицательно, потому что нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН определяются с учетом повышающих коэффициентов при отсутствии ОПУ, а в нашем случае ОПУ установлен и используется как средство измерения. А вот второй вопрос требует более тщательного изучения. В суммарном объеме учитывается объем потребления коммунальной услуги в жилом помещении без ИПУ, определенный исходя из норматива потребления. А в силу Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг повышающие коэффициенты применяются при определении нормативов. То есть при отсутствии прибора учета норматив с 2015 г. будет определяться уже с учетом коэффициента, значит, коэффициент увеличивает именно объем потребления коммунальной услуги. Стало быть, при расчете суммарного объема потребления в помещениях дома применяются нормативы с учетом повышающих коэффициентов. По этой причине при прочих равных условиях объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, уменьшится, не исключено, что до нулевой или отрицательной величины. Таким образом, благодаря повышающим коэффициентам потребители в помещениях, не оснащенных ИПУ, примут на себя частично или полностью бремя оплаты коммунальных услуг на ОДН. В выигрыше окажется в первую очередь исполнитель коммунальных услуг, так как объем коммунальных услуг на ОДН, который нужно сравнивать с нормативным, уменьшится, и более вероятно, что за свой счет он не будет вынужден оплачивать превышение.

Расчеты с РСО

Если в доме установлен ОПУ, расчеты за поставленный коммунальный ресурс ведутся по его показаниям независимо от наличия или отсутствия ИПУ в помещениях дома, то есть РСО безразлично, применяются ли повышающие коэффициенты при расчете платы для потребителей.

Если дом не оснащен ОПУ, объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле (см. пп. "в" п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения <5>), среди слагаемых есть объем коммунального ресурса, определенный в жилых помещениях исходя из норматива потребления, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на ОДН, определенный по соответствующему нормативу. Учитывая, что с 2015 г. норматив будет определяться с учетом повышающих коэффициентов, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем в адрес РСО в отсутствие ОПУ, также будет определяться с учетом повышающих коэффициентов в соответствующей части (в конечном итоге по дому, не оснащенному ОПУ, объем коммунального ресурса, поставленного в дом, будет соответствовать объему коммунальных услуг, исходя из которого начисляется плата потребителям). Выходит, как и ранее, в общем сумма начислений потребителям должна совпасть со стоимостью приобретенного коммунального ресурса.

<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

О разнице при применении коэффициентов

В пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Однако никакой конкретики по поводу расчета этой суммы, порядка осуществления мероприятий, учета и контроля целевого использования средств в нормативных актах нет.

Выше мы обосновали, что исходя из буквального прочтения п. п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1) Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг даже с применением повышающих коэффициентов исполнитель перечисляет РСО фактически те же суммы, которые предъявляет к уплате, либо даже в силу п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг некоторую часть коммунального ресурса на ОДН оплачивает за свой счет. Никакого дополнительного источника финансирования у ТСЖ и УК в связи с применением повышающих коэффициентов не образуется. Дополнительные средства получит РСО, если в доме отсутствует ОПУ. И только если РСО выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, у нее есть обязанность направлять их на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Обратим внимание, что РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, в общем случае не ответственна за содержание общего имущества в МКД (если не выбрана в качестве УК), поэтому не обязана проводить указанные мероприятия в отношении общего имущества в МКД. Кстати, в пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг и не уточняется, что это за мероприятия.

В любом случае плата за коммунальные услуги в повышенном размере, обусловленная применением с 2015 г. специальных коэффициентов к нормативам потребления, учитывается и облагается налогами в общем порядке как выручка от реализации. Здесь можно провести аналогию с платой за подключение: ее суммы учитываются как налогооблагаемые доходы, хоть и являются источником финансирования строительства и модернизации основных средств (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 1541/13, Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-03-06/1/632).

* * *

Честно скажем, что первое впечатление от поправок, касающихся применения повышенных коэффициентов, существенно отличается от результатов их тщательного анализа. Итак, в течение полутора лет в СМИ шла речь о том, что плата за коммунальные услуги для населения с 2015 г. возрастет, если не установить приборы учета. Но никто не сказал, что такое возможно, если нормативы потребления установлены методом аналогов, тогда как в подавляющем большинстве случаев использован расчетный метод определения нормативов потребления. Также декларируется, что разницу от применения повышающих коэффициентов исполнитель коммунальных услуг будет расходовать на мероприятия по энергосбережению. Однако ни механизма расчета такой разницы, ни перечня мероприятий, ни, главное, порядка контроля за целевым использованием средств не предложено. Более того, теперь мы знаем, что и разницы-то никакой ТСЖ и УК не получат, поскольку все деньги уйдут РСО (если в доме нет ОПУ) либо останутся у жильцов (если дом оснащен ОПУ).

Безусловно, все изложенное основано на действующих в настоящее время нормативных актах, которые с легкой руки чиновников могут кардинально поменяться.

Е.В.Емельянова

Редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"