О льготе по НДС и лицензируемом виде деятельности
"НДС: проблемы и решения", 2014, N 12
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 25 п. 2 названной статьи не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Ситуация, о которой пойдет речь в данной статье, коснулась организации, занимающейся заготовкой, переработкой и реализацией лома черных металлов. По мнению контролеров, у компании отсутствовали правовые основания для применения льготы, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку не был представлен необходимый пакет подтверждающих ее применение документов. Что же имели в виду налоговики? Справедливы ли их утверждения?
Пунктом 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ.
Нормативными актами, определяющими порядок лицензирования деятельности, в частности, по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов являются:
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании);
- Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957);
- Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" (далее - Постановление N 1287) <1>.
Согласно ст. 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии. Лицензия, в свою очередь, - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи данного документа в форме электронного документа.
Таким образом, получение лицензии, выданной лицензирующим органом, свидетельствует о наличии у лица права на осуществление указанного в лицензии вида деятельности.
Итак, в силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию. При наличии у компании лицензии она имеет право на освобождение от налогообложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Решение налоговиков и судебные споры
Компания, осуществляющая упомянутый выше вид деятельности, оказалась в непростой ситуации. В ходе проведения камеральных налоговых проверок на основе первичных деклараций по НДС в подтверждение правомерности применения льготы по НДС налогоплательщик представил лицензию на осуществление вида деятельности "Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов".
Внимание налоговиков привлек следующий факт: лицензия получена в лицензирующем органе одного субъекта РФ, а деятельность налогоплательщика осуществляется в другом. Поясним: согласно данным, приведенным в лицензии, выданной в Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области, местом осуществления лицензируемого вида деятельности является г. Шуя Ивановской области. Фактическое же место осуществления работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, - п. Арти Свердловской области.
В связи с этим контролеры по результатам проведения камеральной проверки сделали вывод, что наличие у организации региональной лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов препятствует обороту такой продукции в ином регионе.
Положения п. 6 ст. 149 НК РФ предполагают наличие соответствующей лицензии на осуществление лицензируемой деятельности. Лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов у общества имелась, однако она не предоставляла права на деятельность именно в том регионе, где она фактически осуществлялась.
При таких обстоятельствах контролерами сделан вывод, что оснований для предоставления организации льготы по НДС, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, не возникает, поскольку право на ее использование не подтверждено.
Отметим, что налогоплательщик, не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, обратился в суд, однако не получил поддержки арбитров. Суд первой инстанции поддержал налоговиков (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2014 по делу N А60-1778/2014). По какой же причине? В данном случае от налогоплательщика требовались доказательства, свидетельствующие об обращении его с заявлением в лицензирующий орган (с приложением необходимых документов) на внесение сведений в лицензию об иных адресах места осуществления работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, а также о соблюдении самой процедуры переоформления лицензии: рассмотрение заявления лицензирующим органом, вынесение решения о переоформлении лицензии (по результатам данного рассмотрения) и получение переоформленной лицензии организацией.
Аргументы за и против. Кто кого?
Предлагаем вернуться к нормативным актам, определяющим порядок лицензирования отдельных видов деятельности. Так, ст. 9 Закона о лицензировании, регулирующей порядок действия лицензии, устанавливается, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Однако п. 5 названной статьи содержит-таки условие, согласно которому деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ. На основании данного условия лицензиат должен уведомить лицензирующие органы соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Так, в силу п. 3 Постановления N 957 деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов РФ, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении (положениями названного пункта также установлен перечень сведений, которые необходимо указать в уведомлении). К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Аналогичные требования в отношении лицензирования вида деятельности заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов изложены в Постановлении N 1287. Так, согласно п. 8 названного документа при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает новый адрес, а также сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям (п. 5 Постановления N 1287).
Лицензирующий орган субъекта РФ при этом переоформляет лицензию в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Что получается?
Организацией действительно не соблюдена установленная законодательством в области лицензирования процедура переоформления лицензии. В подобном случае компания обязана уведомить лицензирующий орган другого субъекта РФ. Но правомерно ли при этом утверждение об отсутствии оснований для предоставления ей льготы по НДС?
Исходя из положений п. 6 Постановления N 1287 нарушение порядка уведомления лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по новому адресу не отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований. Как указал АС УО в Постановлении от 09.10.2014 N Ф09-6847/14 по комментируемому нами делу, встав на сторону налогоплательщика, несоблюдение правил об извещении лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ об осуществлении лицензируемого вида деятельности влечет лишь нарушение лицензионных правил относительно действия лицензии, но не приводит к утрате налогоплательщиком соответствующей лицензии.
На основании изложенного осуществление лицензируемой деятельности на территории иного субъекта РФ без соответствующего разрешения не лишает налогоплательщика права на применение льготы, установленной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В заключение отметим, что, дабы не обременять себя судебными разбирательствами, компаниям следует все же учитывать требования нормативных актов, регулирующих порядок лицензирования отдельных видов деятельности, и не пренебрегать ими. Так у налоговиков не будет возможности усомниться в правомерности применения льготы, установленной ст. 149 НК РФ. Однако, оказавшись в подобной спорной ситуации, можно воспользоваться в том числе выводом арбитров, сделанным в Постановлении N Ф09-6847/14, об отсутствии у налогового органа полномочий по проведению проверки соблюдения лицензионных требований и условий налогоплательщиком.
Н.В.Фирфарова
К. э. н.,
эксперт журнала
"НДС: проблемы и решения"