Мудрый Экономист

Сертификация услуг и декларирование соответствия продукции общепита

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

Каким образом сертифицируются услуги общественного питания? В каких случаях на продукцию общепита должна быть оформлена декларация соответствия? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Документальное удостоверение соответствия продукции, процессов производства и иных операций требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров называется подтверждением соответствия (ст. 2 Закона N 184-ФЗ <1>). Оно может быть обязательным или добровольным (п. 1 ст. 20 Закона N 184-ФЗ). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное - в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации (п. п. 2, 3 ст. 20 Закона N 184-ФЗ).

<1> Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Подтверждение соответствия услуг общепита - право или обязанность?

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям техрегламента. В качестве объекта обязательного подтверждения соответствия может выступить исключительно продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ (п. 1 ст. 23 Закона N 184-ФЗ). В п. 2 ст. 46 Закона N 184-ФЗ говорится, что со дня вступления в силу данного документа обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции. В то же время на основании п. 1 ст. 21 Закона N 184-ФЗ работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия. Таким образом, со дня вступления в силу (30.06.2003) Закона N 184-ФЗ услуги (в том числе услуги общественного питания) не признаются объектом обязательного подтверждения соответствия <2>.

<2> См. Информационное письмо Госстандарта России от 11.07.2003 N ВК-110-28/2522.

Ключевой вывод. Услуги (включая услуги общественного питания) не подлежат обязательной сертификации с 30.06.2003.

Отметим: п. 2 ст. 4 Закона N 184-ФЗ установлено, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы применения этого Закона, применяются в части, не противоречащей ему. Поэтому, несмотря на то что:

фактически требования по сертификации услуг общепита не подлежат применению с 30.06.2003, поскольку они вступили в противоречие с положениями Закона N 184-ФЗ.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России.

Порядок проведения добровольной сертификации услуг общепита

Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для определения соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

С 01.07.2012 введен в действие ГОСТ Р 54659-2011 "Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)" <5>. Данный Стандарт устанавливает правила добровольной сертификации услуг (работ) в системах добровольной сертификации, созданных в соответствии с Законом N 184-ФЗ (п. 2 ст. 21). Объектами сертификации являются услуги (работы), оказание которых регулируется нормативными, техническими и другими документами, содержащими требования к их качеству и безопасности, а также методы их оценки, проверки и контроля. Сертификация услуг (работ) осуществляется по инициативе заявителей - организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (выполняющих работы), на соответствие требованиям заявленных нормативных и технических документов. Добровольную сертификацию услуг (работ) проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, в пределах их области аккредитации. При работах по добровольной сертификации услуг (работ) используются схемы сертификации согласно Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации <6>. Услуги общественного питания сертифицируются по схеме 2.

<5> Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 815-ст.
<6> Утверждены Постановлением Госстандарта России от 05.08.1997 N 17.

Для добровольной сертификации услуг (работ) заявитель направляет заявку в аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации с необходимым комплектом документов. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в стоимость договора. После получения от заявителя подписанного договора и соблюдения условий его оплаты орган по сертификации приступает к работам по добровольной сертификации услуг. На основании решения о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации оформляет этот сертификат, приложение к нему (при необходимости) и разрешение на применение знака соответствия, осуществляет их регистрацию и выдачу заявителю.

Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов подтверждения соответствия, стабильности оказания услуг (выполнения работ), сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года. Организация, получившая сертификат соответствия, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры, наряд-заказы знаком соответствия системы добровольной сертификации, а также использовать знак соответствия в целях рекламы, в информационных материалах, на вывесках и стендах (п. 5.13 ГОСТ Р 54659-2011).

На заметку. В целях сертификации услуг населению применяется ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Утратит силу с 01.01.2016 на основании Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Одна из наиболее известных и востребованных систем сертификации - система сертификации ГОСТ Р. Она используется в том числе для целей добровольной сертификации услуг населению. Положение о данной системе утверждено Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N 11. Правила по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе" утверждены Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N 12. В связи с вступлением в силу Закона N 184-ФЗ в целях организации работ по сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р Постановлением Госстандарта России от 21.08.2003 N 97 были утверждены Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг. В Приложении Б.9 к этим Правилам описан Порядок сертификации услуг общественного питания.

Обязательное подтверждение соответствия продукции

Декларирование соответствия продукции осуществляется согласно ст. 24 Закона N 184-ФЗ по одной из следующих схем:

Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются:

  1. единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  2. единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (п. 3 ст. 46 Закона N 184-ФЗ).

Указанные Перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. С даты вступления в силу данного Постановления (14.02.2010) вся продовольственная продукция подлежала исключительно декларированию соответствия (обязательной сертификации не подлежала).

Нужно понимать: как только на ту или иную продукцию принимается техрегламент, она исключается из соответствующего Единого перечня. Но сказанное, разумеется, не означает, что после этого ее не нужно декларировать, просто требования к данной продукции и формы ее декларирования предусматривает уже техрегламент. В настоящее время из Единого Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, в связи с принятием соответствующих техрегламентов исключены практически все разделы продовольственной продукции, за исключением продукции рыбной промышленности, продукции кормопроизводства и продукции микробиологической промышленности.

Итак, мы выяснили, что пищевая продукция подлежит декларированию соответствия согласно техрегламентам на ту или иную продукцию. Нужно сделать ремарку о том, какие это техрегламенты. Как известно, в настоящее время сфера технического регулирования в Российской Федерации находится в стадии реформирования в рамках Таможенного союза <7>. 18.11.2010 было принято Соглашение "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого Соглашения на территории ТС имеют прямое действие техрегламенты Таможенного союза, а в отношении продукции, соответствующей требованиям таких регламентов, не должна проводиться дополнительная оценка (подтверждение) соответствия. В силу п. 3 ст. 5 Соглашения со дня вступления в силу техрегламентов Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования законодательства РФ. Это означает, что со дня вступления в силу техрегламентов Таможенного союза российские техрегламенты-аналоги не применяются, что соответствует п. 4 ст. 4 Закона N 184-ФЗ, которым установлен приоритет норм международного права в сфере технического регулирования над нормами российского законодательства.

<7> Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (подписан в Душанбе 06.10.2007).

Назовем техрегламенты ТС на пищевую продукцию, которые уже вступили в силу:

Наименование

Утвердивший орган

Дата начала действия

"О безопасности зерна" (ТР ТС 015/2011)

Комиссия Таможенного союза (Решение от 09.12.2011 N 874)

01.07.2013

"О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011)

Комиссия Таможенного союза (Решение от 09.12.2011 N 880)

01.07.2013

"Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011)

Комиссия Таможенного союза (Решение от 09.12.2011 N 882)

01.07.2013

"Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011)

Комиссия Таможенного союза (Решение от 09.12.2011 N 883)

01.07.2013

"О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012)

Совет Евразийской экономической комиссии (Решение от 15.06.2012 N 34)

01.07.2013

"Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012)

Совет Евразийской экономической комиссии (Решение от 20.07.2012 N 58)

01.07.2013

"О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)

Совет Евразийской экономической комиссии (Решение от 09.10.2013 N 67)

01.05.2014

"О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)

Совет Евразийской экономической комиссии (Решение от 09.10.2013 N 68)

01.05.2014

Добавим, что Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 утвержден Перечень пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции.

В ближайшем будущем будут приняты техрегламенты "О безопасности алкогольной продукции", "О безопасности рыбы и рыбной продукции", "О безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости", "О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки" <8>.

<8> См. План разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 N 79.

Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и Правила их оформления утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293.

В каких случаях требуется декларировать продукцию общепита?

Согласно абз. 3 п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила" <9> реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, удостоверения о качестве и безопасности, декларации или сертификата о соответствии). Сопроводительные документы в организации общепита должны храниться не менее 30 дней с момента изготовления блюда. Заметим, абз. 3 введен в п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 с 29.05.2011 <10>.

<9> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<10> Изменения и дополнения N 4 К СП 2.3.6.1079-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.03.2011 N 29).

К сведению. В отличие от продукции общепита, реализуемой вне предприятий общепита и подлежащей декларированию соответствия, оценка (подтверждение соответствия) пищевой продукции предприятий общепита, предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов ее реализации проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований Техрегламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" <11> и (или) техрегламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п. п. 1, 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011).

<11> Утвержден Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880.

В каких случаях следует говорить о реализации продукции общепита вне организации общепита? Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" <12> продукцию общественного питания реализуют:

<12> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст.

Исходя из п. 3 ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" <13> под предприятием общественного питания понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации этой продукции и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. Обратим внимание и на определение кейтеринга (п. 2 ГОСТ 31985-2013) - это деятельность предприятия общепита, заключающаяся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общепита и с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания. Из содержания ГОСТ Р 55051-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу" <14> (п. п. 3.2, 4.1, 4.2, 4.6, 4.7) следует, что кейтеринг подразделяют на выездное обслуживание (вне места нахождения кейтерингового предприятия) и розничную продажу продукции общепита. Выездное обслуживание организуют в формах событийного кейтеринга, услуг повара и (или) официанта на дому, доставки продукции общепита по заказам организаций и потребителей с возможным обслуживанием (организациям - в офисы организаций, на предприятия, в столовые-раздаточные, буфеты; физлицам - на рабочие места, на дом, в купе железнодорожного вагона; на транспортные объекты, включая борта воздушных судов, предприятия питания на железнодорожном транспорте - вагоны-рестораны, вагоны-кафе и купе-буфеты, предприятия питания на плавучих судах, в туристические автобусы и т.п.). Розничную продажу продукции общепита осуществляют в форме продажи указанной продукции (в том числе бортового питания) для транспортных объектов всех видов, сторонним организациям, а также в форме ее продажи в местах проведения массовых общественных мероприятий, осуществляемой изготовителем с использованием лотков, тележек и т.п. Из совокупности приведенных норм следует сделать вывод о том, что реализация продукции общепита должна осуществляться при наличии декларации о ее соответствии при реализации:

<13> Вводится в действие с 01.01.2015 Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст.
<14> Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2012 N 704-ст.
<15> Пункт 24 ГОСТ 31985-2013.

На заметку. Продукция, реализуемая вне предприятия общепита, должна быть маркирована в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" <16>. Данный Техрегламент не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общепита в процессе оказания услуг общепита для потребления на месте производства (п. 2 ст. 1).

<16> Утвержден Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 N 881.

Ответственность за отсутствие декларации соответствия

Отсутствие декларации на продукцию общепита определяется в ходе проверок, осуществляемых органами Роспотребнадзора. Данное нарушение может повлечь административную ответственность:

Приведем примеры судебных решений по данному вопросу.

Реквизиты судебного акта

Предприятие общепита привлечено к ответственности за отсутствие деклараций на продукцию

Решение АС Свердловской области от 16.06.2014 по делу N А60-15006/2014

При оказании кейтеринговых услуг (доставка суши и роллов)

Решение АС Приморского края от 07.02.2014 по делу N А51-38795/2013

При реализации кондитерских кремовых изделий (торты, пирожные) вне предприятия общепита

Решение АС Республики Мордовия от 13.08.2013 по делу N А39-1558/2013

При реализации хлебобулочных и кондитерских изделий вне организации общепита (в торговой точке на рынке)

Решение АС Томской области от 17.05.2013 по делу N А67-1456/2013

При реализации через торговую сеть мясных полуфабрикатов в тесте

Решение АС Архангельской области от 15.09.2011 по делу N А05-6905/2011

При реализации своей продукции (котлеты, салаты, шашлыки и пр.) через собственные торговые павильоны (продукция доставлялась из цехов приготовления, расположенных по другому адресу)

Выделим Решение АС г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-62989/13. В нем содержатся выводы о том, что не требуется оформление деклараций о соответствии на продукцию, которая вырабатывается цехом по производству кулинарных изделий и полуфабрикатов при магазине и в нем же реализуется.

Должны отметить, что существует ничем не подкрепленное мнение о том, что декларации соответствия на продукцию общепита требуются только в тех случаях, когда названная продукция реализуется в розничной торговой сети других юридических лиц (не изготовителя). Например, такое мнение было высказано в Письмах Росстандарта (ответах на частные запросы), которые исследовал АС г. Москвы в деле N А40-62989/13. Кроме того, неоднозначно решается арбитражными судами вопрос о необходимости оформления деклараций соответствия на бортовое питание, реализуемое вне цеха бортового питания. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу N А40-149285/12 <17> сделан вывод о том, что в таком случае нужна декларация на продукцию, а в Постановлении ФАС МО от 19.08.2013 по делу N А41-46092/12 - что декларация не требуется. Причем в деле N А41-46092/12 суд руководствовался тем, что предприятие бортового питания относится к предприятиям общепита, а не к промышленным предприятиям, и декларации соответствия на свою продукцию оно должно оформлять только в случае ее реализации через торговую сеть. Примечательно, что суд, принимая решение, опирался в том числе на письменные разъяснения, представленные для судебного разбирательства Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) <18>, следующего содержания:

<17> Определением от 04.12.2013 N ВАС-17364/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС.
<18> ВНИИС уполномочен Росстандартом давать разъяснения по принадлежности продукции к объектам сертификации и декларирования, присвоения кодов ОКП.
<19> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Как видим, хотя положения действующего законодательства однозначно говорят о необходимости оформления деклараций о соответствии на продукцию общепита во всех случаях, когда она реализуется вне предприятия общепита, выводы судебной практики противоречивы. Исследуя конкретные обстоятельства дела, суд может решить, что декларация на продукцию общепита, реализуемую вне предприятия, не требуется.

* * *

Мы выяснили, что услуги общественного питания сертифицируются только на добровольной основе. Иногда сертификация дает предприятию преимущества, например при участии в аукционе на право по организации питания в детских оздоровительных лагерях, в образовательных учреждениях. Кроме того, в ходе добровольной сертификации устанавливаются тип предприятия общепита (ресторан, бар, кафе, столовая и пр.) и класс ресторанов и баров ("люкс", "высший" и "первый"). Если предприятие реализует свою продукцию не на месте изготовления, а на вынос и на вывоз по заказам потребителей, в магазинах (отделах) кулинарии, расположенных вне предприятия питания, через розничную торговую сеть, то оно должно составить на продукцию декларации о соответствии.

Е.В.Шоломова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"