Расчеты за отопление
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12
С 2015 г. в полном объеме утратят силу Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Постановление N 307, Правила N 307). Это означает, что с 1 января плата за отопление будет в любом случае рассчитываться в соответствии с актуальными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Постановление N 354, Правила N 354). Каким образом плата начислялась до этого и чем чреват переход на новый порядок ее расчета, рассмотрим в статье.
Порядок расчета потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденный Постановлением N 354, существенно отличается от прежнего порядка, обозначенного в Постановлении N 307. Основное различие заключается в том, что теперь плату нужно вносить только в течение отопительного периода, а не равномерно ежемесячно в течение всего года. В связи с этим должны быть утверждены соответствующие нормативы потребления.
Особый порядок: коэффициент периодичности внесения платежа
Чтобы сделать переход на новый порядок расчетов плавным, было принято Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (далее - Постановление N 857). Данный документ в актуальной редакции, действующей с 21.09.2013, предоставляет региональным органам власти право принять решение о внесении платы за отопление в течение всех расчетных месяцев календарного года. Это касается только потребителей, у которых отсутствуют какие-либо счетчики тепла (помещение не оснащено ИПУ тепловой энергии и расположено в МКД, в котором не установлен ОПУ тепловой энергии). Если такое решение принято, в расчете платы участвует коэффициент периодичности внесения платежа. Дело в том, что новые нормативы установлены в расчете на отопительный период. Чтобы распределить платежи равномерно в течение года, в формулу расчета платы ввели коэффициент, равный отношению количества месяцев отопительного периода к 12. Соответствующее решение может быть принято в отношении всех или некоторых муниципальных образований на территории субъекта РФ.
Постановление N 857 не ограничивает региональных властей по срокам. Выходит, что органы государственной власти субъекта РФ вправе в любой момент принять решение о переходе на ежемесячную оплату отопления. Но также они вправе в любой момент перейти на применение порядка, предусмотренного Постановлением N 354. А затем обратно, и так сколько угодно раз. Конечно, мы уверены в обоснованности решений чиновников, и таких прецедентов еще не было.
Обращаем особое внимание на то, что с наступлением 2015 г. в рассматриваемой ситуации ничего не изменится. Ранее (до 21.09.2013) Постановление N 857 предусматривало, что особый порядок расчета платы за отопление с учетом коэффициента периодичности внесения платежа мог применяться только в 2012 - 2014 гг. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 в данный документ были внесены поправки, в результате чего все упоминания о временных рамках были удалены. Выходит, что рассматриваемый порядок перестал носить характер переходного и временного и теперь существует наравне с предусмотренным Постановлением N 354.
Применение Постановления N 307 и расчеты с 2015 года
До 01.07.2013 (такой срок был установлен Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) органы государственной власти субъекта РФ могли выбрать еще один способ смягчения последствий перехода на применение Постановления N 354, точнее, вообще отсрочить его применение при расчете платы за отопление. В частности, региональные чиновники могли принять решение о расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в порядке, установленном Постановлением N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Очень многие регионы сделали именно так. Их решение действует вплоть до 01.01.2015, когда окончательно утратит силу Постановление N 307. Таким образом, без каких-либо специальных региональных нормативных актов исполнители коммунальных услуг, исчислявшие плату за отопление в соответствии с прежним порядком, с 2015 г. должны перейти на порядок, предусмотренный Постановлением N 354, либо, если соответствующее решение принято органом власти субъекта РФ и в доме отсутствуют ИПУ и ОПУ тепловой энергии, рассчитывать плату с применением коэффициента периодичности внесения платежа и нормативов потребления, действующих с 01.07.2012, но с применением нормативов потребления, принятых в соответствии с актуальной редакцией Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Кстати, из формулировки пп. "б" п. 1 Постановления N 857 не следует, что прежний порядок мог применяться только в ситуации, когда требовалось использование нормативов. Ремарка о нормативах касается частного случая. В связи с этим рассмотрим две ситуации применения прежнего порядка: когда в МКД отсутствует ОПУ и когда он установлен.
Если приборы учета отсутствуют
В силу пп. "а" п. 19 Правил N 307 и пп. 1 п. 1 Приложения 2 к этим Правилам при отсутствии ОПУ и ИПУ размер платы за отопление определяется путем перемножения трех показателей: норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего на 30.06.2012, общей площади помещения в МКД и тарифа на тепловую энергию. Повторим, нормативы установлены в расчете на весь календарный год, плата за отопление начисляется ежемесячно.
В связи с утратой Постановлением N 307 силы начиная с 2015 г. плату за отопление следует исчислять согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 и п. 2 Приложения 2 к названным Правилам. Множители в соответствующей формуле остались неизменными, однако норматив потребления теперь устанавливается в расчете на отопительный период, поэтому и плата начисляется только в течение отопительного периода.
Таким образом, в общем случае размер платы за отопление за январь изменится. Первый фактор - изменение норматива потребления. Второй возможный фактор - изменение тарифа на тепловую энергию. Третий фактор - переход на оплату отопления только в течение отопительного периода. Кстати, два особых варианта расчета платы (применение коэффициента периодичности внесения платежа и применение прежнего порядка) являются взаимоисключающими. Поэтому, если в регионе было принято решение действовать согласно Постановлению N 307, в нем автоматически не узаконено применение коэффициента периодичности внесения платежа. Однако, как мы выяснили выше, ничто не препятствует властям субъекта РФ принять решение об оплате отопления в течение всего года равномерно и после 01.01.2015. Если такое решение принято, то второй из указанных факторов будет устранен, в связи с чем изменение размера платы за отопление будет полностью зависеть от разницы между прежними и новыми нормативами потребления тепловой энергии на отопление, а также от роста тарифа.
Единственное, что требуется от исполнителя коммунальных услуг, - проинформировать потребителей в письменной форме об изменении размера платы не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов с учетом повышения, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст. 155 ЖК РФ). Проще говоря, в платежном документе за декабрь 2014 г. следует указать, что плата за январь 2015 г. будет начислена в ином размере в связи с изменением норматива и (или) тарифа потребления и (возможно) переходом на внесение платы только в течение отопительного периода.
Если в доме установлен ОПУ
В соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354 и п. 3 Приложения 2 к данным Правилам размер платы за отопление в доме, не оснащенном ОПУ, в котором не все помещения оборудованы ИПУ (то есть хотя бы одно помещение не оборудовано счетчиком), определяется путем распределения объема потребленной тепловой энергии согласно показаниям ОПУ пропорционально площади помещения потребителя. Иначе говоря, зафиксированный коллективным счетчиком объем тепловой энергии оплачивается всеми потребителями в течение отопительного периода.
В свою очередь, Постановление N 307 даже при наличии ОПУ тепловой энергии предполагает внесение платы за отопление равномерно ежемесячно в течение всего года. Так, согласно пп. "б" п. 21 Правил N 307 и пп. 2 п. 2 Приложения 2 к данным Правилам при наличии ОПУ и отсутствии ИПУ размер платы за отопление соответствует стоимости среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошлый год согласно показаниям ОПУ. Другими словами, следует разделить годовой объем фактически потребленной тепловой энергии на 12 и площадь всех помещений в доме, так получим среднемесячный объем потребления в Гкал/кв. м - показатель сродни нормативу потребления. Его умножают на площадь помещения потребителя и тариф, в результате определяется размер платы за каждый месяц года (неизменен в течение всех 12 месяцев). Если ОПУ был установлен меньше года назад, в связи с чем отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по нормативам потребления. Одновременно накапливается информация для осуществления расчета в следующем году.
Неотъемлемым элементом порядка расчета платы за отопление при наличии ОПУ является так называемая корректировка, с помощью которой объем потребления, за который начисляется плата, приводится к фактическому объему, который показал ОПУ. Соответствующая формула представлена в пп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307. Чтобы посчитать размер переплаты или доначисления, нужно определить реальный размер платы за отопление в конкретном помещении. Для этого умножают размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, на отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД. Из результата вычитают общий размер платы за отопление, начисленный за прошедший год.
К сведению. Выбирать порядок расчета платы за отопление вправе только органы государственной власти субъекта РФ на основании Постановления N 857. Из действующих нормативных актов не следует, что собственники помещений на общем собрании вправе реализовать такое полномочие и принять решение начислять плату за отопление иным образом, нежели это определено региональными властями. Поэтому если в регионе было принято решение о применении Постановления N 307, а общее собрание требовало от УК начислять плату по фактическому потреблению с учетом показаний ОПУ, то УК не вправе следовать решению общего собрания. Такой вывод представляется автору справедливым. Он изложен, в частности, в Постановлении ФАС СЗО от 24.04.2014 по делу N А13-6060/2013.
Хотя, к примеру, АС ПО в Постановлении от 08.09.2014 по делу N А12-31843/2013 пришел к противоположному заключению: в таких условиях выставление платы по факту вполне законно, если оно предусмотрено договором управления, заключенным задолго до принятия Постановления N 857. Согласиться с этим нельзя, и вот почему. На основании п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, которые отличаются от действовавших при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (а договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, является публичным). Принятые в соответствии с ЖК РФ Правила N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (пп. "а" п. 2 Постановления N 354). В свою очередь, Постановление N 857 устанавливает особенности применения Постановления N 354 в определенной части, поэтому его действие точно так же распространяется в том числе на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Если в доме установлен ОПУ и по решению региональных властей до 2015 г. при расчете платы за отопление применялось Постановление N 307, исполнитель обязан провести корректировку платы за отопление за 2014 г. и отразить ее в платежном документе за январь 2015 г. (п. 27 Правил N 307). В связи с тем что с 2015 г. Постановление N 307 не действует, а Постановление N 354 подразумевает оплату фактически потребленной тепловой энергии, что называется, в режиме онлайн (сколько поставлено в дом, столько и должны оплатить потребители), величина платы за отопление за январь будет отличаться от размера платы за декабрь даже без учета корректировки. Первый фактор - переход на оплату отопления только в течение отопительного периода. Второй возможный фактор - изменение тарифа на тепловую энергию. Значит, исполнитель коммунальных услуг обязан заранее уведомить потребителей о предстоящем росте платежей.
Расчеты с РСО
Не меньше вопросов, связанных с расчетом платы за отопление для потребителей, УК и ТСЖ волнуют нюансы расчетов за тепловую энергию с РСО. Принцип о том, что обязательства исполнителя коммунальных услуг перед РСО не могут быть большими, чем аналогичные обязательства потребителя перед исполнителем, следует как из Правил N 307 (п. 8), так и из Правил N 354 (п. 13). Когда в доме отсутствует ОПУ, объем тепловой энергии, поставленной в дом, определяется по формуле как сумма слагаемых, среди которых - объем тепловой энергии в помещении, определенный по нормативам потребления. В связи с этим в отсутствие ОПУ объем начисленной потребителям платы совпадает со стоимостью тепловой энергии, подлежащей оплате РСО. Конкретные применяемые нормативы и порядок расчета (в течение года либо отопительного периода) предопределяются правилами, установленными для расчета платы для потребителей. Точнее, если в регионе плата начисляется согласно Постановлению N 307 по нормативам, действовавшим на 30.06.2012, то именно так рассчитывается и объем коммунального ресурса (Постановление ФАС МО от 22.05.2014 по делу N А41-24133/13). Если региональные власти реализовали механизм применения коэффициента периодичности внесения платежа, то и РСО будет получать плату от УК (ТСЖ) ежемесячно с учетом данного коэффициента (Постановление АС СЗО от 12.08.2014 по делу N А42-6170/2013).
Если в доме есть ОПУ, объем коммунального ресурса, поставленного в дом и подлежащего оплате РСО, определяется только по его показаниям. Принцип соответствия обязательств потребителей перед исполнителем и обязательств исполнителя перед РСО в полной мере соблюдается, если при расчете платы за отопление применяется Постановление N 354: плата потребителям начисляется за фактически поставленный в дом ресурс с учетом показаний ОПУ. Совсем другая ситуация складывается, когда при расчетах с потребителями применяется Постановление N 307: хотя по итогам года жильцам будет выставлена плата за фактическое потребление, в течение года платежи поступают равномерно и их суммы не совпадают со стоимостью фактически поставленного в дом коммунального ресурса в месяцы отопительного периода. В связи с этим у УК (ТСЖ) может образоваться дефицит средств для расчетов с РСО. Однако ввиду необходимости обеспечить тождественность обязательств потребителей и исполнителя последний должен вносить РСО плату также исходя из норматива потребления или среднемесячного объема потребления за прошедший календарный год (Постановления ФАС ВВО от 07.10.2013 по делу N А43-20769/2012, от 02.09.2013 N А43-20724/2012). А, к примеру, в Постановлении от 03.02.2014 по делу N А44-1983/2013 арбитры ФАС СЗО утвердили условие договора ресурсоснабжения в редакции ТСЖ, согласно которой товарищество имеет право оплачивать тепловую энергию в суммах, начисленных потребителям, задолженность в полном объеме должна быть погашена на начало отопительного периода, календарного года и на момент расторжения договора.
* * *
В большинстве субъектов РФ плата за отопление начислялась по принципам, действовавшим до введения Постановления N 354. В связи с утратой Постановлением N 307 силы данные принципы применяться больше не могут, поэтому с 2015 г. плата за отопление будет начисляться иначе. Так, если в доме был установлен ОПУ, в январе 2015 г. следует провести корректировку и далее начислять плату исходя из его показаний только в течение отопительного сезона. Если в доме отсутствовал ОПУ и применялись прежние нормативы потребления, то с 2015 г. нужно перейти на применение нормативов потребления, утвержденных в соответствии с действующими правовыми актами, и оплату отопления в течение отопительного сезона. Вместе с тем в регионе может быть в любой момент принято решение об оплате отопления по нормативам в течение года равномерно.
С.Н.Козырева
Эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"