Мудрый Экономист

Муниципальное предприятие на УСНО: субсидия - в доходы?

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12

Муниципальное предприятие применяет УСНО (объект налогообложения - доходы) и получает субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением определенных работ (содержание, развитие зеленого фонда муниципального образования, создание благоприятной окружающей среды и т.д.). При определении налоговой базы предприятие, руководствуясь ст. 346.15 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитывает доходы в виде полученных субсидий, поскольку считает их средствами целевого финансирования. По мнению налогоплательщика, для признания поступлений из бюджета целевыми необходимо, чтобы средства были получены напрямую из бюджета, носили целевой характер и был организован отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках бюджетных поступлений. Такие выводы сделаны на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Правомерны ли действия предприятия?

Следует констатировать, что действия муниципального предприятия в части невключения субсидии в состав доходов, подлежащих налогообложению при применении УСНО, не соответствуют требованиям действующего налогового законодательства.

Начнем с того, что организации, применяющие УСНО, определяют состав налогооблагаемых доходов в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. В ней указано, что при налогообложении учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Одновременно не подлежат налогообложению доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Таким образом, при решении вопроса об отнесении тех или иных поступлений к средствам целевого финансирования муниципальное предприятие обязано руководствоваться положениями гл. 25 НК РФ.

При этом согласно Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное предприятие - это унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. В силу п. 2 ст. 50 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а значит, действие п. 2 ст. 251 НК РФ (о котором упоминается во вступлении к статье) на них не распространяется. Дело в том, что п. 2 ст. 251 НК РФ освобождает от налогообложения целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. На это обращено внимание в ряде Писем Минфина России (от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104, от 23.08.2012 N 03-03-10/96).

Таким образом, при определении перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, муниципальному предприятию следует руководствоваться исключительно п. 1 ст. 251 НК РФ, в частности пп. 14. При этом нужно иметь в виду, что средствами целевого финансирования, не подлежащими налогообложению, являются только те средства, которые прямо названы в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Этот перечень является закрытым и самостоятельному расширению не подлежит (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 1541/13). Субсидии, которые были получены предприятием, в данном подпункте не названы, следовательно, они не могут быть выведены из-под налогообложения в качестве средств целевого финансирования.

Вместе с тем муниципальное предприятие имеет возможность не включать в налоговую базу доходы в виде средств и иного имущества, которые получены от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако данный пункт позволяет не облагать налогом средства, которые не связаны с выполнением (оказанием) муниципальным предприятием каких-либо работ (услуг). Например, это субсидии, выданные в связи:

В случае если денежные средства или иное имущество передаются муниципальному предприятию, например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, поступления подлежат включению в состав доходов от реализации (Письмо Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104), поскольку в этом случае они представляют собой часть выручки за выполненные работы или оказанные услуги (см. п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Из описания полученных субсидий следует, что они предоставлены предприятию именно в связи с выполнением им определенных работ (на возмещение понесенных затрат). По нашему мнению, суммы таких субсидий включаются в состав налогооблагаемых доходов, в том числе при применении организацией УСНО.

Важно, что ст. 251 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104), и иных (кроме вышеназванных) оснований, подходящих муниципальному предприятию для освобождения от налогообложения спорных субсидий, в данной статье нет.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"