Мудрый Экономист

Соотечественники, беженцы, высококвалифицированные специалисты

"Практический бухгалтерский учет", 2015, N 1

Примечание. Прежде чем принять решение о приеме на работу иностранца, требуется определить его статус, поскольку от этого зависит и порядок оформления трудовых отношений, и объем обязанностей перед госорганами.

Принимаем на работу соотечественника

Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей вправе получать разрешение на временное проживание без учета квоты, вида на жительство, а также и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Прием на работу участника Программы, а также члена его семьи ничем не отличается от приема на работу российского гражданина: необходимо лишь наличие свидетельства участника Программы.

Вам как работодателю не потребуется получать разрешение ФМС России на привлечение и использование иностранных работников - участников Программы. Самим соотечественникам не требуется разрешение на работу (пп. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

Также можно не уведомлять органы ФМС России и службу занятости населения о приеме на работу таких сотрудников и (или) членов их семей.

Беженцы

Россия как участник Конвенции ООН от 28.07.1951 предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, в том числе путем признания беженцем.

Детально порядок признания беженцем урегулирован Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон о беженцах), согласно которому лицу старше 18 лет, признанному беженцем, ФМС России выдает удостоверение беженца. Этот документ также удостоверяет личность владельца и дает право на нахождение в РФ (ст. 3 Закона о беженцах).

Удостоверение беженца выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года, и может быть продлено не более чем на год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356).

В случае если иностранному гражданину отказано в признании его беженцем, ему может быть предоставлено временное убежище, т.е. возможность временно пребывать на территории РФ (п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (далее - Порядок N 274)).

В случае если человек получил временное убежище и прошел обязательное медицинское освидетельствование, ФМС России выдает ему свидетельство формы, которое является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории нашей страны (п. 3 ст. 12 Закона о беженцах).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Этот срок может продлеваться на каждый последующий год по решению ФМС России (п. 12 Порядка N 274).

Таким образом, не следует требовать от беженца или лица, получившего временное убежище, его национальный паспорт, потому что национальные документы иностранного гражданина, получившего статус беженца или временное убежище, сдаются им на хранение в ФМС России.

Лица, получившие статус беженца или временное убежище в России, вправе работать без получения разрешения на работу на территории РФ (пп. 11 - 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Правила приема на работу для них такие же, как и для иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Примечание. На дату написания статьи на рассмотрении в Госдуме находился законопроект поправок в ст. 13 Закона N 115-ФЗ, который обязывает работодателей уведомлять налоговый орган о трудоустройстве каждого иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ, в течение трех рабочих дней (законопроект N 601271-6).

Так что если речь идет об официальном трудоустройстве украинского гражданина, то не требуется ни получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, ни уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу иностранцев.

Если же гражданин Украины имеет только разрешение на временное пребывание на территории РФ, то прием его на работу проводится в порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан, с предъявлением миграционной карты. Также необходимо разрешение на работу.

Работодателю придется уведомлять ФМС России и службу занятости в случае, если правовой статус гражданина Украины не позволяет ему трудоустроиться без получения специального разрешения.

Надо ли уведомлять налоговую инспекцию?

С одной стороны, Закон N 115-ФЗ не устанавливает такого требования. Кроме того, как было уже сказано, на беженцев и иностранных граждан, получивших временное убежище, порядок привлечения и использования иностранных сотрудников не распространяется (пп. 11 - 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). То есть формально налоговую инспекцию уведомлять не нужно.

С другой стороны, обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в каком порядке - визовом или безвизовом - прибыл работник в Россию. И опять-таки Закон N 115-ФЗ (пп. 4 п. 8 ст. 18) не содержит условий, при которых можно не уведомлять налоговые органы. Если исходить из того, что независимо от статуса такие работники все же являются иностранцами, то напрашивается вывод о том, что уведомлять налоговиков надо.

Учитывая то, что ситуация неопределенная, официальной позиции пока нет, а за неуведомление налоговой инспекции может последовать административная ответственность (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ), лучше все-таки уточнить в своей ИФНС насчет необходимости уведомления.

Срок уведомления - десять дней со дня заключения трудового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Вынужденные переселенцы

Вынужденные переселенцы отличаются от беженцев тем, что являются гражданами РФ, которые вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию покинули иностранное государство и прибыли на территорию РФ или переселились из одного субъекта РФ в другой.

Вынужденными переселенцами могут быть также и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ на законных основаниях, но по аналогичным причинам изменившие место жительства в пределах территории РФ, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его.

Правовой статус вынужденных переселенцев регламентируется Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон о переселенцах).

Миграционная служба выдает удостоверение вынужденного переселенца (п. 3 ст. 5 Закона о переселенцах) по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 26.05.2009 N 123. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет и может быть продлен на год (п. 4 ст. 5 Закона о переселенцах).

Примечание. Вынужденные переселенцы являются постоянно проживающими (имеющими вид на жительство) иностранными гражданами. Поэтому разрешение на работу на территории РФ для них не требуется, так же как работодателям - разрешение о привлечении к работе.

Оно не требуется и лицам, являющимся гражданами РФ. Также нет необходимости уведомлять государственные органы.

Высококвалифицированные специалисты

Высококвалифицированными специалистами считаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, на которую планируется их привлечение с условием оплаты их труда в размере не менее 2 млн руб. в год.

Исключение составляют:

Вопросу осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами посвящена ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Для упрощения привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов из ближнего зарубежья, прежде всего русскоязычных, предлагается внести поправки в пп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, установив размер заработной платы (вознаграждения) для высококвалифицированных специалистов, не указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, не менее 1 млн руб. за один год (365 календарных дней) (законопроект N 582143-6).

На период написания статьи работодатель (заказчик работ (услуг)) может самостоятельно осуществлять оценку компетентности и уровня квалификации иностранца, которого предполагается привлечь в качестве высококвалифицированного специалиста. Все чаще звучат предложения изменить процедуру проверки квалификации иностранных специалистов: так, предлагается обязать работодателя представлять специальной комиссии доказательства, подтверждающие высокий уровень квалификации специалиста, чтобы подтвердить, что квалификация сотрудника соответствует уровню выплачиваемой ему зарплаты.

На привлечение высококвалифицированных специалистов не распространяются установленные квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Данное условие действует и в отношении членов их семей (супруга, супруги, детей, супругов детей, родителей, супругов родителей, бабушек, дедушек, внуков).

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу работодатель или заказчик работ (услуг) должен представить в ФМС России следующие документы (п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):

Примечание. Обязательно разрешение на работу, которое выдается на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с приглашающим работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на три года для каждого продления.

Трудовой или гражданско-правовой договор с высококвалифицированным специалистом должен содержать условия:

Не обязательно заключать договор с иностранным работником только на срок действия его разрешения на работу: он заключается по тем же правилам, что и с российским гражданином. При отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора (ч. 1, 2 ст. 59 ТК РФ) с иностранцами заключается трудовой договор на неопределенный срок (Письмо Роструда от 23.10.2013 N ПГ/9509-6-1).

Иностранцу - высококвалифицированному специалисту, осуществляющему трудовую деятельность на территории РФ, выдается многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на три года с последующим продлением срока ее действия также не более чем на три года (Постановление Правительства РФ от 05.09.2011 N 732).

Высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового или гражданско-правового договора по их заявлению в письменной форме в ФМС России может быть оформлен вид на жительство (п. 27 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе на территории нашей страны осуществлять трудовую деятельность, если они также имеют разрешения на работу, или получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 12.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

В течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового (гражданско-правового) договора высококвалифицированный специалист может самостоятельно найти другого работодателя и, как следствие, получить новое разрешение на работу. При этом ранее выданное разрешение на работу, виза и вид на жительство, выданные данному высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, продолжают оставаться на этот период действительными, а также продлеваются на период рассмотрения ходатайства, поданного новым работодателем (п. 11 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Примечание. В случае если работник не заключит новый договор по истечении установленного 30-дневного срока или ходатайство работодателя будет отклонено, разрешение на работу, виза и вид на жительство останутся действительными на протяжении еще 30 рабочих дней, чтобы он и члены его семьи могли в этот период покинуть территорию России.

В настоящее время правом привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в РФ обладают (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

Правом подать ходатайство на привлечение иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста обладают в настоящее время хозсубъекты, которые:

Впоследствии, возможно, прибавится еще одно требование - осуществление экономической деятельности на территории России не менее трех лет.

Оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Ходатайство по установленной форме (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) представляется или на бумажном носителе, или в электронной форме, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Помимо ходатайства для выдачи высококвалифицированному иностранному специалисту разрешения на работу работодатель или уполномоченное им лицо также должны представить:

Некоторые территориальные органы ФМС России запрашивают также копию документа, удостоверяющего личность нового сотрудника.

Копию свидетельства о государственной регистрации работодателя либо выписку из Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц представлять не нужно.

Срок рассмотрения ходатайства - не более 14 рабочих дней со дня его приема (п. 9 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Нет необходимости представлять сведения в ФМС России о постановке работника на учет в налоговых органах (отменено с 04.01.2014 (Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ)).

Нет необходимости также уведомлять ФМС России о трудоустройстве указанной категории работников (ФМС уже в курсе: она оформляла разрешение на работу для такого сотрудника).

Сохранена обязанность ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС России (п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):

Уведомления представляются не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

Также требуется уведомлять налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Сделать это надо в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий:

В случае принятия законопроекта N 601271-6 срок уведомления сократится до трех рабочих дней.

В трехдневный же срок работодатель направляет в ФМС России информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора, о досрочном расторжении им трудового договора, о самовольном оставлении им места работы или места пребывания (пп. 7 - 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). О самовольном оставлении места работы (пребывания) необходимо уведомлять и органы ФСБ России.

Если работодатель выступает принимающей стороной по отношению к высококвалифицированному иностранному специалисту, то у него возникнет обязанность представить в ФМС России уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение семи дней с момента его прибытия в Россию (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Для того чтобы продлить срок действия разрешения на работу специалиста, работодатель или заказчик работ (услуг) не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия предыдущего разрешения на работу должен представить в ФМС России следующие документы (п. 17 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):

При этом отказ в приеме заявления работодателя о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из указанных документов (п. 18 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Период рассмотрения заявления - не более 14 рабочих дней со дня поступления заявления в ФМС России (п. 19 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

М.Савелова

Эксперт

ООО "Правовая помощь предпринимателям"