Изменения в транспортной декларации
"Практический бухгалтерский учет", 2015, N 1
Объектом обложения транспортным налогом признаются зарегистрированные в установленном порядке:
- наземные транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
- воздушные транспортные средства - самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
- водные транспортные средства - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.
Организации в большинстве случаев имеют наземные транспортные средства. Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938. На территории Российской Федерации регистрацию:
- автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (за исключением спецтехники), осуществляют подразделения ГИБДД МВД России;
- тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Примечание. Организации - плательщики транспортного налога по истечении налогового периода - календарного года (п. 1 ст. 361 НК РФ) обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу.
Плательщиками же транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Транспортные средства в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) регистрируются только на их собственников. Ими являются юридические или физические лица, указанные в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 указанных Правил регистрации).
Согласно Правилам государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) государственной регистрации подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Регистрация приведенных средств является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора.
Налоговую декларацию по транспортному налогу за 2014 г. организациям - плательщикам этого налога следует подать не позднее 2 февраля 2015 г., поскольку 1 февраля - воскресенье. При ее же оформлении необходимо использовать форму декларации, утвержденную Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
Примечание. Декларацию по транспортному налогу надлежит представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).
Отметим, что во второй половине прошлого года в указанный Приказ были внесены изменения и дополнения Приказом ФНС России от 25.04.2014 N ММВ-7-11/254@. Так, в новой редакции представлены:
- разд. 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" формы налоговой декларации (приведен в Приложении N 1 к Приказу N ММВ-7-11/254@) и
- Формат представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-11/254@).
Внесены изменения и в Порядок заполнения декларации (п. 1.4 Приказа N ММВ-7-11/254@).
Внесение изменений было связано с тем, что с 1 января 2014 г. п. 2 ст. 362 НК РФ был дополнен нормой, устанавливающей значения коэффициентов увеличения исчисленной суммы налога по дорогостоящим автомобилям в зависимости от их стоимости и продолжительности использования с момента выпуска (ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Повышающий коэффициент:
- 1,1 установлен для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3 - для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5 - для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
- 2 - для легковых автомобилей средней стоимостью от 5 000 000 до 10 000 000 руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 - для легковых автомобилей средней стоимостью:
от 10 000 000 до 15 000 000 руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и
от 15 000 000 руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление же сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. В Письме Минфина России от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303 разъяснено, что при исчислении за 2014 г. транспортного налога в отношении легкового автомобиля, выпущенного в этом году, количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года. Указанное Письмо N 03-05-04-01/28303 руководство ФНС России Письмом от 07.07.2014 N БС-4-11/13195@ направило нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Данному органу вменено в обязанность размещение ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. (абз. 11 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Указанным федеральным органом в силу п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438) является Минпромторг России. Данные поручения законодателя Министерством были выполнены:
- Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316;
- Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. представлен на сайте (http://minpromtorg.gov.ru/docs/search/#!1925).
Перечень содержит 187 марок дорогих автомобилей.
Налоговая служба в конце первого квартала 2014 г. напомнила, что:
- транспортный налог организациями исчисляется по итогам налогового периода в силу п. 2 ст. 362 НК РФ;
- авансовые платежи по транспортному налогу согласно п. 2.1 ст. 362 НК РФ определяются по истечении каждого квартала (отчетного периода) в размере 1/4 от произведения налоговой базы и ставки.
Исходя из этого фискалы констатировали, что повышающий коэффициент следует использовать только при исчислении транспортного налога за налоговый период (Письмо ФНС России от 24.03.2014 N БС-4-11/5316). При этом чиновники уточнили, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, следует определять по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства, как это указано в п. 3 ст. 361 НК РФ.
Минфин России в Письме от 11.04.2014 N 03-05-04-01/16508 также разъяснил, что расчет авансовых платежей по транспортному налогу организациям, имеющим дорогие автомобили, следует осуществлять без учета повышающих коэффициентов. Указанное Письмо N 03-05-04-01/16508 руководство ФНС России Письмом от 22.04.2014 N БС-4-11/7781@ направило нижестоящим органам для сведения и использования в работе.
Состав декларации
В состав декларации по-прежнему включаются: титульный лист, разд. 1 "Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет" и разд. 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" (п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу (приведен в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-11/99@), далее - Порядок заполнения).
Для заполнения декларации используются семь справочников (приведены в Приложениях N N 1 - 7 к Порядку заполнения). Информация четырех из них ("Коды, определяющие налоговый период", "Коды представления налоговой декларации по транспортному налогу", "Коды видов транспортных средств", "Коды единиц измерения налоговой базы на основании ОКЕИ (выписка)") понадобится всем плательщикам налога. Если организация воспользовалась льготами по налогу, то ей не обойтись без Справочника "Коды налоговых льгот" (Приложение N 7 к Порядку заполнения). Организациям же, у которых в 2014 г. произошла реорганизация или которые были ликвидированы, понадобится Справочник "Коды форм реорганизации и код ликвидации организации" (Приложение N 2 к Порядку заполнения).
Справочник "Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по транспортному налогу в налоговый орган" (Приложение N 4 к Порядку заполнения) используют налоговики при заполнении соответствующего раздела титульного листа.
Налоговая декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.
Организации, среднесписочная численность работников которых за 2013 г. не превысила 100 человек, вправе представить декларацию на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств лично, через представителя или отправить ее по почте. Возможно представление декларации на бумажном носителе с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или на бумажном носителе с использованием двумерного штрихкода (п. 2.7 Порядка заполнения). По желанию указанные организации могут представить декларацию и в электронном виде.
При направлении отчетности по почте днем ее представления считается дата ее отправки почтовым отправлением с описью вложения, при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки по каналу связи (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Подтверждением того, что отчетность представлена, являются:
- отметка на декларации о приеме (с указанием даты ее получения) либо
- уведомление о вручении (при отправке по почте), а также опись вложения с отметкой учреждения связи.
Отчитываться же только в электронном виде обязаны организации, среднесписочная численность работников которых за 2013 г. превысила 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Причем если по месту нахождения обособленных подразделений организации зарегистрированы транспортные средства, то налоговые декларации по транспортному налогу независимо от численности этих подразделений организация обязана представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений в электронном виде (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/464).
Передача отчетности, заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) осуществляется по установленным Форматам (Приложение N 2 к упомянутому Приказу ФНС России N ММВ-7-11/99@) в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169). Порядок приема отчетности регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@). Подтверждением даты отправки является электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком отчетности (квитанция о приеме).
Заполнение - раздела 2
Оформление декларации начинается с заполнения разд. 2.
Данный раздел декларации по транспортному налогу, как и ранее, необходимо заполнять по каждому транспортному средству, зарегистрированному в соответствии с законодательством РФ.
Отличие от ранее используемой формы разд. 2 заключается в том, что новая форма этого раздела дополнена двумя строками:
- "Доля налогоплательщика в праве на транспортное средство" (строка 120);
- "Коэффициент " (строка 150).
Данных для заполнения этих строк у большинства плательщиков налога нет. И, казалось бы, по ним можно проставить прочерки. Но согласно Порядку заполнения эти строки представляются как сомножители при определении суммы налога (подробнее см. ниже). Отсутствие данных в таком случае приводит к тому, что по строкам 120 и 150 должно быть указано "1".
В положении об исчислении транспортного налога, установленном п. 2 ст. 362 НК РФ, упоминание о доле налогоплательщика в праве на транспортное средство отсутствует. В Порядке же заполнения предлагается по строке 120 указывать долю налогоплательщика в праве на транспортное средство. Возможно, в будущем в гл. 28 НК РФ и будут внесены изменения, согласно которым исчисленная сумма налога будет зависеть и от доли налогоплательщика в праве на транспортное средство.
Пока же данную долю надлежит привести в виде правильной простой дроби (п. 5.11.1 Порядка заполнения). Как числителю, так и знаменателю дроби отводится по 10 знако-мест. Пример заполнения этой строки приведен в образце 1.
Образец 1
Показатели | Код строки | Значение показателя | ||||||||||||||||||||
... | ||||||||||||||||||||||
Доля налогоплат... | 120 | |||||||||||||||||||||
... |
По строке 150 приводится значение повышающего коэффициента , установленного абз. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ. Поскольку значение повышающего коэффициента может иметь один знак после запятой, то в форме раздела предусмотрено для него два знако-места (по одному до и после запятой), разделенных точкой. Исходя из этого по недорогим автомобилям налогоплательщикам по этой строке следует занести 1.0. Пример заполнения этой строки в таком случае приведен в образце 2.
Образец 2
Показатели | Код строки | Значение | ||
... | ||||
Коэффициент | 150 | |||
... |
Введение двух этих строк повлекло за собой изменение нумерации последующих строк раздела.
Напомним порядок заполнения данного раздела.
В случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной налоговому органу по прежнему месту нахождения организации, налоговая декларация по транспортному налогу представляется в налоговый орган по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом разд. 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде на налогоплательщика транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по строке 130 данного раздела декларации.
По указанной строке 130 приводится коэффициент , определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей. В этом случае в числителе используется число полных месяцев по первому и второму местам учета транспортных средств.
Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации в силу п. 3 ст. 362 НК РФ принимаются за полные месяцы. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Указанное положение по уточнению учета месяца регистрации (снятия) транспортного средства, по мнению финансистов, применяется только при приобретении и реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Поскольку гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрен порядок исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц), в случае если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, то транспортный налог за данный месяц чиновники предложили уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог необходимо будет уплачивать начиная со следующего месяца (Письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-05-06-04/43844).
Пример 1. Организация, находящаяся в Москве и имеющая обособленное подразделение в Можайске Московской области, в мае 2014 г. сняла с учета в Москве транспортное средство и передала его обособленному подразделению, в связи с чем автомобиль был зарегистрирован в этом месяце в Можайске.
В разд. 2 по строке 130 по этому автомобилю налоговой декларации по транспортному налогу, подаваемой:
- в Москве, приводится значение = 0,4167 (5 мес. : 12 мес.);
- в Можайске, - = 0,5833 (7 мес. : 12 мес.).
Финансисты в указанном Письме N 03-05-06-04/43844 при этом отметили, что транспортный налог является региональным налогом и вводится в действие законами субъектов РФ. Поэтому исчисление и уплата этого налога должны осуществляться в соответствии с действующим на территории региона законодательным актом субъекта РФ о транспортном налоге.
В случае если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление транспортного налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении общей суммы транспортного налога в отношении всех транспортных средств, местом нахождения которых является территория региона, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному региону. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.
По строке 090 предлагается указать экологический класс автомобиля. Как и ранее, в Порядке заполнения никаких пояснений по заполнению этой строки не приведено.
Напомним, что в настоящий момент выделяются шесть экологических классов, характеризующих категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (с 0 по 5). Приведены они в Экологической классификации автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ (Приложение N 2 к Техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609)).
Законодательные (представительные) органы субъекта РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, в том числе и с учетом их экологического класса.
По строке 100 указывается срок использования транспортного средства. Данный показатель приводится только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств.
В Порядке заполнения процитировано положение абз. 2 п. 3 ст. 361 НК РФ о том, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. В примере же определения данного показателя использовано правило, на котором неоднократно настаивали финансисты, - учет налогового периода, за который уплачивается налог (Письма Минфина России от 30.01.2012 N 03-05-05-04/02, от 27.05.2011 N 03-05-05-01/36).
Пример 2. На учете в организации состоит транспортное средство 2008 года выпуска. Законом субъекта РФ установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств по группе транспортных средств, в которую входит рассматриваемый автомобиль.
Налогоплательщик последовал рекомендациям финансистов. При исчислении транспортного налога за 2014 г. в отношении этого транспортного средства при определении количества лет, прошедших с года его выпуска, им принят период с 2009 по 2014 г. включительно. Исходя из этого по строке 100 разд. 2 налоговой декларации он указал 6 лет.
Как было сказано выше, по строке 130 заносится коэффициент , определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Для подтверждения правильности его расчета введена строка 110, по которой полагается привести количество полных месяцев владения транспортным средством в отчетном году.
Налоговая ставка, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства, и сумма исчисленного налога приводятся соответственно по строкам 140 и 160. Искомое значение налога определяется как произведение налоговой базы, указанной в строке 070, налоговой ставки (строка 140), коэффициента , отражаемого в строке 130, повышающего коэффициента , который, как было сказано выше, приводится по введенной строке 150, и доли в праве, указанной также по введенной строке 120.
По строке 070 указывается налоговая база. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, таковой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Код единицы измерения налоговой базы в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ) приводится по строке 080. Его значение берется из Приложения N 6 к Порядку заполнения. Для лошадиных сил это 251.
Во второй части разд. 2 подробно приводится информация по налоговым льготам. Для такой информации отведено восемь строк со 170 по 240.
Законами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по транспортному налогу (абз. 3 ст. 356 НК РФ) в виде:
- освобождения от налогообложения по транспортному налогу (код льготы 20210);
- уменьшения суммы транспортного налога (код льготы 20220);
- снижения налоговой ставки (код льготы 20230).
В Справочнике налоговых льгот помимо перечисленных приведен еще один код - 30200. Он проставляется, если используются льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
По строке 170 предлагается отразить количество полных месяцев использования льготы. В следующей строке, 180, указывается коэффициент . Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых представлялась налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде). Значение коэффициента приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
При льготе в виде освобождения от налогообложения по транспортному налогу на основании закона субъекта РФ заполняется строка 190. По этой строке предусмотрено заполнение двух полей:
- в первом поле указывается код налоговой льготы;
- во втором - приводится основание для их использования: номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота.
Для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места. Заполнение осуществляется слева направо. Заполнение же каждой части производится справа налево. В случае если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями.
Код же льготы берется из Приложения N 7. Строка 190 не заполняется по льготам, установленным законами субъектов РФ:
- в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет (код 20220), и
- в виде снижения налоговой ставки (код 20230).
При льготе по международным договорам заполняется только первое поле этой строки.
В случае установления законом субъекта РФ льготы по транспортному налогу в виде освобождения от налогообложения сумма налоговой льготы, приводимой по строке 200, рассчитывается как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 140), доли в праве, указанной в строке 120, повышающего коэффициента (строка 150) и коэффициента, приведенного в строке с кодом 180.
Для информации по льготам в виде уменьшения суммы транспортного налога и снижения налоговой ставки предусмотрено по паре строк: 210 и 220, 230 и 240 соответственно.
По строкам 210 и 230 предусмотрено два поля для кода льготы и основания для ее использования: статья, пункт и подпункт закона субъекта РФ.
При установлении региональным законом льготы по транспортному налогу, уменьшающей исчисленную сумму налога в процентах, сумма налоговой льготы, приводимая по строке 220, рассчитывается как произведение значения исчисленного налога (строка 160), доли в праве (строка 120), повышающего коэффициента (строка 150), коэффициента, указанного в строке 180, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, деленное на 100.
В случае установления законом субъекта РФ льготы по транспортному налогу в виде снижения налоговой ставки сумма налоговой льготы, заносимая по строке 240, исчисляется как разность между суммами налогов, исчисленными по полной и пониженной налоговой ставке, то есть стр. 240 = стр. 070 x (НС - ) : 100 x стр. 120 x стр. 150 x стр. 180, где НС и - налоговая и пониженная налоговые ставки.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, заносится по строке 250. Она определяется как разность значений строк 160 и 200 или значения строки 160 и совокупности значений строк 220 и 240, то есть стр. 250 = (стр. 160 - стр. 200) или стр. 230 = (стр. 160 - (стр. 220 + стр. 240)).
Расчет суммы налога в разд. 2 декларации, как было сказано выше, производится по каждому транспортному средству, являющемуся объектом налогообложения. Но не исключена вероятность, что понадобится заполнить два листа разд. 2 по одному автомобилю. Так, исчисление транспортного налога по объектам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и при этом изменилась его мощность, Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) предлагают производить с учетом таких изменений. Налоговики при этом считают, что налог по измененной налоговой базе следует исчислять с месяца, в котором произошла регистрация изменений в технической документации (пример - в п. 31 Методических рекомендаций).
Собственник при этом должен сообщить в регистрирующий орган о необходимости внесения изменений в техническую документацию. С учетом этих данных им и исчисляется транспортный налог.
Изменение же величины налоговой базы (мощности двигателя) в течение налогового периода обяжет организацию заполнить два листа разд. 2.
Пример 3. Организация в мае 2014 г. заменила двигатель на автомобиле, мощность снятого - 180 л. с., установленного - 210 л. с. Регистрация изменений в технической документации осуществлена отделением ГИБДД 15 мая.
При исчислении транспортного налога за 2014 г. за первые четыре месяца (с января по апрель) налоговая база определяется мощностью двигателя 180 л. с., за оставшиеся восемь месяцев года (с мая по декабрь) ее размер возрос до 210 л. с. Налоговая база - мощность двигателя в л. с. - указывается по строке 070 разд. 2 налоговой декларации. Поскольку в течение отчетного периода по рассматриваемому транспортному средству произошло изменение величины налоговой базы, то организации необходимо заполнить два листа разд. 2 декларации.
На первом листе по строке 070 приводится 180, по строке 130 - 0,3333 (4 : 12), на втором листе в эти строки заносятся 210 и 0,6667 (8 : 12) соответственно.
- раздела 1
Заполнив по каждому транспортному средству разд. 2 декларации, можно переходить к оформлению разд. 1.
По строкам 023, 025 и 027 этого раздела указываются суммы авансовых платежей по итогам первого, второго и третьего кварталов.
Выше приводилось, что налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Порядок и сроки уплаты авансовых платежей устанавливаются законами субъектов РФ. При этом законодательным (представительным) органам региона предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Если отчетные периоды не установлены, то в указанных строках проставляются прочерки. И сумма исчисленного налога за налоговый период целиком подлежит перечислению в бюджет в срок, установленный законом субъекта РФ.
Если же отчетные периоды установлены, то за первый, второй и третий кварталы организации обязаны исчислить авансовые платежи по транспортному налогу и перечислить их суммы в бюджет. Уплата авансовых платежей осуществляется в сроки, установленные региональными законами.
Положительная разница между исчисленной суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и суммами авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных в течение предыдущих кварталов, заносится по строке 030 этого раздела.
При определении срока уплаты транспортного налога следует руководствоваться региональным законом. При этом существует ограничение по установлению срока уплаты налога. Для организаций срок уплаты для годовой суммы транспортного налога, установленный региональным законодательством, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Если же у налогоплательщика в силу тех или иных причин (например, выбытия ТС и уменьшения количества объектов налогообложения) совокупность авансовых платежей превзойдет исчисленную сумму налога за налоговый период, то разница между ними приводится по строке 040 как сумма налога, исчисленная к уменьшению.
При наличии у налогоплательщика объектов обложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п. 4.1 Порядка заполнения). Исходя из этого в разд. 1 приведены три блока расчета для налогов, начисленных и уплаченных в разных муниципальных образованиях. В каждый блок включены поля для указания: кода ОКТМО, исчисленной суммы налога за период, в том числе авансовых платежей, суммы налога к уплате в бюджет и суммы налога, исчисленной к уменьшению. Именно столько можно указать налоговых обязательств по разным районам (муниципальным образованиям), на территории которых зарегистрированы транспортные средства, при условии что все муниципальные образования находятся в юрисдикции одного налогового органа.
Если же транспортные средства стоят на регистрационном учете на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то для каждого из них организации-налогоплательщику придется составлять отдельные декларации.
- титульного листа
Титульный лист декларации имеет унифицированный вид. Поэтому его заполнение не должно составлять трудности у организаций.
Напомним, что в поле "Номер корректировки" цифрой "0-" обозначается первичный документ, а все последующие цифры означают номер корректировки при представлении уточненной декларации по транспортному налогу: первая - "1-", вторая - "2-" и т.д.
В общем случае в поле "Налоговый период" заносится "34".
Если же в течение года в организации проведена реорганизация либо она была ликвидирована, то в этом поле указывается "50" (данные коды приведены в Справочнике (Приложение N 1 к Порядку заполнения)). В этом случае налогоплательщику надлежит заполнить и поле "Форма реорганизации (ликвидация) (код)". Для правильного его заполнения необходимо обратиться к Справочнику, приведенному в Приложении N 2 к Порядку заполнения.
Для заполнения поля "по месту нахождения (учета) (код)" понадобится Справочник, приведенный в Приложении N 3 к Порядку заполнения. Для общего случая, когда декларация представляется в инспекцию по месту нахождения транспортных средств (их государственной регистрации), в этом поле проставляется "260".
Крупнейшие налогоплательщики, отчитывающиеся по всем налогам, в том числе по транспортному, в налоговом органе по месту своего учета, указывают код "213".
Код "216" проставляется правопреемником, отнесенным также к категории крупнейших плательщиков, при представлении декларации по месту его учета.
Обычный же правопреемник представляет декларацию в ту инспекцию, на территории которой зарегистрированы транспортные средства. Если транспортные средства реорганизованной (преобразованной) организации переходят к правопреемнику, то он обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В данной декларации надлежит исчислить сумму налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших преобразованной организации и вновь принятых на баланс. На титульном и других листах налоговой декларации при этом указываются реквизиты организации-правопреемника (Письмо ФНС России от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203).
Особенности исчисления налога
Организации не столь уж редко используют транспортные средства на закрытой своей территории. Поскольку такие объекты не передвигаются по дорогам общего пользования, то они иной раз не осуществляют их государственную регистрацию. Так как незарегистрированное транспортное средство не является объектом рассматриваемого налога, то налогоплательщики по ним не исчисляют и не уплачивают налог. Фискалы же настаивают на учете таких транспортных средств при исчислении налога.
Несмотря на то что транспортные средства используются на закрытой территории организации, не передвигаются по дорогам общего пользования и не прошли государственную регистрацию (то есть их государственная регистрация организацией не осуществлена), они, по мнению Президиума ВАС РФ, являются объектом налогообложения по транспортному налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
И аргументировали это высшие судьи следующим.
Используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка (всего 102 транспортных средства) подлежали государственной регистрации на основании упомянутого выше Порядка регистрации.
Государственную регистрацию упомянутых транспортных средств осуществляют органы государственного технического надзора (Постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации").
Транспортные средства общества подлежали государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.
Отдельные федеральные арбитражные суды и до этого Постановления подтверждали правомерность действий налоговиков. Так, судьи ФАС Московского округа посчитали, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, налогоплательщик был обязан обеспечить их государственную регистрацию. Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации налогоплательщик необоснованно получил налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного налога является правомерным (Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09).
Судьи ФАС Поволжского округа и ФАС Северо-Западного округа, сославшись на приведенную позицию Президиума ВАС РФ, поддержали налоговиков, доначисливших транспортный налог на транспортные средства, которые не прошли регистрацию в органах государственного технического надзора (Постановления ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 N А65-19000/2013, ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2014 N А05-957/2013).
Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) в силу пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При наличии документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства, находящегося в розыске, данный автомобиль не является объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем угона (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/015742). Угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
Исчисление транспортного налога по украденным (возвращенным) транспортным средствам в течение налогового периода производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика (п. 30 Методических рекомендаций). В целях исчисления налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Обязанность по уплате транспортного налога, по мнению финансистов, ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Исчисление налога в силу ст. 362 НК РФ прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах. Поэтому:
- при изъятии транспортных средств судебным приставом-исполнителем для реализации (Письмо Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09);
- при неиспользовании транспортных средств ввиду разборки его на запасные части (Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05);
- при утрате автомобиля в результате пожара (Письма Минфина России от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123, от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01);
- при списании утилизированного транспортного средства с бухгалтерского учета (Определение ВАС РФ от 07.10.2011 N ВАС-12223/10);
- в случае конфискации транспортного средства (Письмо Минфина России от 30.09.2013 N 03-05-06-04/40408) -
при условии неснятия их с учета в регистрирующих органах организации должны продолжать исчислять транспортный налог. Его уплата прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия средства с регистрационного учета в регистрирующих органах.
И.Огудин
Аудитор