Мудрый Экономист

Последние хлопоты

"Расчет", 2014, N 12

Подходит к концу очередной календарный год. Все готовятся к предстоящим праздникам: покупают подарки, готовят поздравления, придумывают угощения для новогоднего стола. Однако сотруднику учета помимо этих приятных дел до конца года нужно успеть сделать и многое другое. О предновогодних бухгалтерских хлопотах расскажет Ирина Разумова, ведущий консультант по вопросам бухучета и налогообложения" Группы компаний "Ю-Софт", советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.

Проверяем первичку

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете все факты хозяйственной жизни должны быть подтверждены первичными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 252 НК РФ). Напомню, с 1 января 2013 г. формы "первички", содержащиеся в альбомах унифицированных форм, не являются обязательными к применению. Однако это правило не распространяется на бумаги, внешний вид которых устанавливают уполномоченные органы в соответствии и на основании других федеральных законов, например кассовые документы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Поэтому бухгалтеру необходимо тщательно проверить первичные документы не только на их наличие, но и на содержание, то есть на присутствие в них обязательных реквизитов (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете). В случае обнаружения каких-либо недочетов и ошибок бумаги следует исправить.

Проводим инвентаризацию

Проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо всем фирмам независимо от их организационно-правовых форм и применяемых налоговых режимов. Цель ее инвентаризации - обеспечить достоверность данных учета и отчетности. В ходе проверки изучаются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств организации (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 38 ПБУ 4/99).

Инвентаризации подлежат: все имущество независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации); производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также собственность, не учтенная по каким-либо причинам (абз. 2 п. 1.3, п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).

В соответствии с п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации сроки ее проведения определяет руководитель фирмы, за исключением случаев, когда проведение ревизии обязательно, то есть перед составлением годовой отчетности (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации").

Имущество, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года, повторно можно не проверять. Опись основных средств разрешается проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов можно делать в период их наименьших остатков (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Для проведения описи создается постоянно действующая комиссия, а в случае большого объема работ - рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации). Их состав утверждает руководитель (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав комиссии включаются представители администрации компании, работники бухгалтерии, другие специалисты. В нее также могут войти представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских компаний.

Обратите внимание, отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении проверки служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Итоги проведенной описи обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Результаты годовой проверки должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, необходимо составить сличительные ведомости. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в таких бумагах необходимо указывать в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), необходимо составлять отдельные сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).

Учитываем расхождения

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета нужно учитывать в следующем порядке.

Первое. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации. Их нужно принять к бухгалтерскому учету. Делается это (за исключением денежных средств) по текущей рыночной стоимости (пп. "а" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, пп. "а" п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, п. 3.3, абз. 2 п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации), на которую в бухгалтерском учете признается прочий доход (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 01, 03, 07, 08, 10, 11, 20, 41, 43, 50, 51 и др. Кредит 91.1.

При возникновении излишков и недостач в результате пересортицы зачесть имущество можно только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материально-производственных запасов и в тождественных количествах (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации).

Второе. Убыль ценностей в пределах норм списывается по распоряжению руководителя на издержки производства и обращения. Определять ее нужно после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.

Стоимость недостающего имущества, учитываемого на балансе, списывается в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (Инструкция по применению Плана счетов).

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 94 Кредит 01, 03, 07, 08, 10, 11, 20, 41, 43, 50, 51 и др.;

Дебет 20 (44 и др.) Кредит 94 (в пределах норм естественной убыли).

Третье. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда таковые не установлены или суд отказался взыскать деньги, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения организации (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

Бухгалтерские записи будут следующими:

В случае если недостача сверх норм естественной убыли меньше суммы, подлежащей возмещению:

Дебет 73.2 (76.2) Кредит 94

Дебет 73.2 (76.2) Кредит 91.1

Дебет 50 (51, 70) Кредит 73.2 (76.2)

В случае если недостача сверх норм естественной убыли больше суммы, подлежащей возмещению:

Дебет 73.2 (76.2) Кредит 94

Дебет 91.2 Кредит 94

Дебет 50 (51, 70) Кредит 73.2 (76.2)

В случае если виновные не установлены или во взыскании с них отказано судом, запись будет такой:

Дебет 91.2 Кредит 94.

Делаем реформацию баланса

Реформация баланса - это проводка декабря отчетного года, которой определяется чистая прибыль или убыток. Делают ее после того, как все операции финансово-хозяйственной деятельности отражены в учете, то есть последней записью 31 декабря. Реформация состоит из двух этапов: 1) закрытия счетов финансовых результатов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" и 2) отражения чистой прибыли или убытка в составе нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.

Вся информация о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности компании в течение года, отражается на счете 90 "Продажи". Прочие доходы и расходы показывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

По окончании года все субсчета, открытые к счетам 90 и 91, закрывают:

Дебет 90.1 (90.9) Кредит 90.9 (90.2, 90.3...)

Дебет 91.1 (91.9) Кредит 91.9 (91.2)

Формирование финансового результата происходит на счете 99 "Прибыли и убытки":

Дебет 90.9 (99) Кредит 99 (90.9)

Дебет 91.9 (99) Кредит 99 (91.9)

При составлении годовой бухгалтерской отчетности сумму чистой прибыли или убытка отчетного года списывают на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":

Дебет 99 (84) Кредит 84 (99)

Бухгалтерская запись по счету 84 в корреспонденции со счетом 99 делается один раз в год при реформации баланса. То есть это последняя проводка в отчетном году.

Новая политика

В соответствии с п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, смена политики учета может производиться в случаях: изменения законодательства и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение других методов ведения учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. И последний повод к изменению учетной политики - существенное изменение условий хозяйствования. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой видов деятельности и т.п.

Учетную политику можно составить в виде двух отдельных документов либо с двумя разделами. В бумагах необходимо определить те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий: законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя подходящий; способ учета законодательством не установлен (например, способ раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой НДС деятельности).

Кроме этого, в учетной политике необходимо зафиксировать критерии существенности, применяемые при исправлении ошибок в бухучете. В качестве приложений к ней нужно оформить (пп. 4 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008): формы первичных учетных документов, рабочий план счетов, порядок документооборота.

При составлении политики в целях налогообложения не забудьте учесть изменения, которые вносятся в НК и вступают в силу с 1 января 2015 г.

И последнее...

Если со следующего календарного года коммерсант хочет перейти на упрощенную систему налогообложения, то необходимо уведомить об этом фискалов по месту нахождения фирмы или месту жительства ИП не позднее 31 декабря (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В этот же срок нужно сообщить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного сбора (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

Для освобождения с 1 января от исполнения обязанностей плательщика НДС следует представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, не позднее 20 января 2015 г. (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Плательщики налога на прибыль вправе перейти с нового года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Для этого необходимо уведомить налоговиков не позднее последнего дня этого года (п. 2 ст. 286 НК РФ).

И.Разумова

Ведущий консультант

по вопросам бухучета и налогообложения

Группы компаний "Ю-Софт",

советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса