Мудрый Экономист

УСН: спорные расходы на рекламу

"Арсенал предпринимателя", 2014, N 12

В наше время реклама повсюду: в Интернете, на улицах, на телевидении, в газетах, буклетах, в маршрутках, в телефонах и т.д. При этом предприниматели-"упрощенцы", применяющие объект налогообложения "доходы минус расходы", вправе уменьшить полученные доходы на совершенные ими рекламные расходы. Однако учет подобных затрат не так прост. Понятие "реклама" в законодательстве четко регламентировано. При этом часть рекламных расходов нуждается в налоговом нормировании.

Понятие и сущность рекламы

Отношения в сфере рекламы регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке (п. 1 ст. 11 НК РФ и ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Это следует из Писем Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624, Минфина России от 15.07.2013 N 03-03-06/1/27564 и от 04.07.2013 N 03-03-06/1/25596, ФНС России от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14401. К примеру, не является рекламой рассылка буклетов на конкретные адреса с указанием фамилии, имени, отчества конкретных получателей.

Не относятся к рекламе вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, а также информация, размещенная в силу закона или как обычай делового оборота. Речь здесь идет о вывесках, содержащих наименование, адрес и режим работы (п. п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). К примеру, не является рекламой размещение в месте осуществления деятельности следующих сведений:

Отметим еще один популярный в наше время вид рекламы. Речь идет о знаках на дорогах, определяющих не Правила дорожного движения, а указание направления проезда к какому-либо магазину. Еще более странными выглядят щиты, совмещающие указатель в виде стрелки на магазин и знак ПДД. Так вот, арбитры не раз говорили, что данные конструкции не являются рекламными.

Судебная практика. Арбитры пришли к выводу, что информация (наименование компании и ее месторасположение), размещенная на знаках маршрутного ориентирования либо совмещенная с этими знаками, не является рекламой (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2013 по делу N А12-243/2013).

Кстати, если согласовать такую установку указателя с ГИБДД и информация, размещенная на нем, будет отвечать требованиям ГОСТа, подобный щит не будет рассматриваться как рекламный (Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 и ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2014 по делу N А53-20937/2012).

Реклама для "упрощенца"

Учет рекламных расходов осложнен тем, что они делятся на (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ):

Нелимитируемая реклама

Главный минус таких расходов в том, что их перечень является закрытым (Письма УМНС России по г. Москве от 11.09.2003 N 26-12/50003, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2013 N А56-78283/2012 и Северо-Кавказского округа от 20.04.2011 N А25-935/2010).

Виды ненормируемых рекламных расходов (п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ):

Приведем примеры ненормируемых рекламных расходов:

Данные расходы учитывают в полном объеме после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Нормируемые затраты

Остальные расходы на рекламу являются нормируемыми и признаются на "упрощенке" в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Примеры нормируемых рекламных расходов:

<1> ФАС России в Письме от 28.04.2011 N АК/16266 отметила, что согласно ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе запрещен так называемый спам (массовая рассылка рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать).

При учете нормируемых рекламных расходов следует помнить, что при увеличении в течение года объема выручки автоматически изменяется и сумма лимита расходов. К примеру, затраты, не признанные за I квартал из-за превышения норматива, при увеличении размера выручки могут быть учтены в следующих отчетных периодах этого же года. При этом рекламные расходы, не признанные по итогам года, на следующий год не переносятся.

Также нужно помнить, что на "упрощенке" доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). При этом внереализационные доходы не учитываются при расчете "рекламного" лимита (абз. 5 п. 4 ст. 264, ст. 249 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18216). Ну а сами рекламные расходы признают только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Рассмотрим порядок учета рекламных расходов, которые можно учесть при расчете "упрощенного" налога.

Пример. Индивидуальный предприниматель А.А. Макаров занимается розничной торговлей и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Для увеличения продаж и привлечения покупателей коммерсант регулярно проводил рекламные мероприятия. Размер затрат на рекламу, которые можно учесть при расчете налога, приведен в таблице:

Период

Выручка от реализации

Фактические расходы на рекламу

Лимит расходов на рекламу

Учитываемые расходы на рекламу

Неучитываемые расходы на рекламу

I квартал

5 520 000

25 520

55 200

25 520

Полугодие

8 441 200

103 240

84 412

84 412

18 828

9 месяцев

12 410 200

175 000

124 102

124 102

50 898

Год

18 810 400

182 500

188 104

182 500

По мнению чиновников, "упрощенцы" не могут учесть при расчете налога расходы на проведение рекламных мероприятий (праздников, акций, программ лояльности). Объясняют они это тем, что указанные расходы прямо не поименованы ни в п. 4 ст. 264 НК РФ, ни в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1478). Если следовать логике финансистов, то об иных рекламных расходах можно забыть. Мы считаем, что данный подход неверен. Дело в том, что в п. 4 ст. 264 НК РФ приведен не только перечень нормируемых расходов, но и указано, что в пределах лимита признаются расходы на иные виды рекламы. Кстати, похожий подход отражен в Письме УФНС России по г. Москве от 12.10.2007 N 18-11/3/097867@.

М.Косульникова

Главный бухгалтер

ООО "Галан"