Мудрый Экономист

Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 23

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банк России получил возможность регулировать деятельность некредитных финансовых организаций, к числу которых относятся и негосударственные пенсионные фонды, и получил статус мегарегулятора на финансовом рынке. Указанное событие послужило отправной точкой и запустило процесс глобальных изменений на российском финансовом рынке. Данный процесс затронул в особой степени негосударственные пенсионные фонды и послужил основанием для вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и некоторых других нормативных актов Банка России.

В соответствии с измененным Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственные пенсионные фонды должны стать коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в форме акционерного общества. Но данные требования порождают ряд проблем для негосударственных пенсионных фондов и всей пенсионной системы в целом.

Все проблемы, возникающие при акционировании негосударственных пенсионных фондов, можно условно разделить на две большие группы:

Концептуальной проблемой является присвоение негосударственным пенсионным фондам статуса коммерческой организации. В тот период, когда негосударственные пенсионные фонды были некоммерческими организациями, осуществлялась социальная функция негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Все НПФ осуществляли свою уставную деятельность лишь с одной целью - более эффективно использовать накапливаемые пенсионные средства граждан и тем самым обеспечить доходность большую, чем может позволить государственный пенсионный фонд. Но социальная функция "ставится под вопрос", когда НПФ переходят в статус коммерческих организаций, целью которых является получение прибыли и удовлетворение в первую очередь потребностей акционеров, а не ожиданий и требований застрахованных лиц, как это было раньше. Данный факт порождает конфликт интересов, и в настоящее время непонятно, каким образом его можно адекватно разрешить.

Возникновение указанной концептуальной проблемы усложняет дальнейшее регулирование данного вида организаций. Это ярче всего проявляется в выборе дальнейшего направления регулирования. Некоммерческие НПФ весь свой доход, который они получали от инвестирования средств граждан, сразу же направляли на увеличение вкладов. В данной ситуации у регулятора было всего лишь три цели:

В случае с акционерными коммерческими негосударственными пенсионными фондами ситуация намного сложнее. Кроме вышеуказанных целей, регулятор должен решить проблему конфликта интересов, которая является источником большого количества побочных эффектов.

Во-первых, собственники будут иметь намерение получать доход от организации, что непременно скажется на доходах, которые будут распределяться между вкладчиками. Доходность непременно снизится, и не факт, что она будет превышать доходность, обеспечиваемую государственным пенсионным фондом.

Во-вторых, в погоне за удовлетворением интересов двух заинтересованных групп велика вероятность того, что НПФ будут совершать высокорисковые операции со средствами вкладчиков, что может привести к потере всех вкладов граждан.

В-третьих, из-за того, что, скорее всего, будут сохраняться жесткие ограничения на использование средств вкладчиков и, соответственно, на использование доходов, полученных от инвестирования средств вкладчиков, может снизиться заинтересованность негосударственных пенсионных фондов в осуществлении данного вида деятельности. Данная тенденция может привести к тому, что акционерные пенсионные фонды откажутся от деятельности по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению и будут преобразованы в управляющие компании или инвестиционные фонды, которые будут заниматься инвестированием свободных средств граждан в целях получения личной выгоды и обеспечения некоторой доходности для вкладчиков.

Помимо концептуальных проблем, процесс преобразования негосударственных пенсионных фондов в коммерческие организации порождает и ряд технических проблем, которые опять же ставят под вопрос необходимость предполагаемой реформы.

Большое количество ученых, изучающих данный процесс, и практиков, которые непосредственно занимаются акционированием НПФ, признают, что наиболее очевидными и сложными проблемами для негосударственных фондов будут следующие:

Несомненно, все указанные проблемы тесно связаны друг с другом. Проблема определения размера уставного капитала и формирования списка учредителей является непосредственным следствием смены направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. На момент создания НПФ вклады учредителей являлись безвозвратными и бесплатными, поэтому лишь небольшая часть НПФ старалась где-то зафиксировать источники, из которых были получены средства для осуществления уставной деятельности, остальные же просто начинали их использовать и впоследствии забывали, откуда эти средства взялись. Но в настоящее время все НПФ должны достоверно оценить вклад каждого учредителя и отразить его в своей бухгалтерской отчетности. Данная проблема может быть решена негосударственными пенсионными фондами, которые были созданы при крупных предприятиях, но в остальных НПФ возникает большая вероятность неправильной оценки вложенных средств и появления большого количества мошеннических действий. Среди основных негативных последствий данного процесса можно отметить появление учредителей, которые захотят получать доходы от деятельности НПФ, в то время как на самом деле они не будут являться учредителями. Помимо этого неправильная оценка уставного капитала НПФ может послужить основанием для неправильной оценки финансовой устойчивости негосударственного пенсионного фонда, неправильного прогнозирования его деятельности и возникновения риска разорения НПФ.

В настоящее время в связи со стремительными темпами реформирования пенсионной системы фонды испытывают сильную нехватку нормативной базы, которая бы досконально регулировала процесс акционирования, в то время как Банк России вынужден в кратчайшие сроки выпускать новые указания и положения, которые ввиду коротких сроков разработки зачастую бывают противоречивы и не всегда понятны для пользователя.

И наконец, весь процесс реформирования очень болезненно отражается на всей пенсионной системе. Негосударственные пенсионные фонды, деятельность которых недостаточно хорошо развита на территории РФ, в меньшей степени вынуждены заниматься развитием своей деятельности и тратить большое количество времени, трудовых и материальных ресурсов на проведение реформ и изменений. Данный факт отрицательно влияет как на материальное состояние негосударственных пенсионных фондов, так и на моральное состояние, что выливается в снижение заинтересованности и мотивированности фондов в осуществлении данного вида коммерческой деятельности.

Несмотря на все отрицательные моменты, негосударственные пенсионные фонды удачно работают в зарубежных странах, где доля НПФ очень велика, что свидетельствует об их высокой эффективности. Главы российских фондов также оптимистично смотрят на процесс акционирования негосударственных фондов, аргументируя это тем, что реорганизация фондов в коммерческие акционерные общества позволит повысить прозрачность деятельности НПФ, заинтересовать население вкладывать свои пенсионные отчисления в негосударственные пенсионные фонды, привлечь сторонних инвесторов, в том числе и зарубежных, которые в свою очередь обеспечат повышение доходности данных предприятий и более стремительные темпы развития НПФ. К сожалению, в настоящее время наблюдается большое количество проблем, которые еще предстоит решить с помощью решительных действий государственных регулирующих органов и самих негосударственных пенсионных фондов.

Список литературы

  1. Абдикеев Н.М., Кузнецов Н.В., Цыгалов Ю.М. Совершенствование системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в вузах. М.: Финансовый университет, 2013. 236 с.
  2. Гетьман В.Г., Керимов В.Э., Бабаева З.Д. и др. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 717 с.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ.
  6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
  7. О Типовых рекомендациях по ведению бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
  8. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
  10. Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук): Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 N 677.
  11. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий: Приказ Росстата от 29.08.2012 N 470.
  12. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. URL: http://fss.ru/ru/fund/activity/accident_insurance/index.shtml.
  13. Экономическая теория / Под ред. Е.Н. Лобачевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 516 с.

Н.Н.Парасоцкая

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры бухгалтерского учета

в коммерческих организациях

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

К.А.Артамонова

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры бухгалтерского учета

в коммерческих организациях

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации