Мудрый Экономист

Ккм исключена из реестра: что делать?

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 11

Вправе ли предприятие общепита продолжать использовать в своей деятельности контрольно-кассовую машину (ККМ), исключенную из Государственного реестра контрольно-кассовой техники? В какой момент и кем такая машина должна быть снята с налогового учета?

О применении ККМ, исключенной из Реестра

На территории РФ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт может применяться только та контрольно-кассовая техника (ККМ, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы), что включена в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Данное требование установлено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

На основании п. 5 ст. 3 указанного Закона в случае исключения из Государственного реестра контрольно-кассовой техники ранее применявшихся моделей ККМ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации (названный срок может не совпадать со сроком полезного использования, установленным пользователем в отношении ККМ). Как разъяснили чиновники, продолжительность срока амортизации ККМ определяется с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код ОКОФ 14 3010000), относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно). В связи с этим в случае исключения модели ККМ из Государственного реестра контрольно-кассовой техники в целях определения возможности ее дальнейшего использования нужно исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до семи лет включительно. Причем первоначальная стоимость такой машины роли не играет (то есть представленный подход работает и в том случае, если стоимость ККМ не превышает 40 000 руб.) (Письмо Минфина России от 04.10.2005 N 03-01-20/4-192, доведенное до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 26.10.2005 N ГВ-6-06/908@).

В п. 5 Положения о регистрации и применении ККТ <1> подчеркнуто: контрольно-кассовая техника, исключенная из Реестра и применяющаяся до истечения нормативного срока амортизации, должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Реестр.

<1> Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

Регистрация ККМ в налоговом органе

В силу требований п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, используемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или предпринимателя в качестве налогоплательщика. Только при условии регистрации ККМ в налоговом органе допустимо ее применение. Регистрация производится в порядке, установленном Положением о регистрации и применении ККТ и Административным регламентом <2>. Инициатором регистрации ККМ в налоговом органе является организация (индивидуальный предприниматель) - пользователь контрольно-кассовой техники. Отметка о регистрации ККМ в налоговом органе делается в паспорте контрольно-кассовой техники. В этом же документе фиксируются отметки о перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе техники из эксплуатации.

<2> Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.

Снятие ККМ с учета

Инициатором снятия ККМ с регистрации в налоговом учете тоже является ее пользователь. Процедура занимает максимум пять рабочих дней с момента представления заявления в налоговый орган (п. 16 Положения о регистрации и применении ККТ). Из данного общего правила есть исключение, закрепленное в п. 19 названного Положения (продублировано в пп. "а" п. 85 Административного регламента).

Итак, в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации налоговый орган может провести самостоятельно (то есть при отсутствии заявления со стороны пользователя). При указанных обстоятельствах налоговый орган письменно уведомляет пользователя о снятии с регистрации ККМ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Таким образом, исключенная из Государственного реестра модель контрольно-кассовой техники подлежит снятию с регистрации в налоговых органах, если нормативный срок ее амортизации истек. Если нормативный срок амортизации не истек, применение обозначенной модели контрольно-кассовой техники осуществляется до истечения поименованного срока (Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910).

Кстати, истечение нормативного срока амортизации ККМ, не исключенной из Государственного реестра, не является основанием для снятия данной техники с учета налоговым органом в одностороннем порядке. Это связано с тем, что действующее законодательство РФ не содержит ограничений по применению названной техники (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).

Нормативный срок амортизации истек, а уведомление о снятии с учета ККМ не получено

А можно ли использовать исключенную из Государственного реестра ККМ с истекшим нормативным сроком амортизации, если она не снята с учета в налоговом органе? В п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели, использующие контрольно-кассовую технику, обязаны:

Как видим, одной из обязанностей пользователей ККМ является использование техники, которая зарегистрирована в налоговом органе. Однако пользователям не вменена в обязанности подача в налоговый орган заявления о снятии с учета ККМ, исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, нормативный срок амортизации которой истек. Значит, исключенной из Реестра ККМ с истекшим нормативным сроком амортизации нельзя пользоваться, если данная техника снята с учета в налоговом органе (если снятие произведено налоговым органом, пользователь об этом уведомлен).

Подтверждение правильности представленных рассуждений можно найти у судей, рассматривавших дела, связанные с привлечением пользователей ККМ к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, за осуществление денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, срок амортизации которой истек. На основании указанной нормы неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. В свою очередь, под неприменением ККМ следует среди прочего понимать использование ККМ, не включенной в Государственный реестр (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16). Арбитры подчеркнули: объективная сторона состава административного правонарушения имеется только при использовании контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с истекшим нормативным сроком эксплуатации, при условии уведомления налоговой инспекцией о снятии данной машины с учета. Поэтому, пока не получено уведомление, использование такой техники правомерно (Постановления ФАС ВВО от 07.07.2009 по делу N А29-261/2009, ФАС МО от 28.01.2009 N КА-А40/13315-08).

* * *

На территории РФ можно использовать ККМ, отвечающую определенным требованиям: в частности, названная машина должна быть включена в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации (индивидуального предпринимателя) - пользователя ККМ. Исключение ККМ из Государственного реестра не является безусловным основанием для снятия ее с учета в налоговом органе, если нормативный срок амортизации машины не истек (равен семи годам). По истечении обозначенного срока пользователь не обязан сам инициировать процедуру снятия ККМ с учета в налоговом органе, последний может сделать это самостоятельно, о чем должен быть уведомлен пользователь. Пока уведомление о снятии ККМ с учета не получено, пользователь может ею пользоваться.

А.Г.Снегирев

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"