Мудрый Экономист

О плате за загрязнение окружающей среды при наличии договора на вывоз мусора

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2014, N 20

За негативное воздействие на окружающую среду платят предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Вполне очевидно, что производственные или транспортные предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферу или сбросы в водные объекты загрязняющих веществ, просто обязаны отвечать за это рублем. А как быть организациям, которые ничего не производят, арендуют офис, не имеют собственного транспорта и весь их вред природе выражается в том, что в ходе их деятельности образуется офисный мусор в виде использованных картриджей или бумажных отходов? Обязаны ли такие организации вносить указанные экологические платежи, если их мусор вывозят специализированные компании, с которыми заключается договор? Попробуем разобраться.

Правовые основы

Согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды <1> за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

<1> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия и ее предельных размеров (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.

В силу ст. 1 Закона об отходах <2> под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

<2> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией; место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Если договор на вывоз мусора заключен со специализированной компанией...

При расчете платы за размещение отходов необходимо руководствоваться следующим.

Статьей 4 Закона об отходах установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договором, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

На практике юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, заключают договор на вывоз отходов со специализированными организациями.

Между тем наличие подобного договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, кроме случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Такого мнения придерживается Ростехнадзор (см. Письмо от 28.10.2008 N 14-07/6011).

В то же время на практике довольно часто компании, вред которых на окружающую среду заключается только в том, что в результате их деятельности образуется офисный мусор (который к тому же вывозят специализированные организации), вынуждены спорить с управлениями Росприроднадзора на тему необходимости исчислять и уплачивать экологические платежи.

Один из таких споров рассматривался ФАС ВВО в Постановлении от 09.06.2014 N А11-8477/2013.

Организация обратилась в областное управление Росприроднадзора с просьбой вернуть ей плату за негативное воздействие на окружающую среду, которая была ошибочно внесена за размещение отходов производства и потребления.

По мнению управления, организация являлась субъектом обязательства платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, поскольку в результате ее хозяйственной деятельности образуются отходы, право собственности на которые принадлежит ей.

Таким образом, организации было отказано в возврате. Она обратилась в суд.

Арбитры установили, что образовавшийся в результате деятельности организации мусор временно собирался в контейнерах на контейнерных площадках и в дальнейшем вывозился специализированными организациями на основании договоров. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что организация как лицо, не осуществляющее деятельности по размещению твердых бытовых отходов, не обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления.

* * *

В приведенном примере из арбитражной практики организация смогла отстоять свою правоту. Однако во избежание разногласий с компетентными органами советуем все же прислушаться к рекомендациям, данным в Письме Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011, а именно: при заключении договора со специализированными организациями на вывоз мусора указывать, что право собственности на отходы переходит к такой специализированной организации.

Л.Е.Тимофеева

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"