Мудрый Экономист

Обязательное социальное страхование: что нового?

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 10

Федеральными законами от 28.06.2014 N 188-ФЗ и от 21.07.2014 N 216-ФЗ, вступающими в силу с 01.01.2015, внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы обязательного социального страхования. Думаем, что для предприятий промышленности представляют интерес ответы, данные с учетом поправок на следующие вопросы. При каких обстоятельствах сведения в ПФР можно представлять только в электронном виде? С каких сумм в случае увольнения работников должны быть начислены страховые взносы? Что изменяется в отношении исчисления страховых взносов с выплат иностранным работникам? Почему отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов теперь возможна? На какой срок выездную проверку могут продлить и в каких случаях проверенный период может опять стать предметом изучения в рамках выездной проверки?

Считаем количество застрахованных лиц

Данная информация нужна для того, чтобы определиться, надо ли сведения о застрахованных лицах, заносимые в общую часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, предприятиям промышленности представлять в ПФР в электронном виде (в обязательном, а не добровольном порядке). Если количество работающих у работодателя застрахованных лиц за предшествующий отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год) составляет 50 человек (с 01.01.2015 - 25) и более, сведения в ПФР могут быть представлены по установленным формам только в электронном виде. С 01.01.2015 указанное требование должно реализовываться путем представления формы в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (вид и порядок проверки этой подписи должен установить ПФР) (обновленный п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ <1>).

<1> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Напомним: при подсчете количества застрахованных лиц также учитываются лица, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.

Изложенные правила представления сведений в ПФР не касаются сведений, перечисленных в п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку последние представляются в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР). В свою очередь, этот расчет представляется в ПФР в обязательном порядке в электронном виде <2> в том случае, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период (календарный год) превышает 50 человек (с 01.01.2015 - 25) (п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ <3>).

<2> С 01.01.2015 - в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

О начислении страховых взносов при увольнении работников

С 01.01.2015 расширяется список облагаемых страховыми взносами, в том числе страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сумм, выплачиваемых в связи с увольнением работников. Помимо компенсации за неиспользованный отпуск в него будут входить:

Соответствующие изменения внесены в пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Иностранцы - никого не пропускаем

С 01.01.2015 согласно обновленному п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ <4> все иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами, а не только те, что заключили:

<4> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Страховые взносы в отношении таких застрахованных лиц уплачиваются в ПФР по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения физического лица (п. 2 ст. 22.1 указанного Закона).

Отсрочка и рассрочка теперь возможны

С 01.01.2015 органы контроля (территориальные органы ПФР и ФСС по месту учета плательщика страховых взносов) смогут наконец-то реализовать данное им право предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Ранее это было невозможно в связи с тем, что порядок и случаи предоставления отсрочки не были установлены на уровне федерального закона (более подробно об этом мы писали в N 8, 2013 (см. статью Н.В. Герасимовой "В отсрочке по уплате страховых взносов отказать")). Теперь все необходимые для предоставления отсрочки составляющие прописаны в самом Федеральном законе N 212-ФЗ (новые ст. ст. 18.1 - 18.5).

Основания для получения отсрочки (рассрочки)

На получение отсрочки (рассрочки) по погашению соответствующей задолженности на срок, не превышающий года, может претендовать плательщик страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет ему уплатить страховые взносы в установленный срок, но имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). (В случае предоставления отсрочки сумма задолженности должна быть погашена единовременно в соответствующий срок, рассрочки - поэтапно.)

Обратите внимание! Отсрочка (рассрочка) не предоставляется в отношении задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии (ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ). А отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой пенсии предоставляется только при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии (ч. 7 обозначенной статьи).

Важно учитывать, что отсрочка (рассрочка) предоставляется не любому плательщику страховых взносов. Для ее получения должно иметься как минимум одно из таких оснований:

Приведем промышленные сезонные отрасли и виды деятельности.

Сезонные отрасли

Сезонные виды деятельности

Перерабатывающая промышленность

Сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности

Сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности

Производство растительных масел и жиров

Нефтедобывающая и газовая промышленность

Обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Торфяная промышленность

Добыча, сушка и уборка торфа

Ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях

Медицинская промышленность

Заготовка растительного лекарственного и эфирно-масличного сырья

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Заготовка и вывозка древесины

Сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды

Заготовка живицы, пневого осмола и бересты

Легкая промышленность

Сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности

Геолого-разведочные работы

Полевые экспедиционные работы

Промышленность нерудных строительных материалов

Добыча песчано-гравийной смеси из русел рек

Промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней

Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений

Добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения)

Если отсрочка или рассрочка предоставлена по последнему основанию, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действующей в периоде отсрочки или рассрочки. В остальных случаях начисление процентов не предусмотрено.

Когда отсрочку (рассрочку) не ждать?

Несмотря на наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, в ее предоставлении откажут (решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене) при наличии одного из следующих обстоятельств. Во-первых, если в отношении плательщика страховых взносов ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования, во-вторых, если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отношении плательщика было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления.

Последовательность шагов по предоставлению отсрочки (рассрочки)

Все начинается с подачи плательщиком страховых взносов в соответствующий орган контроля заявления, к которому должны быть приложены следующие документы:

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) либо об отказе в ее предоставлении должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления (его копия направляется плательщику страховых взносов в трехдневный срок). На период рассмотрения заявления (пока не принято обозначенное решение) по ходатайству плательщика страховых взносов может быть вынесено решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) вступает в силу со дня, установленного в этом решении. Пени, причитающиеся к уплате за время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу названного решения включаются в сумму задолженности, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка).

Случаи досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки)

Такие случаи перечислены в новой ст. 18.5 Федерального закона N 212-ФЗ. Назовем их.

Во-первых, действие отсрочки (рассрочки) прекращается досрочно в случае погашения плательщиком страховых взносов задолженности до истечения срока, на который предоставлена отсрочка (рассрочка).

Во-вторых, действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекратится в случае образования по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии.

Нарушение условий предоставления отсрочки (рассрочки) также может стать причиной для досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки), если органом контроля будет принято соответствующее решение.

Во втором и третьем случаях задолженность, в отношении которой была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате, должна быть погашена плательщиком в течение месяца после получения решения о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки). Помимо этого, плательщик должен уплатить пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения указанного решения, по день уплаты страховых взносов включительно.

На то, чтобы плательщику страховых взносов было направлено извещение об отмене решения об отсрочке (рассрочке) (что делается по почте заказным письмом), органу контроля отводится пять дней со дня принятия решения. Данное извещение считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Обратите внимание: представленный порядок расчета пеней (по день уплаты страховых взносов включительно) с 01.01.2015 будет являться общим. Сейчас такого указания в ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ нет, поэтому пени начисляются без учета дня погашения задолженности (Письмо Минтруда России от 16.05.2014 N 17-4/В-211).

Зачет страховых взносов

Частью 21 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2015, предусмотрен запрет на проведение зачета между платежами в разные государственные внебюджетные фонды. С обозначенной даты ситуация меняется, поскольку становится допустимым проведение зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля. Другими словами, излишне уплаченные страховые взносы в ПФР можно зачесть в счет уплаты платежей в ФФОМС (и наоборот). Такой зачет будет производиться по заявлению плательщика страховых взносов, которое должно быть подано в письменной форме или в форме электронного документа.

Сокращение обязанностей плательщиков

С 01.01.2015 плательщикам страховых взносов не нужно извещать органы контроля:

Кстати, обязанность по уведомлению органов контроля об открытии (закрытии) счетов в банке отменена с 01.05.2014 Федеральным законом от 02.04.2014 N 59-ФЗ.

О выездных проверках

С 01.01.2015 появятся исключения, перечисленные в ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ, из требования о том, что выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Итак, срок выездной проверки по мотивированному запросу органа контроля, проводящего выездную (включая повторную выездную) проверку, руководитель вышестоящего органа контроля (его заместитель) сможет продлевать до четырех или шести месяцев при наличии таких обстоятельств:

Обратите внимание: органам контроля предоставляется возможность осуществления повторной выездной проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Повторная выездная проверка может затронуть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об осуществлении такой проверки руководителем (его заместителем):

Если в ходе повторной выездной проверки будет выявлен факт совершения нарушения, не обнаруженного ранее, к плательщику страховых взносов не могут быть применены штрафные санкции. Это не распространяется на ситуацию, когда неустановление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля.

Отметим еще один момент: с 01.01.2015 руководитель органа контроля (его заместитель) в ходе рассмотрения материалов проверки не будет выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, поскольку таких обстоятельств теперь вообще нет (ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ утратит силу). Избежать ответственности в полном объеме можно будет, как и прежде, при наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения.

* * *

В законодательные акты, регулирующие вопросы обязательного социального страхования, внесены важные изменения, вступающие в силу с 01.01.2015. Так, если среднесписочная численность застрахованных лиц в 2014 г. составит более 25 человек, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2015 г. нужно будет представлять в ПФР исключительно в форме электронного документа. Сведения о застрахованных лицах, подаваемые в ПФР вне рамок этого расчета, нужно будет представлять в электронном виде в случае привлечения к работе в предшествующем отчетном периоде 25 и более человек (сейчас пограничное число составляет 50).

Обратите внимание на то, что расширен список сумм, выплачиваемых при увольнении работников, которые необходимо облагать страховыми взносами. Также для избежания ошибок при начислении страховых взносов нужно учитывать, что с 01.01.2015 все иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, становятся застрахованными лицами.

Предприятия промышленности, чье финансовое положение пошатнулось вследствие причинения ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, осуществления сезонных видов деятельности, могут рассчитывать на предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов, пеней, штрафов. Теперь порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) зафиксированы в Федеральном законе N 212-ФЗ.

Еще одна положительная новость связана с возможностью зачета излишне уплаченных страховых взносов в ПФР в счет уплаты платежей в ФФОМС и наоборот. К разряду таких же изменений относится отмена обязанности по извещению органом контроля (ПФР и ФСС) о создании или закрытии обособленных подразделений и реорганизации или ликвидации организации.

Что касается выездных проверок, срок их проведения может увеличиться до четырех или шести месяцев. Кроме того, уже проверенный период опять может стать предметом выездной проверки (теперь повторной), которая может быть назначена с целью проверки органа контроля, осуществлявшего первичную проверку, или правильности исчисления страховых взносов по данным представленного уточненного расчета.

Н.В.Герасимова

Эксперт журнала

"Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение"