Мудрый Экономист

Как изменятся порядок и сроки начисления и уплаты налогов в 2015 году?

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2014, N 10

Наиболее значимые поправки, внесенные в НК РФ и вступающие в силу в 2015 г., связаны с порядком уплаты физическими лицами имущественных налогов, применением нормы об ответственности. Налогоплательщикам специальных налоговых режимов вменены новые обязанности. Появились такие новшества, как единый срок уплаты имущественных налогов, оператор электронного документооборота, электронная декларация для подавляющего большинства категорий налогоплательщиков и др.

В рамках Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, проводимой Минфином России, за период с конца прошлого года по апрель 2014 г. был принят ряд законов, оказавших существенное влияние на формирование современного налогообложения и регулирование налоговых правоотношений.

Среди них:

Рассмотрим наиболее значимые поправки, принятые законодателями и вступающие в силу уже в 2015 г.

Порядок уплаты физическими лицами имущественных налогов, применение нормы об ответственности

К имущественным налогам, подлежащим уплате физическими лицами, относятся транспортный, земельный и налог на имущество.

С 2015 г. введена обязанность физического лица сообщать налоговому органу информацию для расчета налога, которую в соответствии с положениями ст. 85 НК РФ органы, учреждения, организации и должностные лица, связанные с учетом организаций и физических лиц, обязаны представлять в налоговые органы.

Налоговое уведомление

Собственно, порядок уплаты транспортного и земельного налогов, налога на имущество не меняется. Как и в настоящее время, указанные налоги будут уплачиваться на основе налоговых уведомлений.

Налоговое уведомление физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) может быть:

Если налоговое уведомление направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговый орган не обязан предварительно, до направления налогового уведомления заказным письмом, пытаться вручить его налогоплательщику лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.09.2010 N 03-02-08/54).

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу. В Москве уплата авансовых платежей по налогу не предусмотрена (ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, ст. 397, п. 1 ст. 396 НК РФ; п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге").

Если физическим лицом до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату земельного налога, у его наследников не возникает и задолженность по такому налогу.

В связи с этим, когда на момент исчисления (перерасчета) суммы налога у налогового органа имеется информация о смерти налогоплательщика - физического лица, исчисление (перерасчет) суммы налога в отношении его не производится. Исчисленные налоговым органом суммы земельного налога, по которому налоговое уведомление не было получено физическим лицом до его смерти, подлежат списанию (Письмо Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-04-01/38).

Сообщение об объектах налогообложения

С 1 января 2015 г. налогоплательщик - физическое лицо по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязан сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Это необходимо сделать, если налогоплательщик не получал налоговое уведомление и не уплачивал налог в отношении объектов налогообложения за период владения ими (пп. "в" п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом, за который уплачивается налог). Указанное сообщение не представляется, если:

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога он уплачивается по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. Уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления данного срока уплаты (п. 6 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

До 1 января 2017 г. предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественный налог не уплачивался, начать уплачивать его с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта.

Переходный период заканчивается 1 января 2017 г., и, если будут получены сведения о таких объектах из внешних источников, налоги в отношении этих объектов будут исчислены за три предыдущих года, а также наложен штраф за непредставление соответствующих сведений в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Норма об ответственности начнет применяться с 1 января 2017 г., то есть за неисполнение обязанностей по направлению сообщения о наличии объектов налогообложения, в отношении которых физическим лицом не получено уведомление об уплате налога за 2016 г. и последующие годы.

Кроме того, ответственность применяется только за непредставление сообщения (нарушение срока его представления). Если же налогоплательщик, не представив сообщение, уплатил налог, штраф взыскан быть не может.

Определенным стимулом сообщать о принадлежащем ему имуществе для физического лица является срок, за который оно может быть привлечено к уплате налога. Если налоговый орган исчисляет налог на основе имеющейся у него информации, налогоплательщик может быть привлечен к уплате налога за период трех предшествующих лет. Если же налог исчисляется на основе представленного сообщения, то в течение двухлетнего льготного периода (с 1 января 2015 г. до 1 января 2017 г.) налог исчисляется только за один год - год, в котором физическое лицо сообщило налоговому органу о "необложенном" имуществе (пп. "а" п. 4 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Единый срок уплаты налогов

Законодательством установлен единый срок уплаты гражданами земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физлиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС России от 23.04.2014 N БС-4-11/7798 "О разъяснении законодательства о налогах и сборах").

С 1 января 2015 г. вступает в силу положение, согласно которому налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, должны уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 1 Закона N 334-ФЗ).

Закон N 334-ФЗ не содержит ограничений по распространению единого срока уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество на правоотношения, связанные с перечислением этих налогов за 2014 г. Следовательно, новый срок применяется с 2015 г., в том числе при уплате имущественных налогов за 2014 г.

Действительно, обязанность по перечислению рассматриваемых налогов за 2014 г. возникнет у физических лиц в 2015 г. Кроме того, представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований в течение текущего года могут принять нормативные правовые акты, устанавливающие новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов и вступающие в силу также с 1 января 2015 г.

Во избежание возникновения споров с налоговыми органами имущественные налоги за 2014 г. следует заплатить, как разъяснило финансовое ведомство, с соблюдением нового срока.

Оператор электронного документооборота

Обратиться в налоговые органы можно лично или через уполномоченного представителя, а также можно воспользоваться почтой и электронными сервисами.

Впервые непосредственно в Налоговом кодексе РФ (а не на уровне подзаконных нормативных правовых актов) закреплена роль спецоператоров связи в документообмене между налогоплательщиком и ИФНС (ст. 80 НК РФ). И с 1 января 2014 г. налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через оператора электронного документооборота. Такой оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, которые утверждает ФНС России.

В настоящее время ФНС России разрабатывает формы, по которым граждане будут представлять сведения и иные документы.

Новые обязанности налогоплательщиков специальных налоговых режимов

Как известно, плательщики специальных налоговых режимов освобождены от уплаты налога на имущество. Но с 2014 г. начался переход к налогообложению имущества организаций на основе не балансовой, а кадастровой стоимости.

В настоящее время порядок налогообложения имущества на основе его кадастровой стоимости применяется к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, а также нежилым помещениям, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения названных объектов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), должны будут платить налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ).

Запрет на применение УСН не распространяется на организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25% (п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ), если они являются:

В тех субъектах РФ, где с 2015 г. будет применяться порядок налогообложения имущества исходя из его кадастровой стоимости, налогоплательщики упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход будут представлять декларации и нести иные обязанности налогоплательщиков налога на имущество организаций.

Новые правила пока не распространяются на индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков указанных специальных налоговых режимов. Они по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

Изменения в исчислении НДС

С 1 января 2015 г. плательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Поправки направлены на сокращение избыточного документооборота, так как отражаемая в журналах информация дублируется в книге покупок и книге продаж, а обязанность по ведению указанных книг сохранится (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Не стоит забывать, что посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, все так же обязаны с 1 января 2014 г. вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 1 января 2015 г. будет установлена обязанность для таких посредников представлять журналы в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Журнал учета счетов-фактур с 1 января 2015 г. должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или выполнении функций застройщика (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Данное правило будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (в частности, на лиц, чья выручка без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ), а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС (лиц, применяющих УСН)). Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.

Рекомендуется сразу начинать вести журнал в электронном виде, так как с 1 января 2015 г. вступит в силу новый пункт статьи НК РФ, который устанавливает для посредников, не являющихся плательщиками НДС, обязанность представлять в инспекцию журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении деятельности в рамках посреднического договора (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Этот журнал необходимо представлять в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем представлять его нужно по установленному формату в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Согласно недавним изменениям индивидуальные предприниматели могут не только лично подписывать счета-фактуры, как было ранее, но и наделять этим правом своих представителей.

До 1 июля 2014 г. налоговая база по реализации недвижимого имущества определялась на дату регистрации этой недвижимости в собственность или дату оплаты (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78). Момент определения базы по НДС при реализации недвижимого имущества изменен: им следует признавать дату передачи этого объекта покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче) (п. 16 ст. 167 НК РФ).

Изменения, касающиеся налогового учета

В основном данные поправки в НК РФ направлены на устранение различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

Курсовые разницы

С 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключаются понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам. Это касается и периодической переоценки требований и обязательств.

Положительной признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (п. 11 ст. 250 НК РФ).

Отрицательной является курсовая разница, возникающая при уценке указанного имущества и требований или дооценке указанных обязательств (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

С 1 января 2015 г. изменится и порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов. В частности, требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России, на последнее число текущего месяца, а не на последнее число отчетного (налогового) периода, как в настоящее время (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).

Суммовые разницы (доходы (расходы) в виде суммовой разницы), возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 81-ФЗ (п. 3 ст. 3). Новые правила учета будут применяться к тем суммовым разницам, которые возникнут в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г.

Учет имущества

С 1 января 2015 г. организация сможет самостоятельно определять порядок признания материальных расходов (затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и иного имущества, не являющегося амортизируемым) с учетом срока использования имущества и иных экономически обоснованных показателей.

Согласно действующей редакции НК РФ стоимость такого имущества полностью включается в состав материальных расходов по мере его ввода в эксплуатацию. С нового года налогоплательщик сможет списывать стоимость данного имущества в течение более чем одного отчетного периода. При этом необходимо будет принимать во внимание срок использования имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Например, стоимость малоценного имущества (основное средство, стоимость которого не превышает 40 000 руб. и срок полезного использования которого больше одного года) можно будет списывать в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

С 1 января 2015 г. определен порядок учета безвозмездно полученного имущества. Доход от реализации безвозмездно полученного и не являющегося амортизируемым имущества можно будет уменьшить на его рыночную стоимость, определенную на дату его получения (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Метод ЛИФО не применяется

С 1 января 2015 г. при налогообложении больше не будет применяться метод ЛИФО, основанный на допущении, что в течение определенного периода товары реализуются в последовательности, обратной их приобретению (поступлению). Положения НК РФ, предусматривающие применение метода ЛИФО для определения размеров материальных расходов при списании сырья и материалов, с 1 января 2015 г. утратят силу.

В бухгалтерском учете метод ЛИФО не используется с 1 января 2008 г. Поправка направлена на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Убыток от уступки права требования

С 1 января 2015 г. размер убытка от уступки права требования, которая была произведена третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, будет определяться по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ).

При уступке права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком. Этот убыток включается в состав внереализационных расходов, но принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% суммы убытка признаются на дату уступки права требования, а оставшаяся часть относится на расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

С 1 января 2015 г. организации смогут учитывать указанный убыток от уступки права требования единовременно на дату этой уступки (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки

В настоящее время камеральная налоговая проверка (КНП) проводится только на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации. С 2015 г. камеральная проверка может проводиться и без декларации.

Камеральная проверка без декларации будет проводиться на основе информации и документов, которые налоговики смогут получить при проведении мероприятий налогового контроля (встречных проверок) (п. 1 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при проведении КНП без декларации налоговая инспекция сможет доначислять налоги на основе информации по аналогичным налогоплательщикам. Но, как правило, найти аналогичных налогоплательщиков довольно сложно, поэтому такое доначисление довольно спорное и может быть оспорено в суде.

По мнению Минфина России, введение камеральной проверки без декларации должно стимулировать организации представлять отчетность вовремя и в любом случае.

С 1 января 2015 г. в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики в определенных случаях смогут приходить на территорию налогоплательщика и производить осмотр помещений (ст. ст. 91, 92 НК РФ).

Таких случаев два: если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета, и если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков. Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. В настоящее время основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, с 1 января 2015 г. при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, сотрудники налоговой службы смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Блокировка счета

С 1 января 2015 г. изменится порядок приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Сейчас у сотрудников налоговой службы есть только два основания для блокировки счета. Это либо обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа, либо неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации (расчета).

С 1 января 2015 г. появится еще один повод: если налогоплательщик не отвечает на высланное ему налоговой службой электронным способом требование о предоставлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию. Если налогоплательщик в течение установленного срока не пришлет электронную квитанцию о получении корреспонденции, руководитель налоговой инспекции или его заместитель может в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Обязанность передавать налоговым органам квитанции о получении от них корреспонденции в электронном виде будет закреплена непосредственно в НК РФ с 1 января 2015 г., когда вступит в силу дополнительный пункт в статье "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщики, которые должны представлять налоговые декларации в электронном виде, обязаны будут обеспечить своевременный прием электронной корреспонденции от налоговой инспекции и в течение шести дней после ее отправки налоговыми инспекторами отослать им квитанцию о получении.

В результате с 1 января 2015 г. игнорирование налоговых электронных посланий из ИФНС может привести к блокировке расчетного счета. На данный момент действует другой алгоритм: в течение одного рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен отправить в ИФНС либо квитанцию о получении, либо уведомление об ошибке (например, требование было предназначено другому адресату). Если он этого не делает, налоговики высылают требование по почте, и оно считается полученным по истечении шести дней с момента отправки.

Если счет заблокирован из-за непредставления налоговой декларации, решение об отмене блокировки будет приниматься в том же порядке, что и сейчас, то есть не позднее дня, следующего за днем представления декларации. А вот если налоговая служба приостановит операции по счетам в банке из-за того, что налогоплательщик проигнорировал электронное требование, то отменить это решение они должны на следующий день после получения от налогоплательщика электронной квитанции или после совершения налогоплательщиком тех действий, требование о которых содержится в послании налоговых органов (представление документов, пояснений или явка в инспекцию).

Срок, в течение которого инспекторы вправе блокировать счет за не сданную вовремя декларацию, будет ограничен и составит три года (сейчас срок не ограничен). Начинать отсчитывать его нужно по окончании 10 дней после крайнего срока сдачи отчетности (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Электронная форма деклараций по НДС

До настоящего времени сдавать налоговую отчетность в электронном виде были обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышала 100 человек. С 2014 г. обязанность сдавать декларации через Интернет определяется не только среднесписочной численностью работников, но и статусом налогоплательщика. Возможность сдать декларацию по НДС в бумажном виде в 2014 г. осталась только у налоговых агентов, которые освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками.

С 1 января 2015 г. налоговые агенты должны будут сдавать декларацию по НДС в электронном виде - правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" вносит изменения в ст. 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" НК РФ и обязывает сдавать декларацию в электронном виде всех плательщиков НДС.

С 1 января 2015 г. налогоплательщики (в т.ч. являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Требования к оператору электронного документооборота утверждены в Приложении к Приказу ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.

Выводы

Несмотря на большое количество поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступающих в силу с 1 января 2015 г. в соответствии с принятыми законами, они далеко не последние. Грядущий год, несомненно, принесет новые изменения, которые затронут и кредитные организации, и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и предприятия малого и среднего бизнеса.

Е.А.Сиротина

Информатик-экономист

НТЦ "ОРИОН"