Мудрый Экономист

Анализ состояния внешнего контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации и в украине

"Международный бухгалтерский учет", 2014, N 36

В статье раскрыты сущность и составляющие понятия "качество аудиторских услуг". Обосновано значение качества аудиторских услуг. Рассмотрены организационные особенности внешнего контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации и на Украине. Исследован механизм контроля качества работы аудиторов, предусмотренный нормативными требованиями.

Анализ соответствия проблем и предложений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по улучшению контроля качества работы аудиторов свидетельствует о необходимости комплексного подхода к данному вопросу. Недостаточно внимания уделено проблемам уклонения от прохождения внешнего контроля качества и неэффективности мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок. Для их решения можно предложить ужесточить ответственность субъектов аудиторской деятельности, принять меры по информированию пользователей аудиторских услуг о конкретных нарушителях.

Учитывая практику Российской Федерации в области внешнего контроля качества аудиторских услуг, а также проблемы, выявленные проверками, которые проводились комитетом по контролю при аудиторской палате Украины, в целях улучшения контроля качества аудиторских услуг на Украине предложен ряд мероприятий:

Проведенный анализ показал что, несмотря на меры, направленные на улучшение качества аудиторских услуг, принятые в РФ и на Украине, остается нерешенным ряд проблем, связанных с внешним контролем качества аудиторской деятельности. Внесенные предложения позволят улучшить качество аудиторских услуг в целом и гарантируют доверие общественности к результатам работы аудиторов, которые в свою очередь должны демонстрировать перед наблюдательными органами ответственность за выполнение своих обязательств.

Деятельность аудиторских организаций является важной составляющей финансовых систем государств, что определяет необходимость высокого качества аудиторских услуг и их постоянного совершенствования. От уровня аудита во многом зависит формирование адекватной информационной базы для экономического развития организаций, государств и мирового сообщества.

Глобализация деятельности компаний, выход на зарубежные рынки предполагают также необходимость глобализации аудиторской деятельности. Взаимное доверие стран к результатам взаимного аудита основывается на признании систем надзора и контроля качества аудита. Это очень важно для стран постсоветского пространства, рынки аудиторских услуг которых стремительно развиваются и имеют не такую большую историю, как в странах Европы.

На международном уровне прослеживаются тенденции к усилению контроля качества аудиторской деятельности. Еще в 2006 г. Европейским союзом (ЕС) была принята 43-я Директива Европейской комиссии, регламентирующая такие вопросы контроля качества аудита, как создание системы обеспечения качества, разработка принципов надзора со стороны государственных и общественных органов, особенности осуществления контроля качества работы аудиторов общественно значимых компаний [1]. Международной федерацией бухгалтеров также признана необходимость проведения мониторинга в области соблюдения ее членами требований контроля качества услуг. В настоящее время проблемы контроля качества услуг аудиторских организаций не утратили своей актуальности.

Но для начала следует раскрыть сущность понятия "качество аудиторских услуг". По мнению Т. Леоновой и А. Жуковой, идентификацию терминов в области качества аудиторской деятельности целесообразно вести с позиции содержания терминов, принятых в международной теории и практике менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000. В самом общем понимании качество какого-либо объекта (продукции, услуги, процесса, организации и других объектов) определяется как степень соответствия характеристик (свойств) этого объекта потребностям всех заинтересованных сторон в этом объекте [8].

Наиболее точное определение дают В. Бондарь и Ю. Бондарь. Обобщая мнение многих авторов и практикующих аудиторов [2, с. 15], они отмечают, что под качеством в аудиторской практике необходимо понимать максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей результатом выполненных аудитором работ, услуг и сопутствующих аудиту работ в соответствии с интересами владельца, общества и конкретного заказчика. Исходя из этого, качество аудиторских услуг является системным соблюдением реальной профессиональной независимости, требований действующего законодательства и стандартов аудита, соблюдения кодекса профессиональной этики.

Анализируя состояние контроля качества аудиторских услуг в РФ и на Украине, целесообразно рассмотреть уровни, на которых осуществляют контроль государство, саморегулируемые профессиональные организации, субъекты аудиторской деятельности (на уровне отдельной аудиторской фирмы, на уровне профессии, на уровне отдельной аудиторской проверки).

Следует отметить, что на сегодняшний день на Украине нет единой концепции законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Соответственно, не принят унифицированный нормативно-правовой акт, который бы закрепил особенности организации и деятельности СРО на Украине на законодательном уровне. Все функции контроля за аудиторской деятельностью, в том числе и контроля качества аудиторских услуг, возложены на Аудиторскую палату Украины (АПУ) - независимый орган, формирующийся на паритетных началах путем делегирования в ее состав аудиторов и представителей государственных органов.

В Российской Федерации на государственном уровне контроль качества аудиторских услуг осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. от 04.03.2014) "Об аудиторской деятельности" [10] аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности [12]. Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны: проходить внешний контроль качества работы, участвовать в осуществлении СРО аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и остальных аудиторов осуществляют СРО аудиторов в отношении своих членов. По состоянию на 07.07.2014 в государственный реестр СРО аудиторов [3] были включены сведения о следующих СРО аудиторов - некоммерческих партнерствах: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Аудиторская Ассоциация "Содружество" (ААС), членами которых являлись 4618 аудиторских организаций и 22 196 аудиторов.

Большинство требований к контролю качества аудиторских услуг формируется на государственном уровне или на уровне саморегулируемых профессиональных организаций (табл. 1).

Таблица 1

Нормативно-правовые требования к контролю качества аудиторских услуг Российской Федерации и Украины

N п/п

Нормативный документ

Краткое содержание

Российская Федерация

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" [10]

Является основополагающим в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Согласно ст. 2 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности [12]

Аудиторские стандарты определяют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, что должно обеспечивать определенный уровень гарантии результатов проверки. Стандарты являются мерой качества исполнения работы.

Принципы организации внешнего контроля качества со стороны как СРО, так и государства устанавливаются ФСАД N 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля"

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров [5]

Представляет собой свод правил поведения, которые обязан соблюдать аудитор при проведении аудиторской проверки

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций [19]

Впервые в российской практике разработан концептуальный подход к обеспечению независимости аудиторов

Украина

Закон "Об аудиторской деятельности" [11]

Является основополагающим в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности на Украине. Согласно п. 6 ст. 12 "Полномочия аудиторской палаты Украины" АПУ осуществляет меры по обеспечению независимости аудиторов при проведении ими аудиторских проверок и организации контроля качества аудиторских услуг.

Согласно ст. 20 запрещается проведение аудита, если размер вознаграждения за предоставление аудиторских услуг не учитывает необходимого для качественного выполнения таких услуг времени, надлежащих навыков, знаний, профессиональной квалификации и степени ответственности аудитора

Международные стандарты контроля качества, аудита, обзора, прочего предоставления уверенности и сопутствующих услуг [9]

Являются обязательными для применения на Украине. Регулируют выполнение задач по аудиту, обзору, прочему предоставлению уверенности и сопутствующих услуг

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров [4]

Определяет этические требования к профессиональным бухгалтерам (аудиторам)

Концепция системы обеспечения качества аудиторских услуг на Украине [7]

Целью данной концепции является адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС

Положение о внешних проверках систем качества аудиторских услуг [15]

Основной целью является обеспечение организации проведения внешних проверок системы контроля качества аудиторских услуг всех субъектов аудиторской деятельности на Украине

10

Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 "Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг" [17]

Согласно положению аудиторские фирмы и аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица - предприниматели, обязаны разработать политику и процедуры контроля качества аудиторских услуг и получить подтверждение АПУ о соответствии данной системы требованиям регулятора

11

Положение о комитете по контролю качества аудиторских услуг [16]

Определяет правовой статус, основные задачи, полномочия и организацию работы комитета по контролю качества аудиторских услуг

Примечание. Систематизировано автором.

Определив требования к контролю качества аудиторских услуг, следует рассмотреть практический опыт их применения в аудиторской среде на уровне двух государств.

В 2013 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и СРО аудиторов было проведено 6447 проверок, в том числе 1227 проверок аудиторских организаций, 146 проверок индивидуальных аудиторов, 5074 проверки иных аудиторов. Данными проверками были охвачены 26% всех аудиторских организаций, свыше 17% всех индивидуальных аудиторов и свыше 22% всех иных аудиторов, которые вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 04.03.2014) [10] и Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Росфиннадзор, как независимый от аудиторской профессии орган, осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2013 г. данную аудиторскую услугу оказывали 924 аудиторские организации.

За год Росфиннадзором было проведено 293 проверки (115 - в 2012 г.), которыми были охвачены 32% указанных аудиторских организаций (11% - в 2012 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 99% являлись плановыми (98% - в 2012 г.), 1% - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами (2% - в 2012 г.).

В 2013 г. отмечено 8 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2012 г. количество таких случаев возросло на 14%.

Количество штатных контролеров Росфиннадзора в 2013 г. составило 65 чел., в том числе 17 контролеров в центральном аппарате и 48 - в территориальных управлениях.

Проверками обнаружены многочисленные нарушения аудиторскими организациями Федерального закона "Об аудиторской деятельности" [10] и Федеральных стандартов аудиторской деятельности [12]. Факты нарушений установлены в ходе 240 из 293 проведенных проверок. По результатам этих проверок Росфиннадзором приняты 262 решения о применении мер дисциплинарного воздействия:

Кроме того, Росфиннадзором составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения проверок и за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Росфиннадзором приняты меры дисциплинарного воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2013 г. 82% (в СРО аудиторов - 9%). Начатая Росфиннадзором контрольная деятельность оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов), проведенных СРО аудиторов, характеризуется следующими данными (табл. 2).

Таблица 2

Анализ проведенных внешних проверок СРО аудиторских организаций - членов, индивидуальных аудиторов, аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов)

СРО аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов СРО аудиторов в общем количестве аудиторских организаций - членов, %

Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов СРО аудиторов в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %

Доля проверенных аудиторов - членов СРО аудиторов в общем количестве аудиторов-членов, %

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

АПР

1542

1964

19

22

19

23

19

26

ИПАР

679

921

33

32

10

23

32

МоАП

1516

1965

24

27

33

29

23

27

РКА

587

706

14

13

16

14

16

ААС

838

598

23

11

15

15

23

Источник: Обобщено автором на основе источника [17].

Результативность деятельности контролеров качества СРО аудиторов характеризуется следующими данными (табл. 3).

Таблица 3

Анализ результативности деятельности контролеров СРО

СРО аудиторов

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

АПР

138

152

11,2

12,9

9,1

7,9

ИПАР

23

21

29,5

43,9

17,1

22,9

МоАП

59

65

25,7

30,2

20,5

21,4

РКА

42

49

14,0

14,4

22,9

21,9

ААС

84

91

10,0

6,6

10,9

17,4

Источник: [17].

По результатам проведенных СРО аудиторов в 2013 г. проверок внешний контроль качества работы прошли 823 аудиторские организации и 145 индивидуальных аудиторов (89,6% от общего количества проверенных СРО аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов).

Меры дисциплинарного воздействия приняты СРО аудиторов по результатам 99 проверок. Эти меры приняты к 87 аудиторским организациям и 12 аудиторам. Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2013 г., характеризуются следующими данными (табл. 4).

Таблица 4

Меры дисциплинарного воздействия, принятые к субъектам аудиторской деятельности в 2013 г.

СРО аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в СРО аудиторов

Исключение из членов СРО аудиторов

Иные меры воздействия

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

АПР

ИПАР

22

26

22

12

22

МоАП

16

16

РКА

ААС

Источник: [17].

В ходе анализа результатов функционирования системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов в РФ наибольшее количество недостатков было выявлено в следующих областях деятельности (рис. 1).

Наиболее проблемные области, выявленные системой внешнего контроля качества аудиторских услуг РФ в 2013 г.

--------------------¬   --------------------------------------------------¬
¦ +-->¦ В организации и осуществлении внутреннего ¦
¦ ¦ ¦ контроля качества работы ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦Наиболее проблемные+-->¦ В проведении аудита бухгалтерской отчетности ¦
¦области, выявленные¦ L--------------------------------------------------
¦ системой внешнего ¦ --------------------------------------------------¬
¦ контроля качества +-->¦ В работе по составлению аудиторского заключения ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +-->¦ В обеспечении независимости и профессиональной ¦
¦ ¦ ¦ этики ¦
L-------------------- L--------------------------------------------------

Рис. 1

Типичные недостатки в пределах проблемных областей определены в табл. 5.

Таблица 5

Типичные недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества аудиторских услуг

N п/п

Проблемные области

Типичные недостатки

Организация и осуществление внутреннего контроля качества работы



Формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы

Отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы

Недостаточная информированность сотрудников аудиторской организации об установленных процедурах внутреннего контроля качества работы

Отсутствие факта или документального свидетельства выполнения процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом

Проведение аудита бухгалтерской отчетности

Отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов



Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

Отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

Недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты

Отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица

Отсутствие факта или документального свидетельства согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом



Низкий уровень планирования аудита

Отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

Составление аудиторского заключения

Отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения

Неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения

Независимость и профессиональная этика



Отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз

Несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора

Отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости

Примечание. Систематизировано автором.

В результате функционирования системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором выделены основные проблемы и внесены предложения по их решению (рис. 2). Анализ соответствия проблем и предложений Росфиннадзора свидетельствует о необходимости комплексного подхода к их решению. Недостаточно внимания уделено проблемам уклонения от прохождения внешнего контроля качества и неэффективности мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок. Для их решения можно предложить ужесточить ответственность субъектов аудиторской деятельности, принять меры по информированию пользователей аудиторских услуг о конкретных нарушителях.

Матрица принятия/выбора решений проблем, выявленных системой внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Предложенные решения выявленных проблем

Дальнейшее развитие методического обеспечения внешнего контроля качества

Повышение квалификации государственных гражданских служащих, занятых проведением внешних проверок качества

Изучение опыта деятельности органов, осуществляющих независимый от аудиторской профессии внешний контроль качества работы аудиторских организаций на развитых финансовых рынках

Совершенствование информационного обеспечения деятельности по осуществлению внешнего контроля качества

Укрепление взаимодействия с иными надзорными органами

Разработка системы показателей, характеризующих деятельность Росфиннадзора по осуществлению внешнего контроля качества

Формирование и ведение постоянного информационного ресурса, содержащего перечень аудиторских организаций

Совершенствование правовых норм, определяющих порядок организации и проведения внешних проверок качества

Проблемы, выявленные системой внешнего контроля качества

Уклонение от прохождения внешнего контроля качества

+/-

+/-

+/-

Низкий уровень квалификации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества

+/-

Низкое качество планирования, организации и осуществления проверок

+/-

+/-

Неэффективные меры дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок качества

+/-

+/-

Формальный подход к проведению внешних проверок качества

+/-

+/-

+/-

Отсутствие унификации подходов к осуществлению внешнего контроля качества в СРО аудиторов

+/-

+/-

+/-

Недостаточная координация деятельности СРО аудиторов и Росфиннадзора

+/-

+/-

+/-

Необходимость ротации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества

+/-

Отсутствие специальных проверок по соблюдению требований противодействия коррупции

+/-

+/-

+/-

Условные обозначения:

"+" - обозначает возможность решения проблемы при условии реализации соответствующего предложения;



"+/-" - обозначает частичное решение проблемы при условии реализации соответствующего предложения;

"-" - обозначает невозможность решения проблемы путем реализации данного предложения.

Рис. 2

Дополнительное внимание следует уделить работе со специалистами, занятыми проведением внешних проверок качества. В целях повышения квалификации целесообразно рассмотреть возможность организации и проведения специальных тренингов, семинаров. Разработать инструкции по проведению внешних проверок контроля качества аудита, которые улучшили бы общую организацию проверок, упорядочили ротацию специалистов, занятых проведением внешних проверок качества, обеспечили независимость специалистов в процессе проверок.

На Украине также накоплено достаточно опыта в области контроля качества аудиторских услуг. Организация контроля качества аудиторских услуг возложена на Комиссию АПУ по контролю качества и профессиональной этики. Для реализации полномочий по осуществлению контроля за соблюдением аудиторскими фирмами и аудиторами требований Закона Украины от 14.09.2006 N 140-V "Об аудиторской деятельности" [11], стандартов аудита, норм профессиональной этики и организации контроля качества аудиторских услуг в составе АПУ функционирует комитет по контролю качества аудиторских услуг (далее - комитет по контролю).

Основной целью деятельности комитета по контролю является осуществление внешних проверок систем контроля качества аудиторских фирм и аудиторов согласно плану внешних проверок. Деятельность комитета по контролю финансируется за счет средств АПУ без привлечения дополнительного финансирования со стороны аудиторских фирм и аудиторов, деятельность которых проверяется.

По состоянию на 01.07.2014 данные о результатах внешних проверок контроля качества за 2013 г. на сайте АПУ отсутствуют. Данные опубликованы лишь за 2012 г., согласно которым работа комиссии АПУ по контролю качества и профессиональной этики, а также комитета по контролю осуществлялась по трем направлениям:

  1. разработка нормативных положений и методологических документов, касающихся системы контроля качества аудиторской деятельности;
  2. проведение и рассмотрение результатов внешних проверок функционирования систем контроля качества аудиторских фирм;
  3. рассмотрение жалоб, поступающих в АПУ.

В 2012 г. из 2307 зарегистрированных аудиторских фирм и 860 частных аудиторов АПУ проверено 233 аудиторские фирмы из 333 субъектов, включенных в план внешних проверок систем контроля качества на 2012 г., утвержденный Решением АПУ от 03.11.2011 N 240/8. По результатам проведения проверок субъектов аудиторской деятельности АПУ в соответствии с положением о внешних проверках принимает по аудиторской фирме одно из решений:

Обобщенная информация о решениях, принятых АПУ в 2012 г., приведена в табл. 6.

Таблица 6

Информация о решениях, принятых АПУ в 2012 г. <*>

Дата принятия решения

Номер решения

Количество субъектов, прошедших проверку

Количество субъектов, не прошедших проверку

Количество субъектов, повторно не прошедших проверку

26.01.2012

245/5

18

23.02.2012

264/5

13

26.04.2012

249/5

18

10

05.07.2012

252/4

15

10

27.09.2012

257/4

23

23

01.11.2012

260/4

11

29.11.2012

261/4.1

17

11

20.12.2012

262/4

14

Всего

125

83

27

<*> Всего было принято 235 решений.

Источник: [18].

В 2012 г. по результатам осуществленных внешних проверок системы контроля согласно п. 7.2.2 Положения о внешних проверках системы контроля качества аудиторских услуг всем субъектам аудиторской деятельности, которые не прошли проверку системы контроля качества аудиторских услуг, установлен 6-месячный срок для принятия мер по устранению недостатков системы контроля качества. Комитетом по контролю по истечении установленного срока будет проведена повторная проверка субъектов аудиторской деятельности на предмет устранения недостатков системы контроля качества.

Комитетом по контролю в соответствии с Порядком проведения проверок материалов жалоб, поступающих в АПУ [18] относительно несоблюдения аудиторскими фирмами и аудиторами законодательства Украины, стандартов аудита, норм профессиональной этики аудиторов, решений АПУ при предоставлении ими аудиторских услуг, в течение 2012 г. рассмотрено 27 жалоб, поступивших в АПУ от заказчиков аудиторских услуг, пользователей бухгалтерской отчетности. Данные о результатах рассмотрения жалоб комитетом по контролю в 2010 - 2012 гг. приведены в табл. 7.

Таблица 7

Данные о результатах рассмотрения жалоб комитетом по контролю в 2010 - 2012 гг.

Год

Количество жалоб

Количество взысканий

2010

22

17

2011

38

20

2012

27

11

Источник: [18].

По результатам рассмотрения жалоб за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей к аудиторам (аудиторским фирмам) решениями АПУ были применены взыскания в виде:

Для улучшения качества аудиторских услуг и профилактики нарушений результаты проведенных комитетом по контролю проверок регулярно публикуются на сайте АПУ и в профессиональном издании "Аудитор Украины". По вопросам контроля на Украине в 2012 г. проводились региональные тематические конференции и семинары, а в "Аудиторе Украины" напечатаны статьи украинских специалистов по вопросам внедрения систем внутреннего контроля качества аудиторских услуг и материалы для привлечения мирового опыта из практики контроля аудиторских услуг [18].

Учитывая практику РФ в области внешнего контроля качества аудиторских услуг, а также проблемы, выявленные проверками, которые проводились комитетом по контролю при АПУ, в целях улучшения контроля качества аудиторских услуг на Украине, по мнению автора, целесообразно осуществить следующие мероприятия:

  1. провести анализ аудиторских заключений о финансовой отчетности предприятий, учреждений и организаций, по которым в текущем отчетном периоде начата процедура банкротства;
  2. провести анализ соотношения типов аудиторских заключений по результатам аудиторских проверок и количества жалоб заказчиков на субъекты аудиторской деятельности, поданных в комитет по контролю;
  3. в процессе контроля качества аудиторских услуг учитывать особенности перехода на Международные стандарты финансовой отчетности объектов аудиторских проверок;
  4. разработать механизм привлечения представителей профессиональных объединений аудиторов в процесс контроля качества аудиторских услуг с целью повышения объективности данного процесса;
  5. улучшить информирование пользователей аудиторских услуг о результатах проведенных проверок.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что, несмотря на меры, направленные на улучшение качества аудиторских услуг, принятые в РФ и на Украине, остается нерешенным ряд проблем, связанных с внешним контролем качества аудиторской деятельности. Внесенные предложения, по мнению автора, позволят улучшить качество аудиторских услуг в целом и гарантируют доверие общественности к результатам работы аудиторов, которые в свою очередь должны демонстрировать перед наблюдательными органами ответственность за выполнение своих обязательств.

Список литературы

  1. Законодательство Европейского союза. URL: http://eur-lex.europa.eu.
  2. Бондар В.П., Бондар Ю.В. Управление качеством и качество в аудите: пути усовершенствования // Аудитор Украины. 2012. N 5. С. 11 - 26.
  3. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 19.06.2014. URL: http://www.minfin.ru/ru/accounting/reestr_selfreg/reestr.
  4. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Киев: Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины, 2010. 124 с.
  5. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Новосибирск: САФБД, 2011. 232 с.
  6. Концептуальная основа контроля аудиторской деятельности на Украине: утверждена Решением АПУ от 27.09.2007 N 182/3.
  7. Концепция системы обеспечения качества аудиторских услуг на Украине: утверждена Решением АПУ от 26.09.2013 N 279/7.
  8. Леонова Т.И., Жукова А.Г. Методические подходы к оценке и контролю качества аудиторских услуг. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20518056.
  9. Международные стандарты контроля качества, аудита, обзора, прочего предоставления уверенности и сопутствующих услуг. 2010. Ч. 1, 2. URL: http://apu.com.ua/msa.
  10. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. от 04.03.2014).
  11. О внесении изменений в Закон "Об аудиторской деятельности": Закон Украины от 14.09.2006 N 140-V.
  12. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 22.12.2011).
  13. Отчет АПУ Кабинета министров Украины за 2012 г. URL: http://www.apu.com.ua/zvit-do-kmu.
  14. Отчет Министерства финансов Российской Федерации о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2012 г. URL: http://www.minfin.ru.
  15. Положение о внешних проверках систем качества аудиторских услуг: утверждено Решением АПУ от 26.05.2011 N 231/12.
  16. Положение о Комитете по контролю качества аудиторских услуг: утверждено Решением АПУ от 20.05.2010 N 215/9.
  17. Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 "Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг": утверждено Решением АПУ от 27.09.2007 N 182/4.
  18. Порядок проведения проверок материалов жалоб, поступающих в АПУ: утвержден Решением АПУ от 27.11.2008 N 196/7.
  19. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций: одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6 (в ред. от 27.06.2013).

А.Д.Круподер

Преподаватель кафедры учета,

анализа и аудита

Черкасский институт банковского дела

Университета банковского дела

Национального банка Украины

г. Киев

Украина