Мудрый Экономист

Налогообложение в республике таджикистан

"Аудиторские ведомости", 2006, N 12

В статье описаны основные положения современного налогового законодательства Республики Таджикистан. Показана роль в деле собираемости налогов в бюджет республики образованного в 2002 г. Министерства по государственным доходам и сборам.

Налоговая система республики начала формироваться после 1992 г., когда были приняты Законы Республики Таджикистан "О подоходном налоге с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налоге на добавленную стоимость", "О государственных налоговых органах Республики Таджикистан", "О создании фонда развития и материального поощрения государственных налоговых органов", составляющие основу налоговой системы того периода. В 1994 г. были приняты Законы Республики Таджикистан "Об основах налоговой системы", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на имущество физических лиц", "О дорожном фонде" и др.

Важным этапом налоговой реформы стало введение в действие с 1 января 1999 г. Налогового кодекса Республики Таджикистан (Постановление Маджлиси <1> Оли Республики Таджикистан "О порядке введения в действие Налогового кодекса Республики Таджикистан" от 12.11.1998 N 665) (далее - НК РТ), который был разработан с учетом опыта ведущих стран с рыночной экономикой. НК РТ устранил противоречия между отдельными, в разное время принятыми налоговыми законами, объединив в одном документе правила исчисления и уплаты всех налоговых и социальных платежей государства. При этом НК РТ обеспечивал внедрение в республике налоговой системы, схожей по функциональному назначению с применяемыми в других развитых странах, сохранив некоторые специфические национально-исторические особенности страны.

<1> Местный орган власти Республики Таджикистан.

Налоговый кодекс Республики Таджикистан состоит из двух частей: общей и специальной. В общей части Кодекса определены правовая основа налогообложения, применяемые в налогообложении термины, указаны моменты возникновения налоговых обязательств, порядок разрешения налоговых споров, регламентирован порядок принудительного взимания налогов и т.д. Одним из важных результатов принятия НК РТ является установление прав и обязанностей налоговых органов и его должностных лиц, а также налогоплательщиков.

Специальная часть Кодекса отражает систему взимаемых налогов, определяет круг плательщиков налогов по каждому виду налогов, уточняет элементы налогов (налоговая база, налоговая ставка, сроки уплаты, мера ответственности и т.п.).

Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским и местным бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами в соответствии с нормативными отчислениями. Последнее разрабатывается Минфином Республики Таджикистан и утверждается при принятии годового бюджета. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.

Взимание общегосударственных налогов регламентируется непосредственно НК РТ. Отношения, связанные с обложением местными налогами, регулируются общими принципами налогообложения, установленными Кодексом и нормативными актами местных Маджлисов народных депутатов. Местные органы власти имеют право вносить изменения в порядок исчисления и уплаты местных налогов. Так, они могут изменить ставки по местным налогам или отменить в определенный период (год, квартал и т.д.) взимание некоторых местных налогов в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов. Местные органы власти могут также предоставить льготы отдельным категориям налогоплательщиков в виде полного или частичного освобождения от уплаты местных налогов.

Основными отличительными признаками современной налоговой системы Республики Таджикистан по сравнению с прежней являются следующие.

  1. Введена относительно простая налоговая система, число налогов и сборов сокращено до 17.
  2. Установлены виды налоговых проверок, регламентированы процедуры их проведения, варианты применения штрафных санкций при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств.
  3. Изменена процедура уплаты налогов. Налоговая инспекция сначала выставляет требование об уплате налога, в случае неуплаты налога к неплательщикам могут применяться финансовые и административные санкции. Теперь налоговые органы не могут "заморозить" счета налогоплательщиков в целях принудительного взимания налоговых платежей.
  4. Установлена принудительная форма исполнения налоговых обязательств в форме ареста имущества, которая осуществляется подразделениями налоговой полиции.
  5. Введены новые налоги: налог, уплачиваемый по упрощенной системе; налог на недропользователей; налог с продаж (первичного алюминия и хлопка-волокна); налог на недвижимое имущество физических лиц; налог на содержание общественного транспорта; налог с розничных продаж.
  6. Снижены ставки налога на прибыль до 30% <1>, расширена налоговая база по подоходному налогу с физических лиц, НДС, налогу на прибыль, введена нулевая ставка по НДС и акцизным налогам, что должно способствовать повышению экспортного потенциала страны.
<1> До принятия НК РТ ставка налога на прибыль составляла: 40% для промышленных предприятий; 70% для доходов, полученных от казино, видеосалонов, игровых автоматов; 60% для бирж и брокерских контор.

В 2002 г. было образовано Министерство по государственным доходам и сборам (МГДС), в структуру которого вошли Налоговый и Таможенный комитеты <2>. МГДС контролирует сбор налогов, установленных НК РТ, кроме социального налога, за поступлением которого ведет контроль Фонд социальной защиты населения при Правительстве Республики Таджикистан. В общей части НК РТ определены взаимоотношения указанных органов, подчеркивается, что таможенные органы и органы Фонда социальной защиты населения обязаны регулярно в установленном порядке предоставлять налоговым органам имеющуюся у них информацию, необходимую для исполнения налогового законодательства.

<2> Указ Президента Республики Таджикистан "Об образовании Министерства по государственным доходам и сборам" от 24.01.2002 N 745.

В структуре МГДС состоят также подразделения налоговой полиции. Согласно НК РТ на налоговую полицию возложены две задачи:

Динамика состояния дел в сфере сбора налогов за ряд лет представлена в таблице.

------------------------------T----------------------------------¬
¦ Показатели ¦ Годы ¦
¦ +-----T-----T----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 1999¦ 2000¦2001¦ 2002¦ 2003¦ 2004¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Общее количество ¦ 1,03¦ 1,0 ¦1,01¦ 1,01¦ 1,03¦ 1,14¦
¦налогоплательщиков (млн ед.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦ 97 ¦ 101¦ 100 ¦ 102 ¦ 111 ¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Из них действующие (тыс. ед.)¦ 15,6¦ 19,4¦24,3¦ 22,1¦ 22,7¦ 23,1¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦124,4¦ 125¦90,94¦ 103 ¦ 102 ¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Количество проведенных ¦ 5711¦ 6025¦4872¦ 5689¦ 7639¦ 8411¦
¦проверок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦105,5¦80,9¦116,8¦134,3¦ 110 ¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Доначислено с учетом ¦12,81¦ 10,1¦ 4,4¦ 5,1 ¦ 16,4¦ 20,7¦
¦финансовых санкций (млн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сомони <*>) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦ 78,8¦43,6¦ 116 ¦321,6¦126,2¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Из них фактически поступили ¦ 22,7¦ 29,3¦44,4¦ 48,5¦ 23 ¦ 76,9¦
¦в бюджет (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Количество предупреждений ¦ 1117¦ 1094¦ 989¦ 1036¦ 1112¦ 1232¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦ 97,9¦90,4¦104,8¦107,3¦110,8¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦ 275 ¦ 321 ¦ 262 ¦
¦налогоплательщиков, на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имущество которых наложен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦арест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦116,7¦ 81,6¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦Итого поступило в бюджет ¦ 10,9¦ 7,0 ¦ 5,8¦ 36,3¦ 31,6¦ 41,2¦
¦(млн сомони) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦ 64,2¦82,9¦625,9¦ 87,1¦130,4¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+-----+
¦В том числе путем ареста ¦ 5,9 ¦ 5,0 ¦ 5,4¦ 1,5 ¦ 2,2 ¦ 1,8 ¦
¦имущества (млн сомони) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изменение по сравнению с ¦ 100 ¦ 84,7¦ 108¦ 27,8¦146,7¦ 81,8¦
¦предыдущим годом (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+-----+-----+----+-----+-----+------
<*> На 1 июля 2006 г. по курсу Банка России 10 сомони равны 83,3 руб.

За анализируемый период наблюдается рост эффективности налоговых проверок. Так, за 2004 г. было проведено 8411 налоговых проверок, в результате которых было доначислено с учетом финансовых санкций (штрафы, проценты) 20,7 млн сомони. Из них фактически в бюджет поступило почти 77%, тогда как в 1999 г. из 12,81 млн сомони доначисленных сумм реально поступило в бюджет всего лишь 22,7%.

Анализ соотношения прямых и косвенных налогов за 2000 - 2004 гг. показал, что в налоговой системе Республики Таджикистан преобладают косвенные налоги. Высокий уровень косвенных налогов в первую очередь свидетельствует о фискальной направленности налоговой политики республики, так как обложение расходов всегда обеспечивает гарантированный источник финансовых ресурсов. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах СНГ.

НДС, таможенные пошлины и акцизы за анализируемый период имеют тенденцию к повышению и занимают значительный удельный вес в налоговых поступлениях республики. Налогом с продаж облагаются хлопок-волокно и первичный алюминий. Данный налог в абсолютном выражении имеет тенденцию к повышению, однако его удельный вес снижается (в 2000 г. удельный вес налога с продаж в налоговых поступлениях страны составил 29%, в 2004 г. - около 11%).

Что касается прямых налогов, то здесь важное место занимают подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль юридических лиц и налог на землю. Согласно данным МГДС, удельный вес подоходного налога является самым высоким среди прямых налогов и составляет около 10% за анализируемый период, в то время как в абсолютном выражении данный налог в 2004 г. по сравнению с 2000 г. вырос в три раза.

Следует отметить, что подоходный налог после принятия НК РТ подвергся некоторым изменениям. В 1998 г. максимальная ставка составляла 30%, а минимальная 10% и включала шесть разрядов. Налоговый порог, который определял переход от одного разряда налогообложения к другому, был слишком узким и равнялся чуть более двадцатикратного размера необлагаемого минимума дохода того времени <1>. Было установлено множество льгот социально-экономического характера. Например, от налогообложения освобождались доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства без ее промышленной переработки. Данная льгота имела большое значение для республики, так как, согласно статистическим данным, в структуре доходов населения около 40% доходов приходилось на доходы, полученные от реализации продукции личного подсобного хозяйства. Далее, с 1 января 2002 г. максимальная ставка подоходного налога была снижена до 25% и одновременно увеличен налоговый порог, что способствовало значительному снижению налоговой нагрузки.

<1> Необлагаемый минимум Республики Таджикистан в 1998 г. был равен 2 сомони, что составляло 16,6 руб.

Налог на землю и налог на имущество (физических и юридических лиц), на наш взгляд, имеют огромный фискальный потенциал, несмотря на их незначительный объем в бюджете. Основными задачами здесь являются определение рыночной стоимости (например, для целей налогообложения недвижимости физических лиц) в условиях неопределенности прав собственности на землю, несовершенстве механизма принуждения к выполнению налоговых обязательств и пр.

С начала 2005 г. действует новая редакция НК РТ (принята Законом Республики Таджикистан от 03.12.2004 N 61 "О принятии Налогового кодекса Республики Таджикистан и его введении в действие", в которой наибольшим изменениям подверглись общая часть Кодекса, а также принципы деятельности, права и полномочия налоговых органов. Например, теперь налоговые органы имеют право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика (налогового агента), определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, предъявлять иски в суды по вопросам, связанным с исполнением (неисполнением) налогоплательщиками налогового законодательства, проводить инвентаризацию имущества в ходе налоговой проверки и др. Налоговые органы получили также право вносить в Правительство Республики Таджикистан и местные исполнительные органы предложения об отмене их решений, противоречащих действующему налоговому законодательству.

Что касается специальной части НК РТ, то здесь также наблюдаются значительные изменения. Введены новые налоги: минимальный налог на доходы организаций, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - ЕНСП). Минимальным налогом на доходы предприятий облагаются организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Объектом обложения данным налогом является валовой доход (за вычетом начисленного НДС, налога с розничных продаж), полученный за отчетный период. Данным налогом не облагаются организации, освобожденные от налога на прибыль, к которым согласно НК РТ относятся религиозные, благотворительные, бюджетные и межправительственные организации, а также организации, в которых работают инвалиды (с учетом определенных критериев), новые предприятия, создаваемые в сфере материального производства. Ставка налога составляет 1% от налоговой базы.

ЕНСП применяется только к той части деятельности сельхозпроизводителей, которая связана с производством и поставкой сельскохозяйственной продукции. Объектом обложения ЕНСП является площадь земель сельхозпроизводителя. Ставки ЕНСП привязаны к ставке налога на землю и установлены в 4-кратном ее размере. По землям, фактически используемым для выращивания хлопка-сырца, ставки ЕНСП устанавливаются в половинном размере. Применение данного налога должно обеспечивать гарантированный источник средств для государства, так как не зависит от результатов хозяйственной деятельности сельхозпроизводителей.

Установлен новый механизм обложения прибыли организаций. Во-первых, снижена ставка налога на прибыль до 25%. Во-вторых, в зависимости от объема инвестиций новые предприятия освобождаются от налога на срок:

Порядок определения прибыли в целях налогообложения в Республике Таджикистан следующий. Амортизируемое имущество классифицируется по 5 группам; для каждой из этих групп установлена предельная норма амортизации. Налог на прибыль взаимосвязан с минимальным налогом на доходы организаций. В данном случае речь идет о зачете сумм налога на прибыль в счет уплаты сумм минимального налога на доходы. Если сумма налога на прибыль меньше суммы минимального налога на доходы, то налог на прибыль не уплачивается (ст. 323 НК РТ). Если сумма налога на прибыль превышает сумму минимального налога на доходы, то налог на прибыль подлежит уплате в бюджет в размере превышения суммы налога на прибыль над суммой минимального налога на доходы. В любом случае минимальный налог на доходы подлежит уплате в государственный бюджет в полном объеме. Таким образом, можно сказать, что с помощью минимального налога на доходы можно взимать налог даже у псевдоубыточных организаций.

Значительно изменилось налогообложение доходов физических лиц. Следует отметить, что доходы физических лиц в Республике Таджикистан, как и ранее, облагаются с применением метода прогрессии. Максимальная ставка подоходного налога снижена до 13%, а минимальная - до 8%. Размер необлагаемого дохода равен минимальному размеру заработной платы. Всего установлены два разряда налогообложения. Значительно увеличен налоговый порог, который обусловливает переход от одного разряда налогообложения к другому. Дивиденды и проценты, получаемые физическим лицом, облагаются по ставке 12% у источника уплаты. Для налогообложения доходов нерезидентов применяется общеустановленная для резидентов ставка.

Некоторым изменениям подвергся и механизм обложения налогом с продаж. Снижена ставка налога на хлопок-волокно до 10% (раньше налоговая ставка равнялась 23%) и на первичный алюминий до 3% (раньше ставка равнялась 4%). Налоговая база налога с продаж - это стоимость реализуемого хлопка-волокна или первичного алюминия на соответствующей международной бирже. Следует отметить, что хлопок-волокно и первичный алюминий являются основными статьями экспорта Республики Таджикистан. Механизм обложения налогом с продаж позволяет минимизировать возможность укрывательства от уплаты налога. Дело в том, что в случае экспорта хлопка-волокна и первичного алюминия таможенные службы республики разрешают вывоз продукции за пределы таможенной территории, если уплачен налог в бюджет государства. Кроме того, экспорт хлопка-волокна и первичного алюминия освобожден от НДС и соответственно не создает проблемы с ее возмещением.

Налог на землю также претерпел значительные изменения с принятием нового НК РТ. Ставка земельного налога в Республике Таджикистан устанавливается с учетом качества, месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земли и характера ее использования. В НК РТ установлены 4 территориальные группы, различающиеся ставками налога (см. ниже).

Регионы Республики Таджикистан            Налог с каждого гектара
земельного участка
Город Душанбе 400 сомони
Города Худжанд, Кургантюбе и Куляб 300 сомони
Города республиканского,
областного подчинения и г. Хорог 200 сомони
Иные города и поселки городского типа 150 сомони

По землям вне городов и поселков городского типа ставки налога в несколько раз занижены и дифференцируются в зависимости от характера их использования (пахотные земли, пастбища и сенокосы и т.д.).

В целях защиты налоговых сумм от инфляции НК РТ определяет следующий способ индексации: за каждый процентный пункт инфляции на следующий бюджетный год (на основе прогнозов соответствующих органов власти) ставка налога увеличивается на 0,7%.

Для НДС, занимающего первое место по обеспечению доходов бюджета, установлены две ставки: 20% и 0%. Нулевая ставка действует исключительно на экспортируемые товары. Отметим, что в новом законодательстве ужесточены требования в отношении подтверждения экспорта и возмещения НДС. Увеличен налоговый порог в целях регистрации для обложения НДС, что должно стимулировать малый бизнес. Льготы по НДС в основном носят социальный характер. Значительно увеличились льготы в отношении образовательной деятельности, издательского дела, поставки сельскохозяйственной техники и т.д. В новом НК РТ четко регламентированы порядок возврата НДС, ведущие аспекты корректировки налогооблагаемых операций, учет НДС по освобожденным от этого налога операциям, а также указаны методы ведения учета, порядок заполнения счетов-фактур и т.п.

В целом следует отметить следующие основные черты налоговой политики Республики Таджикистан в условиях переходной экономики:

Литература

Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Гелиос-АРВ, 2002.

Налоговая реформа в России: проблемы и решения. Т. 1. - М.: ИЭПП, 2003.

Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоги и налогообложение в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2004.

М.Р.Бобоев

К. э. н.

Д.А.Мирпочоев