Мудрый Экономист

Разойтись полюбовно, или нововведения в пдд

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 36

Последнее время законодатели довольно часто вносят изменения в Правила дорожного движения. Уследить за ними не так просто. Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 2014 г. N 907 внесло в них очередную "порцию" поправок. Вступление нововведений в силу отсрочено до 1 июля 2015 г., так что есть время с ними ознакомиться, тем более что отдельные из них заметно облегчат жизнь автолюбителей, попавших в ДТП.

В большинстве случаев причиной заторов на дорогах являются дорожно-транспортные происшествия. Часть из них и яйца выеденного не стоят, но... Владельцы машин, попавших в аварию, даже из-за мелких царапин упорно ждут сотрудников ГИБДД, чтобы они это дело должным образом оформили. В результате нередко трехполосная дорога превращается в однополосную и желанию остальных участников дорожного движения, к примеру, вовремя явиться на работу, не суждено сбыться.

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток. Плюс ко всему положения ст. 14 Закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ дают право страховщикам после выплаты страхового возмещения пострадавшему предъявить регресс к виновнику ДТП, если тот скрылся с места аварии. Очевидно, что при таких обстоятельствах участники дорожно-транспортного происшествия стараются не рисковать и не трогаются с места до последнего.

Когда ПДД допускают покинуть место аварии

В общем случае Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД), обязывают участника аварии немедленно остановить транспортное средство (не трогаться с места), включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (п. 2.5 Правил). Однако имеется несколько случаев, когда участнику ДТП разрешено освободить проезжую часть, а то и вовсе покинуть место аварии, не дожидаясь приезда сотрудников госавтоинспекции.

Ситуация 1. В аварии пострадали люди и им требуется экстренная медпомощь. При этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте. В этом случае водителю разрешено оставить место ДТП для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение. Здесь он должен сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство). Тут нужно учитывать два момента. Во-первых, еще до отъезда в больницу необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП. Во-вторых, после того как пострадавший будет доставлен в лечебное учреждение, нужно вернуться на место аварии (п. 2.5 ПДД).

Ситуация вторая. Водитель обязан освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. В этом случае также необходимо перед тем, как что-либо перемещать, зафиксировать в присутствии свидетелей положение автомобиля, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

Ситуация третья. В результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия.

Ситуация четвертая. Участники аварии имеют возможность оформить ДТП по европротоколу, то есть без вызова сотрудников ГИБДД (п. 2.6.1 ПДД). Однако для этого должны быть соблюдены четыре условия, которые перечислены ниже:

  1. В аварии участвовало только два ТС.
  2. У обоих участников ДТП есть действующий полис ОСАГО.
  3. Вред нанесен только имуществу (то есть пострадавших нет и среди пешеходов).
  4. Между участниками аварии нет разногласий насчет того, кто является виновником ДТП, и оба согласны с перечнем и характером видимых повреждений, полученных при этом событии.

При выполнении названных условий участники аварии могут самостоятельно, то есть без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнить бланки извещения о ДТП и разъехаться.

Отметим, что Закон об ОСАГО в редакции Закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ устанавливает, что с 1 августа 2014 г. в упрощенном порядке может быть оформлено ДТП, если стоимость ущерба имуществу не превышает 50 тыс. руб. По "старым" страховкам данный лимит составляет 25 тыс. руб.

Бланк извещения о ДТП в таких ситуациях заполняется в двух экземплярах. Каждый из водителей, участвующих в аварии, в течение 5 рабочих дней направляет свой экземпляр в страховую компанию, в которой приобретался полис ОСАГО. При этом потерпевший прилагает к нему заявление о прямом возмещении убытков.

Отметим также, что с 1 октября 2014 г. лимит выплат по имущественному ущербу в рамках "упрощенки" увеличен до 400 тыс. руб. Однако это касается только случаев ДТП, произошедших на территориях г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей. Плюс ко всему страховщику в таких ситуациях требуется представить данные об обстоятельствах причинения вреда ТС, которые зафиксированы "с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами)". Обратите внимание! На получение "безлимитной" страховки могут претендовать только автовладельцы, которые приобрели полис ОСАГО после 1 октября 2014 г.

С 1 июля 2015 года...

С целью борьбы с пробками на дорогах, которые образуются, в том числе, и по причинам ДТП, Правительство РФ приняло Постановление от 6 сентября 2014 г. N 907, которым вносятся изменения в ПДД. Вступление нововведений в силу отсрочено до 1 июля 2015 г.

В Постановлении N 907 в новой редакции изложены п. п. 2.5 - 2.6.1 ПДД. И, надо сказать, авторы документа более четко описали ситуации, когда водители могут покинуть место аварии и что они должны предварительно сделать. При этом перечень таких случаев даже расширен.

Основное правило осталось неизменным - при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Запрещается ему и перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Если пострадали люди...

Что касается ДТП, в которых пострадали люди, то алгоритм действий должен быть следующим. В первую очередь необходимо принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию. В экстренных случаях, как и сейчас, при невозможности отправить пострадавших на попутке водитель может их отвезти до ближайшего медучреждения, но затем он должен вернуться обратно. Также водитель обязан освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств ввиду аварии стало невозможно. Однако предварительно следует зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. Также нужно записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Когда вред причинен только имуществу

Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, то водитель, причастный к этому инциденту, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. В данном случае следует также предварительно зафиксировать расположение автомобилей на фото или видео, разлет деталей и т.п. Далее по общему правилу нужно ждать гаишников.

Несколько упростить порядок действий можно в случае мелких ДТП. Если имеют место разногласия между участниками аварии, то следует записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о произошедшем в полицию. Далее нужно действовать по инструкции гаишников (они должны сказать, куда надо подъехать для оформления ДТП). В любом случае прежде чем покинуть место происшествия, следует опять же произвести фото- и (или) видеосъемку.

Следующая ситуация - вред причинен только имуществу и никаких разногласий у участников аварии нет. При таком раскладе им разрешается покинуть место аварии, предварительно засняв место ДТП, не сообщая о произошедшем в полицию. При этом возможны несколько вариантов развития дальнейших событий.

Так, можно доехать до ближайшего поста ДПС, где и оформить документы о ДТП. Кроме того, в подобных ситуациях при соблюдении всех прочих условий аварию можно оформить и по европротоколу, то есть без участия гаишников.

Но, пожалуй, самым важным нововведением является появление у участников аварии возможности вообще не оформлять документы о ДТП. То есть они могут вполне договориться между собой и разъехаться полюбовно. Это актуально для случаев, когда ни один участник аварии не настаивает на оформлении ДТП. Тем самым можно, во-первых, сэкономить время, во-вторых, из-за "мелочи" не портить свою страховую историю. Плюс ко всему, очевидно, что если автомобиль въехал, к примеру, в дерево, то вряд ли с его стороны последуют какие-либо претензии, так что в этом случае также можно не беспокоить ГИБДД. Правда, дабы не было лишних вопросов, все же рекомендуем заснять произошедшее на фото- или видеоаппаратуру.

В Правительстве уверены, что указанные нововведения позволят упростить процедуру оформления ДТП, сократить время на эту процедуру. В итоге это должно привести к снижению уровня возникновения заторовых ситуаций на автомобильных дорогах, связанных с ожиданием прибытия уполномоченных сотрудников полиции для оформления ДТП. Ну что ж, как говорится, поживем - увидим.

Н.Титаева