Мудрый Экономист

Камеральные проверки в уходящем и в новом году

"Главбух", 2006, N 23

С начала 2007 г. вступает в силу новая редакция ст. 88 Налогового кодекса РФ, посвященной камеральным проверкам. Причем все внесенные в нее изменения носят принципиальный характер. Главная поправка (ее так ждали бухгалтеры!) ограничивает объем документов, которые инспекторы могут потребовать при камеральной проверке. Правда, конкретного перечня бумаг, как обещали в свое время в Минфине, в Кодексе не появилось. Вместо него оговорены все ситуации, когда налоговики вправе запросить дополнительные документы.

Мы перечислим и прокомментируем все эти случаи, а также рассмотрим другие поправки, появившиеся в Налоговом кодексе РФ. При этом мы наглядно продемонстрируем разницу между действующими нормами и теми правилами, которые ожидают бухгалтеров в 2007 г.

Подача дополнительных документов

На данный момент. Пожалуй, самые распространенные из спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой: что за бумаги могут требовать инспекторы от фирмы и каким может быть объем запрашиваемой документации? Сегодняшняя редакция ст. 88 Налогового кодекса РФ фактически предоставляет чиновникам право изучать в ходе камеральной проверки неограниченное количество бумаг. Что, по сути, превращает камеральную проверку в выездную.

В частности, проверяющие требуют бумаги, подтверждающие правомерность вычетов по НДС. Но при этом ст. 172 Налогового кодекса РФ не содержит конкретного и закрытого перечня документов, которые могут быть основанием для вычета. Результат - нынешняя судебная практика, которая поддерживает инспекторов. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2006 г. N 14766/05. Тогда арбитры позволили налоговикам при камеральной проверке деклараций по НДС требовать первичные документы.

С 2007 г. В новом п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ установлено: инспекция не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех, что должны прилагаться к декларации. Таким образом, новая редакция ст. 88 призвана существенно ограничить права налоговых органов при камеральной проверке.

Примечание. Количество выездных проверок возрастет

Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Перечислим случаи, когда при камеральной проверке фирме придется подать в ИФНС дополнительную информацию.

  1. Организация пользуется налоговыми льготами. Инспекторы попросят ее подтвердить право на это (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
  2. Чиновники проверяют налоги, связанные с использованием природных ресурсов. В таком случае инспекторы могут истребовать документы, на основании которых рассчитывался налог (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
  3. Фирма подает декларацию по НДС, в которой заявлено возмещение налога. Чиновники вправе заинтересоваться документами, подтверждающими право на вычет (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Хотя ст. 172 Кодекса по-прежнему не поясняет, какие это могут быть бумаги.
  4. Инспектор выявил в декларации какие-либо ошибки или несовпадения. Тогда он попросит бухгалтера представить пояснения. Вот только какие именно несоответствия могут послужить основанием для запроса дополнительных сведений - об этом в Кодексе говорится весьма туманно. И что за пояснения должен представить налогоплательщик, ст. 88 не уточняет. А это дает налоговикам возможности для маневра. Например, запросить дополнительные сведения инспекторы смогут, если их не устраивает какое-либо из соотношений, проверять которые налоговиков обязывают многочисленные внутренние методички.

Таким образом, всех проблем, связанных с истребованием документов при камеральной проверке, поправки не решили. К тому же настораживает неувязка новой редакции ст. 88 Налогового кодекса РФ со ст. 93, в которой прописано право инспекторов запрашивать любые бумаги. И в ней не объясняется, во время каких проверок - выездных или камеральных - у налоговиков есть такие полномочия.

Примечание. Приоритет - статье 88 Налогового кодекса РФ

Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Акт по итогам камеральной проверки

На данный момент. Налоговый кодекс РФ не обязывает инспекторов составлять акты камеральных налоговых проверок. Но и не запрещает этого.

Эта неопределенность повлияла на арбитражную практику. Многие суды указывают на то, что когда подобного акта нет, то результаты проверки недействительны. В частности, такой вывод сделан в Постановлении ФАС Уральского округа от 20 ноября 2003 г. N Ф09-3923/03-АК. В то же время иногда судьи соглашаются с тем, что по результатам камеральной проверки составлять акт не нужно. Так, об этом говорит Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2006 г. N Ф03-А80/06-2/431.

С 2007 г. По этому вопросу разногласия возникать не будут. В новой редакции Кодекса установлена обязанность налоговой инспекции: если в ходе камеральной проверки выявлено нарушение, нужно составлять акт.

Порядок тот же, что и при выездной проверке. Только установлен иной срок, в который инспекторы должны уложиться с оформлением данного документа, - 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что это изменение на руку налогоплательщикам. С нового года у бухгалтера будет возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения по акту. Таким образом, предполагается, что часть споров, которые сейчас рассматриваются в арбитраже, может быть решена в досудебном порядке.

Представление пояснений

На данный момент. Обнаружив в декларации неточность или ошибку, ИФНС должна предложить налогоплательщику либо исправить оплошность, либо представить пояснения. Так сказано в Налоговом кодексе РФ, на этом настаивают и арбитры. Судьи уверены: если фирме не дали возможность внести исправления в налоговую декларацию, то результаты проверки можно оспорить. Выделим в этой связи Постановление ФАС Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А57-1246/03-7.

Чтобы бухгалтер внес в декларацию исправления, ему отводят определенный срок - его устанавливают в каждом конкретном случае. А вот в какой срок компания должна представить необходимые пояснения, Кодекс ничего не говорит.

С 2007 г. Суть нормы не изменится: инспектор будет обязан сообщить налогоплательщику об ошибках в декларации. Это говорится в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ. Останется у чиновников и право вызвать в инспекцию бухгалтера, чтобы он пояснил тот или иной спорный момент (пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Для этого они должны направить в адрес предприятия письменное уведомление. Впрочем, на практике инспектор может вызвать представителя фирмы и по телефону. Игнорировать такой вызов не стоит. Ведь развеять сомнения налоговиков в интересах организации.

Изменение же состоит в следующем: законодатели зафиксировали срок, который ИФНС обязана дать компании на то, чтобы та смогла внести пояснения. Сделать это будет необходимо в течение пяти дней.

Представленные документы и пояснения организации инспекторы обязаны рассмотреть (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Лишь после этого налоговики вправе принять решение о том, стоит ли привлекать фирму к ответственности. Правда, срока, в который чиновники должны будут изучить пояснения, Налоговый кодекс РФ не оговаривает. Но очевидно, что инспекторы должны уложиться в три месяца с момента подачи декларации - это максимальный срок, который отводится на камеральную проверку.

Подготовили

Ю.Лермонтов

Консультант

Минфина России

А.Яковлева

Ведущий консультант

отдела консалтинга и методологии

ООО "ФинЭкспертиза"