Мудрый Экономист

Страховые социальные взносы в 2014 году с учетом специальной оценки условий труда

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2014, N 9

Одним из направлений работы бухгалтерии являются расчеты с персоналом по оплате труда, с которыми неразрывно связан процесс начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Для бухгалтера важно правильно определить применяемые ставки с учетом особенностей условий труда, режима налогообложения.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2014 г. и продление действия общего тарифа

Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 4 ст. 8) установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов. В соответствии с ч. 5 указанной статьи данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России. Размер указанной величины рассчитывается и утверждается Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 с 1 января 2014 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 624 тыс. руб. При этом необходимо иметь в виду, что база для начисления взносов с выплат и вознаграждений в пользу каждого физлица определяется нарастающим итогом с начала года (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ продлил действие тарифа 30% до конца 2016 г.

Продление действия некоторых льготных тарифов по обязательным страховым взносам

До 2018 г. включительно продлено действие льготных тарифов страховых взносов для следующих плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам:

Перечисленные лица уплачивают страховые взносы только в ПФР по 20-процентному тарифу (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Повышение дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, а также установление дифференциации данных тарифов в зависимости от класса условий труда.

В 2014 г. плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, по общему правилу применяют дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6 процентов. В 2013 г. данный тариф составлял 4 процента (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в 2014 г. по общему правилу применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4 процентов вместо 2 процентов в предыдущем году (ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Также с 1 января 2014 г. установлена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, занятым на указанных выше работах, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов, т.е. по сути работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Следует отметить, что тарифы, предусмотренные в ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Следует иметь в виду, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (пп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Следует иметь в виду, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении офисных рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). В соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Сроки проведения специальной оценки

Специальная оценка может проводиться:

Также предусмотрены и плановые сроки проведения спецоценки (табл. 1).

Таблица 1

Плановые сроки проведения специальной оценки условий труда

Условия

Срок проведения специальной оценки

Рабочие места были аттестованы до 1 января 2014 г.

Специальную оценку нужно провести не позднее 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ)

Совокупность условий:

  • рабочие места не были аттестованы;
  • профессии, должности и специальности работников не включены в Списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на рабочих местах не являются вредными и (или) опасными

Специальная оценка может проводиться поэтапно (то есть в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Перечень оцениваемых поэтапно рабочих мест определяется комиссией, создаваемой работодателем. Оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ)

Результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Опасный

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

0%

Оптимальный

0%

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются и работодатель должен провести спецоценку.

Административная ответственность в 2014 году

Проведение специальной оценки условий труда контролирует Роструд и его территориальные органы (ст. 25 Закона N 426-ФЗ).

В 2014 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. На основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда (таблица 3).

Таблица 3

Ответственность за нарушения законодательства об охране труда

К кому применяется

Административная ответственность

Организации

  • штраф от 30 до 50 тыс. руб.;
  • приостановление деятельности до 90 суток

Индивидуальные предприниматели

  • штраф от 1 до 5 тыс. руб.;
  • приостановление деятельности до 90 суток

Должностные лица организации

  • штраф от 1 до 5 тыс. руб.;
  • дисквалификация от 1 до 3 лет (при повторном нарушении)

Однако с 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая статья - 5.27.1, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение (таблица 4).

Таблица 4

Административная ответственность с 2015 года (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

К кому применяется

Административная ответственность

Организации

  • предупреждение;
  • штраф от 60 до 80 тыс. руб.;
  • штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении)

Индивидуальные предприниматели

  • предупреждение;
  • штраф от 5 до 10 тыс. руб.;
  • штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении)

Должностные лица

  • предупреждение;
  • штраф от 5 до 10 тыс. руб.
  • штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении)

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией (организациями), которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

При этом организации, которые раньше были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе уже сейчас проводить специальную оценку при соблюдении одного условия: их аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) действительны по состоянию на 1 января 2014 г. Спецоценка может проводиться такими организациями до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если же срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то спецоценка может быть проведена до 31 декабря 2014 г. включительно (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Следует иметь в виду, что на сегодняшний день множество организаций готовы провести специальную оценку условий труда и активно предлагают свои услуги на рынке. При выборе организации для проведения спецоценки желательно проверить, включена ли она в реестр аккредитованных Минтрудом оценщиков. Реестр аттестующих организаций имеется на сайте rao.rosminzdrav.ru.

Установлены обязательные требования к процедурам специальной оценки условий труда. В целях реализации Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Минтрудом утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных или опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Методика устанавливает обязательные требования к:

В Приложениях к Методике приведены, в частности:

Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, который подписывается всеми членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и утверждается председателем комиссии.

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки

По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации и Порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г. (далее - Порядок N 80н).

Декларирование условий труда

С 8 июня 2014 г. действует Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2014 N 32387).

Декларацию обязаны подавать все работодатели, которые провели специальную оценку и не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте. Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ и п. 3 Порядка N 80н.

Декларацию соответствия можно представить в трудовую инспекцию (п. п. 3 - 4 Порядка N 80н):

Представить декларацию потребуется не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка N 80н). Получается, что если специальную оценку условий труда в 2014 г. не проводить, то при наличии действующих результатов аттестации рабочих мест подавать декларацию не нужно.

Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлится еще на пять лет. Если же в этот период у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится. И работодателю потребуется провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Новый порядок определения размера пенсионных взносов, уплачиваемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя

С 1 января 2014 г. изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

В отношении платежей на обязательное медицинское страхование, в том числе платежей за себя, никаких поправок не предусмотрено. В 2014 г. расчет фиксированных медицинских взносов будет таким же, как и в 2013 г. (МРОТ x 12 x 5,1% = 5554 x 12 x 5,1% = 3399 руб.).

Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, теперь определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 тыс. руб.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо перечислить фиксированный платеж (п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2014 г. его размер составляет 17 328 руб. 48 коп. Расчет платежа: МРОТ (действующий на начало 2014 г.) x 12 x 26%, где МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5554 руб. в месяц; 26% - тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Если доходы плательщика взносов за расчетный период превысят 300 тыс. руб., то в ПФР необходимо будет перечислить указанный фиксированный платеж плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Следует иметь в виду, что общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа, указанного в п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (26 процентов). Это предусмотрено п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В 2014 г. указанная предельная величина составляет 138 627 руб. 84 коп. (в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ) с 1 января 2014 г. МРОТ составляет 5554 руб. в месяц). До 1 января 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами, определялся исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. Данная сумма не менялась в зависимости от величины полученного дохода. Так, за 2013 г. такие лица должны были уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп.

Следует иметь в виду, что фиксированный платеж, как и ранее, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 тыс. руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Она направляется на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размерах, которые определяются пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (п. 2.3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Размер дохода плательщика взносов будет определяться по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Необходимо учитывать, что органы ПФР будут сопоставлять величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с величиной их дохода. Информацию о доходах в ПФР будут передавать налоговые органы. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Соответствующие обязанности налоговых органов предусмотрены ч. 9 и 10 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят таким самозанятым лицам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере - исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа.

Новый порядок перечисления пенсионных взносов

Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена "Единый расчетный документ".

После того как денежные средства поступят в ПФР, Пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ).

В соответствии с ранее действовавшим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ).

Данные поправки связаны с введением нового порядка выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Старый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии

С 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица были вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов или 2 процента тарифа страхового взноса.

Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии приходилось 6 процентов тарифа, необходимо было обратиться в ПФР с заявлением:

В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 процента или 6 процентов тарифа страхового взноса (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ).

Предполагалось, что для тех, кто не сделает свой выбор, начиная с расчетного периода 2014 г. на финансирование накопительной части их трудовой пенсии будет перечисляться 2 процента тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 процента будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Согласно Федеральному закону от 04.12.2013 N 351-ФЗ указанный порядок изменен.

Новый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии

В частности, с 1 января 2014 г. введены следующие положения.

Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.



Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии перечислялись 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будут направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии (абз. 1 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

До тех пор пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 процентов тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии (абз. 2 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Аналогично будет распределен тариф, если лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе (п. 3 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование накопительной части трудовой пенсии должны направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, необходимо отметить следующее. В 2014 г. 6 процентов будут направляться на финансирование накопительной пенсии только в следующих случаях:

Если перечисленные условия не выполняются, то 6 процентов тарифа страхового взноса в 2014 г. будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании решили направить на финансирование накопительной части 2 процента тарифа страхового взноса. В рассматриваемом случае должна производиться индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указанные правила установлены п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ.

Следует отметить, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 процентов тарифа страхового взноса на фиксирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).

Литература

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 428-ФЗ.


В.Б.Карпунин

Профессор

кафедры "Менеджмент"

Академии РАНХиГС при Президенте РФ