Мудрый Экономист

Анализ перспектив прямой передачи данных о кассовых транзакциях в налоговые органы и внедрения электронных чеков

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2014, N 9

Электронное взаимодействие кассовых аппаратов с налоговыми органами и передача информации о совершенных платежах в режиме реального времени - новации в отечественном налоговом администрировании. На основе рассмотрения положительных сторон вводимого эксперимента как со стороны организации, так и со стороны налоговых органов автором сформулированы реальные предложения по дальнейшему внедрению результатов эксперимента.

В феврале 2014 г. Распоряжением Правительства РФ N 162-р был утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию налогового администрирования. Одним из пунктов этого документа предусматривается увеличение объемов электронного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговыми органами. Помимо общеизвестной процедуры отправки отчетности и представления затребованных на камеральную проверку документов, с августа месяца в России вводится принципиально новый элемент внедрения информационных технологий в налоговую сферу. Речь идет о передаче в налоговые органы информации о суммах кассовых операций в режиме "онлайн".

До сегодняшнего дня по окончании работы организация, имеющая наличную выручку и применяющая ККМ, снимала кассовый отчет, содержащий в себе сумму дневных операций. На основании этого отчета составляются кассовые документы, посредством которых итоговые суммы переносятся в бухгалтерские и налоговые регистры. Проверку правильности этих расчетов осуществляли налоговые органы исключительно в рамках контрольных мероприятий. Возможность оперативного контроля в данной ситуации отсутствует. С внедрением технологии получения информации о кассовых операциях в режиме реального времени будут изменены методики контрольной работы у налоговых органов. К этому должны быть готовы и налогоплательщики, использующие ККМ. Целью настоящей статьи является попытка разобраться в основных элементах подобного нововведения с точки зрения управления предприятием и работы контролирующих структур.

Путевку в жизнь подобной идее дало Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 657. В целях реализации указанного Постановления Федеральная налоговая служба выпустила собственный Приказ от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи". В соответствии с указанными документами проект в пилотном режиме территории России стартует 1 августа 2014 г., а финиширует 1 февраля 2015 г. С началом подобного взаимодействия Россия присоединяется к сообществу стран, которые уже осуществили подобное явление на своей территории. В частности, подобный механизм уже успешно опробован у наших ближайших соседей по СНГ - в Украине и в Армении. Также он успешно внедрен в ряде стран Западной Европы. Смысл его сводится к следующему. При приеме наличной выручки через кассовый аппарат происходит автоматическая передача в налоговые органы информации о совершенном платеже. Параллельно формируется кассовый чек в бездокументарной форме, выдаваемый покупателю посредством телекоммуникационных каналов. Таким образом, в электронный документооборот начинает втягиваться огромное количество простых россиян, которые начнут получать кассовые чеки, подтверждающие совершение покупки на айфоны, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. При этом электронный чек, выдаваемый продавцом, будет иметь юридическую силу, аналогичную документу на бумажном носителе. Он также является документом, подтверждающим оплату и приобретение товара у конкретного продавца, например, в случае возврата товара, предъявление претензий по качеству и иных подобных ситуаций, с которыми законодательство связывает наличие кассового чека. Только в отличие от своего бумажного брата электронный чек не подвергается риску потери, случайного уничтожения или простого выцветания. Однако следует заметить, что на период пилотного проекта планируется одновременная выдача двух чеков, как электронного, так и общепринятого, на бумажном носителе.

На сегодняшний день эксперимент запускается в тестовом режиме. При его удачности подобная новация получит более широкий ареал внедрения с последующим полным охватом всей территории страны. Для апробации столь революционного подхода выбраны четыре субъекта Федерации. Это Московская и Калужская области, Республика Татарстан, а также г. Москва. В указанных регионах будет сформирован перечень юридических лиц, которым предстоит участвовать в этом новшестве. Помимо отобранных участников, Постановление предусматривает добровольное вступление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рассматриваемый эксперимент. Все лица, решившиеся на вступление, подают в налоговый орган по месту своей регистрации соответствующее заявление по установленной форме и представляют свои ККМ на перепрограммирование.

По нашему мнению, подобный эксперимент даст положительный результат и будет максимально расширен. Подобный вывод основан на следующих положительных моментах, которые получают участники этого эксперимента.

Отпадает необходимость ежегодной замены ЭКЛЗ (электронной кассовой ленты защищенной). Средняя стоимость подобной процедуры порядка 10 тыс., которые теперь будут оставаться в распоряжении организации. Механизм ежегодной замены ЭКЛЗ в кассовых аппаратах был введен исключительно с целью контроля за наличным денежным оборотом. При условии электронного взаимодействия и получения оперативных сведений об осуществленных расчетах необходимость ежегодной замены ЭКЛЗ отпадает автоматически. Подобный подход может оказаться экономически выгодным крупным розничным сетям, у которых ежегодные затраты на замену ЭКЛЗ представляют существенную сумму. При большом количестве кассовых аппаратов в бюджеты торговых организаций, помимо замены ЭКЛЗ, также закладываются суммы на регистрацию вновь приобретаемых аппаратов с целью технического переоснащения организации. Внедрение рассматриваемой технологии позволит сократить также затраты на регистрацию ККМ в налоговых органах и оплату рабочего времени приглашенного специалиста сервисного центра. Здесь же необходимо добавить, что на период эксперимента переоборудование действующих кассовых аппаратов программным обеспечением будет происходить бесплатно, за счет бюджетных средств. Подобный подход к внедрению новаций со стороны государства можно только приветствовать.

Также нововведение может оказаться интересным организациям, оказывающим различные услуги и осуществляющим расчеты с физическим лицам с редкой периодичностью. В этом случае для организации может оказаться даже двойная выгода. Во-первых, от экономии на оплате процедуры замены, а, во-вторых, от уменьшения времени и моральных затрат, связанных с необходимостью подобной замены. При условии всего нескольких случаев наличной оплаты в год данная процедура является чрезвычайно трудозатратной и экономически нецелесообразной. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с экономической точки зрения внедрение подобных технологий является выгодным для организаций.

Помимо финансовой экономии, участие в эксперименте сможет уберечь организацию от риска непреднамеренной невыдачи кассового чека покупателю. Данная обязанность закреплена законодательно, и при проверках продавцы нередко попадаются на этом нарушении, которое может быть следствием обыкновенной человеческой медлительности или невнимательности. Но тем не менее это однозначно трактуется как административное нарушение. Выдача электронного кассового чека в автоматическом режиме раз и навсегда избавит организации от штрафов по этому основанию. Более того, факт подключения к электронному документообороту кассовых аппаратов сведет к нулю риск появления контролирующих органов на предприятии, так как проверять им теперь будет просто нечего.

Еще одним плюсом может явиться интернет-торговля. Как известно, кассовый чек должен быть выдан покупателю непосредственно после оплаты. Но если покупатель рассчитался картой на сайте продавца, то осуществить выдачу чека не представляется возможным. Как правило, в подобной ситуации чек привозит курьер вместе с товаром. При использовании рассматриваемого нами механизма электронный чек будет приходить покупателю непосредственно в момент оплаты банковской картой. При этом все остальные вопросы, вызывающие нарекания фискалов, также будут урегулированы. Например, отсутствие товара на складе в настоящий момент и возможные задержки при его доставке. Аналогичным образом следует рассматривать и предоплаты, произведенные через Интернет. Таким образом, организация-продавец сможет избежать лишних проблем с контрольными управлениями ФНС.

Подобное новшество также может приобрести поддержку в лице налоговых органов. Внедрение подобной технологии способно дать положительный эффект в вопросе налогового администрирования. В частности, появится возможность быстрой камеральной проверки деклараций, полученных от организаций розничной торговли. При обнаружении в декларации суммы меньшей, нежели имеющаяся в распоряжении налоговых органов, инспекторы смогут потребовать объяснения причин подобного расхождения.

Также подобное явление способно существенно ограничить оборот нелегальной торговли. И, как следствие, способствовать контролю за собираемостью налогов. В частности, появляется возможность анализа регулярности поступления наличных платежей при использовании УСНО. Если в начале года через кассовый аппарат было проведено количество платежей, приближающееся к границе максимальной выручки для возможности применения этого налогового режима, а в дальнейшем через данную кассу поток резко сократился или вообще сошел на ноль, то налоговые органы смогут принять ряд контрольных мер с целью проверки полноты и правильности учета выручки.

Также у налоговых органов появляется первый механизм взятия под контроль такого явления, как торговые автоматы. Если эксперимент будет признан удачным и рекомендован для повсеместного внедрения, то товарооборот, осуществляемый через автоматы, можно будет принять под наблюдение с определенной долей достоверности. Учитывая повсеместное внедрение подобной формы торговли, организация эффективного контроля в данном вопросе представляется нам особенно актуальной.

И наконец возможен прогресс в борьбе государственных налоговых органов с физическим вмешательством организаций во внутреннее устройство кассового аппарата с целью уменьшения показателей выручки. Величина трудозатрат контрольных органов, направленных на пресечение подобных явлений, может быть значительно сокращена. Как следствие, возможно уменьшение материальных затрат, выделяемых на осуществление этой работы. Служащие для этой же цели ящики в налоговых органах с надписью "Для чеков" начнут отходить в прошлое как редкое по своей аморальности и креативу явление.

Помимо текущих выгод как для налогоплательщиков, так и для контрольных органов, подобные внедрения способны дать экономический и статистический эффект в будущем. По нашему мнению, возможно внедрение в хозяйственную деятельность России следующих положительных моментов.

При оформлении соответствующих регламентов взаимодействия между ФНС и Росстатом и оперативной передаче полученных данных, статистическое ведомство сможет получать в режиме реального времени ценную информацию о наличных оборотах в стране за любой период времени. Возможно получение первичных сведений в масштабе страны за день, неделю, месяц, квартал или год. Автоматизация учета итоговых данных и отсутствие возможности ручной корректировки суммарных значений будут способствовать более полным и достоверным статистическим данным об обороте розничной торговли, а также по объему оказанных населению платных услуг, оплаченных наличными деньгами. Вдобавок к этому внедрение подобного взаимодействия существенно уменьшит трудозатраты на обработку статистической информации и подготовку обобщающих сведений. Это позволит заинтересованным пользователям получать самую актуальную статистическую информацию при существенном сокращении времени ее обработки.

Внедрение электронного оборота об итогах наличного обращения позволит Банку России пересмотреть порядок ведения кассовых операций в стране в сторону существенного уменьшения документооборота. Речь идет о необходимости ведения кассовой книги. Первоначально подобный регистр вводился в целях группировки кассовых дневных оборотов. Это было удобно и необходимо при ручном ведении бухгалтерского учета. С внедрением автоматизации учетного процесса и автоматической группировки кассовых документов распечатывание листов кассовой книги превратилось просто в формальность. На сегодняшний день необходимость ведения этого накопительного регистра сводится исключительно к контролю ежедневного лимита кассы. Если добавить сюда самостоятельность его установки юридическим лицом, то рудиментарность кассовой книги становится очевидной. Хочется надеяться, что введение электронного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в части кассовых операций будет способствовать избавлению юридических лиц от необходимости распечатывания уже неактуальных регистров, а налоговые органы будут избавлены от их проверки.

Как любое новое начинание, внедрение электронных кассовых чеков может повлечь за собой определенные проблемы, которые сегодня серьезно не воспринимаются, но в ближайшем будущем способны привести к определенным конфликтам. Например, будет ли возможно применение электронного чека в качестве документа, подтверждающего произведенные расходы? Возникает ли при этом необходимость обязательного распечатывания электронного чека на бумажном носителе или бухгалтер организации сможет просто сканировать этот чек считывающим устройством с планшета сотрудника? И введенный подобным образом чек автоматически "пропишется" в регистрах бухгалтерского и налогового учета по аналогии с прочими электронными документами, имеющими электронный формат - накладными, счетами-фактурами или актами на выполненные работы? И как на это посмотрят проверяющие органы? Достаточно вспомнить, сколько копий было сломано в борьбе за право существования электронных билетов на поезда и самолеты. И с какой силой сопротивлялся Минфин этому прогрессу, до последнего времени признавая билетом только бумажный вариант. Еще совсем недавно смельчакам, решившимся на подтверждение командировочных расходов электронным билетом, в приложение к его распечатке чиновники требовали посадочные талоны, купоны, копии банковских карт, с которых производилась оплата, и еще множество других дополнительных документов.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ N 657 Федеральная налоговая служба в срок до 10 марта 2015 г. должна будет оценить результаты подобного эксперимента и вынести соответствующее решение о результатах тестовых испытаний и о возможности повсеместного внедрения данного начинания. В случае принятия положительного решения в России появится новый современный и очень эффективный инструмент контроля, который очень быстро окупит все затраты на свое внедрение и выведет страну на новый виток информационного развития.

Литература

Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 162-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 657. "О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения". [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Приказ ФНС России от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

К.Ю.Татаров

Кандидат экономических наук,

главный бухгалтер

ООО "ФОГЕЛЬ-Инжиниринг"