Мудрый Экономист

Общепит: границы "бездымного пространства"

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 35

С 1 июня 2014 г. вступила в силу вторая часть "антитабачного" Закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ. С этого момента, в частности, наложено табу на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания. В связи с этим Роспотребнадзор разъяснил, что "дымить" в том числе запрещено и на открытых верандах, балконах и т.п. ресторанов (кафе). А поскольку санкции за нарушение данного требования чрезвычайно высоки, владельцы кафе и ресторанов были вынуждены своих посетителей отправлять курить на свежий воздух. Но это ли имели в виду законодатели, когда вводили запрет на курение в помещениях общепита?

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека с 1 июня 2014 г. запрещается, в частности, курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, в помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 25 Закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ). При этом если граждане, решившие "подымить" в неположенном месте, согласно ст. 6.24 КоАП, отделаются штрафом в размере от 500 до 1500 руб. (2 - 3 тыс. руб. за курение на детской площадке), то для организаций и ИП, которые не проследили за своими посетителями, санкции предусмотрены куда более жесткие. В соответствии с ч. 3 ст. 6.25 КоАП неисполнение индивидуальным предпринимателем или юрлицом обязанностей по контролю за соблюдением норм "антитабачного" законодательства на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 30 до 40 тыс. руб. А юрлицам это "удовольствие" обойдется еще дороже - от 60 до 90 тыс. руб.

Вполне понятно, что, поскольку перечисленные санкции назвать смешными довольно сложно, владельцы объектов общественного питания, дабы не вылететь в трубу, были вынуждены своих курящих посетителей фактически выгонять "дымить" за пределы кафе, баров, ресторанов и т.п. В то же время летом многие кафе расширяются и выставляют столики для клиентов на улице под различным образом организованными навесами. С одной стороны, посетителей, которые заняли столики на улице, несколько странно отправлять курить опять же на улицу. Однако, как говорится, закон есть закон. На деле выглядело это действительно нелепо - за пределами летних кафе топталась толпа курильщиков.

Роспотребнадзор разъясняет...

Но стоит ли так нещадно "гонять" посетителей, если курят они за столиком, который стоит все ж таки на улице, а не в помещении? Может быть, Закон N 15-ФЗ на такие случаи все же не распространяет свое действие?

В этой части масла в огонь подлил Роспотребнадзор в Письме от 18 июня 2014 г. N 01/6906-14-25. Чиновники сослались на положения ч. 2 ст. 2 Закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Данной нормой определено, что помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. На этом основании представители Роспотребнадзора решили, что запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, распространяется также на услуги общепита, которые оказываются в местах, расположенных вне здания, но имеющих надземную часть (пол, настил и др.) или навес либо любой вид ограждения (включая декоративное). К таким местам относятся, например, веранды, шатры, палатки, балконы и т.п.

Законодательная инициатива

По всей видимости, законотворцы, вводя запрет на курение в помещениях общепита, все же имели в виду несколько иное. При этом они решили исправить свою ошибку опять же на законодательном уровне. В Госдуму даже поступил соответствующий законопроект, положения которого конкретизируют отдельные нормы Закона N 15-ФЗ. Парламентарии, в частности, предлагают предоставить собственникам помещений, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, или иным уполномоченным на то лицам право допускать курение табака на расположенных на открытом воздухе террасах, прилегающих к указанным помещениям. Авторы законопроекта отмечают, что практика организации мест для курения табака на расположенных на открытом воздухе террасах распространена в ряде европейских стран (в Эстонии, Нидерландах) и не противоречит Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Более того, данное изменение позволит обеспечить реализацию прав значительного числа курящих граждан.

Иное толкование

В то же время очевидно, что Закон N 15-ФЗ напрямую не регулирует вопрос о возможности или запрете курения за столиками кафе или ресторанов, расположенных на улице. При этом упомянутое Письмо Роспотребнадзора от 18 июня 2014 г. N 01/6906-14-25 вовсе не носит нормативного характера - это всего лишь выражение позиции представителей данного ведомства.

Между тем, как следует из Письма Минпромторга России от 8 июля 2014 г. N ЕВ-10160/08, на сей счет имеет место и иная точка зрения. Примечательно, что в целях его обоснования чиновники опять же сослались на положения пп. 14 п. 2 ст. 2 Закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которые определяют помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями. В то же время представители Минпромторга также обратили внимание и на то, что здания и сооружения, в соответствии с пп. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса, являются объектами капитального строительства. А посему помещением в смысле действующего законодательства признается только часть объекта капстроительства, то есть объекта недвижимости. Вдобавок в соответствии с Требованиями к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) РД 22-01-97 к конструкциям строительным относятся элементы здания или сооружения, выполняющие несущие, ограждающие либо совмещенные (несущие и ограждающие) функции. На этом основании специалисты Минпромторга заключили, что легковозводимые временные террасы, веранды, выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к зданию или сооружению, в помещениях которого располагается пункт общепита, а также летние веранды данных предприятий, расположенные на крышах зданий, иных открытых площадках зданий и сооружений, не огороженные строительными конструкциями, не могут расцениваться ни как часть помещений организаций общественного питания, ни как нестационарные торговые объекты. То есть запрет на курение, установленный Законом N 15-ФЗ, на данные территории не распространяется.

В Письме Минпромторга России N ЕВ-10160/08 особо подчеркивается, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, в помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах. Применительно к деятельности по оказанию услуг общественного питания запрет, установленный Законом N 15-ФЗ, касается не объектов (пунктов) общепита в целом (кафе, ресторанов и пр.), а только их конкретных составляющих - помещений. По мнению Минпромторга России, расширительное толкование положений данного Закона недопустимо.

О.Соколова