Мудрый Экономист

Оспаривание кадастровой стоимости

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 35

Базой по земельному налогу согласно Налоговому кодексу является кадастровая стоимость соответствующего земельного участка. В отдельных случаях кадастровая стоимость формирует и базу по налогу на имущество организаций. Как бы там ни было, при проведении массовой оценки объектов не исключены, в том числе, и технические ошибки. Поэтому довольно часто налогоплательщикам приходится оспаривать установленную кадастровую стоимость их участков. Однако в связи с внесением значительного количества поправок как в Закон об оценочной деятельности, так и в Гражданский процессуальный кодекс, действовать придется по новым правилам. Правда, они оказались несколько запутанными...

В последнее время кадастровая стоимость земельных участков довольно часто становилась предметом для споров, поскольку законодательное регулирование в данной сфере имеет более чем серьезные пробелы. И вот летом 2014 г. законотворцы решили их наконец устранить.

Речь идет сразу о двух Законах:

Подведомственность "кадастровых" споров

В первую очередь необходимо отметить, что дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости фактически исключены из компетенции арбитражных судов. Так, в Законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при упоминании органов, в которые можно обратиться для оспаривания кадастровой стоимости, исключается слово "арбитражный", остается только "суд" и "комиссия". Плюс ко всему в ч. 1 ст. 26 Гражданского процессуального кодекса вносится дополнение, согласно которому "кадастровые" споры рассматривают Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Досудебное урегулирование

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости с 22 июля 2014 г. регулируется положениями ст. 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Закона N 225-ФЗ. Для юридических лиц в этой части законодатели преподнесли немало сюрпризов. Причем как хороших, так и не очень.

"Кадастровая" комиссия

Во-первых, теперь устанавливается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юрлицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). При этом отдельно оговаривается, что для физлиц предварительное обращение в комиссию не является обязательным. То есть у индивидуальных предпринимателей есть выбор, куда обращаться - напрямую в суд или в комиссию. А вот "юрикам", прежде чем обратиться в суд, необходимо обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

К указанному заявлению должны быть приложены следующие документы:

Перечень указанных документов является открытым, поэтому заявители вольны его расширить.

На подачу заявления отводится период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в указанный реестр новых результатов. Однако при этом данный период все же ограничен пятью годами. Напомним, что ранее действовал куда более "скромный" срок - 6 месяцев.

Далее заявление в течение одного месяца рассматривается комиссией. Причем в течение семи дней с момента его поступления комиссия информирует об этом факте органы местного самоуправления, на территории которого расположен данный объект недвижимости, и его правообладателя.

"Комиссионные" результаты

По результатам рассмотрения заявления комиссия выносит одно из трех решений:

Решения комиссии могут быть оспорены в суде, но предметом спора в этом случае будет сама оспариваемая кадастровая стоимость. Отсюда следует, что для суда важен лишь сам факт обращения в комиссию, то есть соблюдение досудебного порядка, а не принятое ею решение.

Ограниченная "ретроспективность"

Благодаря Закону N 225-ФЗ появилась некоторая определенность и в вопросе, с какого момента применяется новая кадастровая стоимость в целях налогообложения. Правда, опять же без "но" тут не обошлось.

Итак, во-первых, в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в ред. Закона N 225-ФЗ) прямо закреплено, что в случае исправления технической ошибки сведения о кадастровой стоимости используются в том числе и для налоговых целей с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих ошибочных данных. То есть для подобных ситуаций установлена полная "ретроспективность".

Во-вторых, в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (в ред. Закона N 225-ФЗ) закреплено, что рыночная стоимость определяется на ту же дату, что и кадастровая стоимость.

В-третьих, согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в ред. Закона N 225-ФЗ) установленная по решению комиссии или суда в размере рыночной кадастровая стоимость применяется с 1 января того года, в котором подано заявление. Вот здесь как раз и возникает это самое "но". Ведь получается, что заявление, поданное в комиссию, и иск в суд - это два совершенно разных и, по сути, самостоятельных заявления. А это означает, что если обращение в комиссию было в 2014 г., а в суд - в 2015 г., то "ретроспективный" пересчет будет возможен только с 1 января 2015 г.

Периодичность оценки

Ну а в завершение хотелось бы отметить, что помимо всего прочего Законом N 225-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет. Исключение сделано только для городов федерального значения - переоценивать объекты, расположенные на их территориях, можно не чаще чем один раз в течение двух лет. В любом случае кадастровая оценка должна проводиться не реже чем один раз в течение пяти лет. Надо отметить, что это очень полезное для налогоплательщиков нововведение, поскольку "на местах" более не смогут менять кадастровую стоимость ежегодно. Да и результаты оспаривания более не повиснут в связи с новой переоценкой.

Д.Ковалев