Мудрый Экономист

Вопросы представления единой формы отчетности по страховым взносам

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 10

С I квартала текущего года работодатели подают сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное и медицинское страхование за своих работников, а также сведения персонифицированного учета по новой единой форме отчетности. Как определить, какой дополнительный тариф страховых взносов необходимо применять? Если в расчетном периоде работник осуществлял трудовую деятельность дополнительно по гражданско-правовому договору, как правильно сформировать на него разд. 6 отчета? Каким образом будут представляться корректирующие формы в составе единой отчетности? Каким образом будут применяться санкции за нарушение срока представления формы РСВ-1 ПФР, содержащей сведения персонифицированного учета?

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), а также Порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п (далее - Порядок).

В целях организации системной работы территориальных органов ПФР с полученными от плательщиков страховых взносов расчетами Правление ПФР выпустило Распоряжение от 31.07.2014 N 323Р "О проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" (далее - Распоряжение). Данный документ содержит два Приложения:

Распоряжение применяется при проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 1 января 2014 г. При этом Распоряжение Правления ПФР N 88р <1> признано утратившим силу.

<1> Распоряжение Правления ПФР от 04.03.2014 N 88р "Об организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов по проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".

Отметим, что в Распоряжении также предусмотрены особенности проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (формы РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР в электронном виде.

В разд. I Методических рекомендаций установлено, что при поступлении расчета РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР в бумажном виде, в том числе в сопровождении машиночитаемого носителя, или в виде электронного документа специалист территориального органа, ответственный за прием, осуществляет проверку правильности заполнения поступившего документа по определенным правилам. Все отклонения от требований, предусмотренных этими правилами, допущенные при заполнении формы (формировании файлов, содержащих пачки документов), разделяются по степени (коду) грубости:

При наличии в документе (файле) ошибок документ, в том числе электронный, не будет принят территориальным органом ПФР.

Далее рассмотрим некоторые вопросы, с которыми столкнулись плательщики страховых взносов при оформлении и представлении новой формы расчета.

Как определить, какой дополнительный тариф страховых взносов необходимо применять? Размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит:

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 г. и 9% в 2015 г. и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ <2>, пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ <3>). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, используется тариф 4% в 2014 г. и 6% в 2015 г. и последующих годах.

<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
<3> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка условий труда. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ. Их размер варьируется от 0 до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ <4> указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

<4> Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Основываясь на этом, Минтруд разъясняет: если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно по 6 и 4% (в 2014 г.). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, не применяется. Напомним, что такой же вывод был сделан ПФР ранее (см. Письмо от 12.02.2014 N НП-30-26/1707).

Если в расчетном периоде работник осуществлял трудовую деятельность дополнительно по гражданско-правовому договору, как правильно сформировать на него разд. 6 расчета? В 2013 г. при условии наличия у застрахованного лица разных кодов категории застрахованного лица (например, наемный работник и инвалид) или разных типов договоров (трудового и гражданско-правового) на него формировались разные формы, комплектуемые в разные пачки.

При формировании отчетности с 2014 г. сведения с разными кодами категории застрахованного лица комплектуются в одну пачку.

Кроме того, ввиду отсутствия реквизита "Тип договора" разделение пачек и форм по указанному типу отсутствует. При этом в подразделе 6.4 выделяется база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, по гражданско-правовым договорам.

В случае осуществления трудовой деятельности как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору в подразделе 6.8 периоды работы по трудовому и гражданско-правовому договорам указываются разными строками стажа. При этом период стажа в рамках гражданско-правового договора заполняется с отражением кода "ДОГОВОР" или "НЕОПЛДОГ" в графе 7 подраздела 6.8.

Каким образом будут представляться корректирующие формы в составе единой отчетности? Аналогично прошлым расчетным периодам сведения, корректирующие данные за предыдущие расчетные периоды, представляются вместе с исходными сведениями за период, в котором корректируются данные. Корректирующие сведения представляются по формам представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действовавшим в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Таким образом, при корректировке за периоды с 2014 г. представляются корректирующие сведения - разд. 6, за корректируемые периоды с 2010 г. при отражении в подразделе 6.6 информации о периоде, за который производится корректировка, и сумм доначисленных страховых взносов дополнительно формируется корректирующая форма СЗВ-6-1 (2) или СЗВ-6-4. При этом в разд. 2.5.2 отражаются данные по каждой пачке документов корректирующих сведений.

С разъяснениями Пенсионного фонда по вопросу представления корректирующих форм можно ознакомиться в Письме от 25.06.2014 N НП-30-26/7951 "О представлении уточненных расчетов". Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить его в орган контроля за уплатой страховых взносов.

В условиях реализации Постановления Правления ПФР N 2п с учетом положений Федерального закона N 351-ФЗ <5> в части порядка учета сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших на счет ПФР в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период Пенсионный фонд рекомендует осуществлять прием уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за текущий отчетный период до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

<5> Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

В Письме уточнено, что территориальным органам ПФР следует рекомендовать плательщикам страховых взносов в случае обнаружения в представленном ими расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибок, факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений после истечения указанного срока отражать данные в строке 120 и разд. 4 расчета с представлением сведений о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц с типом корректировки "корректирующая" или "отменяющая" за корректируемый период (согласно п. п. 7.3 и 30 Порядка) в отчетном периоде, в котором обнаружены ошибки, не указывая одновременно эти же изменения в уточненном расчете за период, в котором были допущены данные ошибки.

При этом в части заполнения указанного расчета следует обратить внимание плательщиков страховых взносов, что показатели строки 120 и разд. 4 заполняются за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель "Период, за который выявлены и доначислены взносы", представленный ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разд. 4 весь расчетный период.

Каким образом будут применяться санкции за нарушение срока представления формы РСВ-1 ПФР, содержащей сведения персонифицированного учета? Начиная с отчетности за I квартал 2014 г. страхователи представляют в Пенсионный фонд лишь расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в состав которого входит и персонифицированная отчетность. Но в законодательстве остался как штраф за непредставление расчета (ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ), так и штраф за непредставление индивидуальных сведений (ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ <6>). В связи с этим возникает вопрос: каким образом будут применяться санкции за нарушение срока подачи формы РСВ-1 ПФР, содержащей сведения персонифицированного учета?

<6> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Минтруд в Письме от 04.04.2014 N 17-3/В-138 разъяснил порядок привлечения к ответственности при нарушении сроков сдачи расчета по новой форме РСВ-1 ПФР, которая теперь содержит также сведения персонифицированного учета.

Поскольку с 1 января 2014 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.

Поэтому за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.

В отношении штрафов, упомянутых в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Минтруд разъяснил, что они налагаются за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения были отдельной отчетностью, подаваемой в ПФР.

В случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производятся в судебном порядке.

Из разъяснений Минтруда, приведенных в Письме от 04.04.2014 N 17-3/В-138, можно сделать следующие выводы.

  1. Если сведения индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в форме РСВ-1 ПФР, достоверны и компания просто не вовремя представила ее в Пенсионный фонд, ее ждет штраф только по ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
  2. Если расчет по форме РСВ-1 ПФР представлен вовремя, но специалисты органа контроля считают, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, содержащиеся в расчете, недостоверны, компании грозит штраф по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. При этом оштрафовать ее можно только через суд.
  3. Если же и форма РСВ-1 ПФР представлена с опозданием, и содержащиеся в ней сведения индивидуального (персонифицированного) учета недостоверны, компания будет оштрафована контролирующим органом по ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ за нарушение срока сдачи расчета и через суд по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за недостоверность представленных сведений.

Е.Л.Джабазян

Редактор журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"