Мудрый Экономист

Услуги по ремонту двигателей: быть или не быть "вмененке"?

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 5

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств.

Какие именно услуги подпадают под действие данной нормы? Будет ли в отношении указанных услуг применяться система налогообложения в виде ЕНВД, если организация (индивидуальный предприниматель) планирует оказывать услуги по ремонту различных двигателей?

Согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям, по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) <1>. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках. Данным документом услуги по ремонту двигателя отнесены к услугам по ремонту легковых автомобилей (код 017200) и услугам по ремонту грузовых автомобилей и автобусов (код 017400).

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

В связи с этим в отношении указанных видов услуг может применяться система налогообложения в виде ЕНВД. Это отмечает и Минфин России в своих разъяснениях (Письмо от 17.12.2012 N 03-11-11/379).

Между тем хотелось бы напомнить читателю некоторые нюансы (о которых мы неоднократно писали на страницах нашего журнала <2>) и акцентировать на них внимание применительно к рассматриваемой теме. Для перехода на "вмененку" главное - определиться, подпадает ли техника под понятие автотранспортных средств в целях применения гл. 26.3 НК РФ. Контролеры всегда будут обращать на это внимание, поскольку они придерживаются единого подхода при установлении категории транспортного средства. В своих разъяснениях (см., к примеру, Письмо Минфина России от 21.03.2013 N 03-11-11/112) они ссылаются на норму ст. 346.27 НК РФ, в соответствии с которой к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Кроме того, чиновники указывают, что определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых соответствующими регистрирующими органами. Пунктом 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения <3> установлено, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

<2> Дополнительно см. статью Г.П. Антоновой "Когда "вмененку" по транспортным перевозкам применять нельзя", N 3, 2013.
<3> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Согласно п. 2 порядка регистрации транспортного средства <4> все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД).

<4> Установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - органы Гостехнадзора).

Таким образом, как указывают контролирующие органы, на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

При этом на систему налогообложения в виде ЕНВД не переводится предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, зарегистрированных в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Из этого, полагаем, будут исходить и арбитры при разрешении судебных споров. Данные выводы, как мы сейчас сможем убедиться, применимы и в отношении деятельности по ремонту двигателей транспортных средств.

На практике контролеры часто не согласны с применением "вмененки" в отношении услуги по ремонту различных двигателей. Давайте разберемся, почему так происходит и каковы перспективы для налогоплательщика при разрешении споров с контролерами? Для этого обратимся к судебному делу, рассмотренному ФАС ВВО (Постановление от 30.06.2014 N А82-3813/2013). Ситуация такова: налогоплательщик в качестве основного вида деятельности оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств и уплачивает в отношении их ЕНВД. В отношении других операций им применяется УСНО. Причем осуществляется ремонт именно двигателей, установленных на тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, автопогрузчики и катки. Двигатели сдаются в ремонт отдельно от транспортного средства, на которые они установлены. То есть налогоплательщик не производит снятия двигателей с машин или установку отремонтированных двигателей на машины, а также не имеет информации о том, на какой именно машине фактически работал до ремонта двигатель у заказчика.

Налоговики в ходе проведения выездной проверки указали на неправомерность применения "вмененки" в отношении данного вида деятельности, поскольку, по их мнению, упомянутые машины не являются автотранспортными средствами и ремонт двигателей, устанавливаемых на них, облагается не ЕНВД, а единым налогом при УСНО.

Кто прав? ОКУН предусмотрен перечень услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в который, в частности, входят, помимо названных нами выше ремонта легковых автомобилей (код 017200) и ремонта грузовых автомобилей и автобусов (код 017400), еще и ремонт рабочих органов специальных и специализированных автотранспортных средств (код 017650), в том числе ремонт двигателей к названным транспортным средствам.

Важно: техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования (код 017700) выделены в отдельную категорию и в состав услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств не входят.

Для решения вопроса об отнесении тракторов, бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров, автопогрузчиков, катков, чьи двигатели ремонтировались налогоплательщиком, к автотранспортным средствам обратимся к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 <5>. Так, согласно указанному документу к транспортным средствам (код 15 0000000) относятся автомобили легковые, грузовые, автобусы и троллейбусы, автомобили специальные (автомобили-фургоны со специализированными кузовами и различные автоцистерны), другие специальные автомобили, а также прицепы и полуприцепы.

<5> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Тракторы (код 14 2918010), а также бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, автопогрузчики, катки к транспортным средствам не относятся, а названы в составе машин и оборудования (код 14 0000000).

ОК 013-94 указывает, что к подразделу "Средства транспортные" относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы); транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы). К рабочим машинам и оборудованию относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование.

При этом, как указано в ст. 346.27 НК РФ, транспортные средства (в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Согласно ГОСТ Р 51709-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" <6> к автотранспортным средствам относятся легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, эксплуатируемые на дорогах.

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.

Таким образом, рассматривая перечень услуг по ремонту автотранспортных средств, предусмотренный ОКУН, а также учитывая положения приведенных выше нормативных документов, мы видим, что в данный перечень не входят услуги по ремонту тракторов, бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров, автопогрузчиков, катков. Такие услуги не облагаются ЕНВД.

Именно на это и указал ФАС ВВО, поддерживая налоговиков, признав правомерным включение в налоговую базу по единому налогу при УСНО выручку от оказания услуг по ремонту двигателей, которые устанавливаются на вышеназванные машины.

Однако данный вывод можно отнести к ремонту не всех двигателей. Арбитры обратили внимание на тот факт, что часть двигателей - универсальна. Несмотря на то что двигатели фактически устанавливались заказчиками услуг на тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, автопогрузчики и каток, часть из них могут быть также установлены на грузовые автомобили и автобусы. Так, суд, располагая информацией, что часть отремонтированных двигателей фактически использовалась заказчиком на автомобилях УАЗ и ЗИЛ, квалифицировал оказанные налогоплательщиком заказчикам услуги как ремонт автотранспортных средств, в отношении которых применение системы налогообложения в виде ЕНВД правомерно.

Что в итоге? Нормы пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ действуют в отношении автотранспортных средств. Соответственно, услуги по ремонту двигателей, которые фактически установлены заказчиками на тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, автопогрузчики и каток и которые не могут быть установлены на грузовые автомобили, автобусы или другие автомобили (на автотранспортные средства), не относятся к услугам, в силу пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ подлежащим обложению ЕНВД. Если же налогоплательщиком оказываются услуги по ремонту двигателей, установленных на автотранспортные средства, применение "вмененки" является правомерным.

Н.В.Александрова

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"