Мудрый Экономист

Санкционная война: новая система стоп-факторов при проведении международных операций

"Международные банковские операции", 2014, N 3

Санкции против России, вызванные украинским конфликтом, и ответные меры (т.н. антисанкции) накладываются друг на друга в спиралевидном порядке. Как следствие, нарушается глобальный, размеренный и "устаканенный" распорядок функционирования мирового сообщества. Одним из первых индикаторов такого разлада могут служить кризисные явления в финансовой сфере. Как систематизировать стоп-факторы в банковской сфере, порожденные санкционной войной?

Именно пакет санкций стран Запада против России выступает как наиболее ощутимый по своему возможному влиянию на страну комплекс антироссийских мер. Это связано не столько с широтой данного списка, сколько с объемами торгово-экономических и политических связей России и Запада, которые исторически превышают объемы совокупного российско-американского сотрудничества.

Санкции Евросоюза

Рассмотрим список основных санкций стран Запада в том ключе, в котором их позиционирует Евросоюз. Все многообразие санкций разделим на два блока: введенные до и после 1 августа 2014 г. Первый блок был связан с присоединением Крыма и обострением ситуации на востоке Украины. Второй - с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководителей ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Итак, предприняты следующие шаги (сохраняя риторику ЕС):

  1. "Ограничительные меры в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины" <1>:

самоназначенных чиновников Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и иных повстанцев Восточной Украины;

представителей захваченных Россией компаний Крыма;

российских чиновников;

  1. "Ограничительные меры, касающиеся российских действий, дестабилизирующих ситуацию в Украине" (с 1 августа 2014 г.):

Сбербанка;

ВТБ, включая Банк Москвы;

Газпромбанка;

Внешэкономбанка (ВЭБ);

Россельхозбанка;

дочерних банков с долевым участием данных материнских организаций более 50%, не считая европейских "дочек".

<1> Official Journal of the European Union. L 126. Vol. 57. April 29, 2014.

Таким образом, пакет секторальных санкций Запада против России ограничивает доступ к западным рынкам капитала российским финансовым институтам, принадлежащим государству, вводит эмбарго на торговлю оружием с Россией и запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения, предназначающихся для военного сектора. Также России ограничен доступ к высокотехнологичным сферам, в особенности в нефтяной отрасли.

Следует сделать несколько уточнений в отношении этого списка, имеющих смягчающий характер. Во-первых, доступ к западному капиталу краткосрочного характера сохранен, а обязательства, заключенные до 1 августа 2014 г., действительны. Во-вторых, оружейное эмбарго распространяется только на новые контракты. Далее, проекты в сфере природного газа под режим санкций не подпадают. И, наконец, по данным агентства Reuters, секторальные санкции вводятся как минимум на год, но могут быть пересмотрены через три месяца (31 октября 2014 г.) на предмет их эффективности.

Санкции США

Европейский союз и США готовят пакеты санкций против России в координации друг с другом, а потому ключевые санкционные позиции логично повторяют друг друга. От индивидуальных и частных мер США также перешли к секторальным ограничениям, затронувшим прежде всего финансовый и энергетический комплексы России.

Основные ограничительные меры США включили в себя следующее (в риторике и хронологии публикаций).

  1. "Усматривая в действиях Правительства РФ, включая насильственное присоединение Крыма и использование военной силы на территории Украины, дальнейшее подрывание демократических процессов и институтов в Украине, угрозу ее безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности, пособничество незаконному присвоению ее активов и, таким образом, чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешнеполитическому курсу США" <1>:

СМП-Банка (Москва);

Собинбанка;

Инвесткапиталбанка;

Банка "Россия";

все операции с долларами США;

операции, в составе которых присутствуют элементы (участники) из США, в частности "дочки" американских банков (например, Ситибанк (Лондон));

  1. Идентификационный лист секторальных санкций (SSI List) предполагает:

вовлечение лица/организации/банка в SSI List;

юрисдикционная связь с США (использование долларов, американские участники);

срок истечения/обращения/погашения банковской операции/ценной бумаги - 90 дней и более;

операция начата 16 июля, или 29 июля, или позднее;

Газпромбанк Групп (16.07.2014);

Внешэкономбанк Групп (16.07.2014);

Роснефть Групп (16.07.2014);

Новатэк Групп (16.07.2014);

Россельхозбанк (29.07.2014);

ВТБ Групп (29.07.2014);

Банк Москвы (29.07.2014);

все дочерние подразделения с долей более 50%.

<1> Executive order "Blocking property of additional persons contributing to the situation in Ukraine" // New York Times. March 17, 2014.

Таким образом, санкции США в большей степени коснулись банковской сферы, значительно расширив банковский "черный список". Отличием от европейского пакета санкций выступает отсутствие в американском списке Сбербанка.

Однако в SSI List США поместили компании групп "Роснефть" и "Новатэк". Банки из "секторального" списка не могут привлекать займы у американских кредиторов сроком более чем на 90 дней. Они также не могут размещать новые акции среди американских инвесторов. Список SSIL (см. таблицу) де-юре подразумевает, что банкам по-прежнему можно привлекать долларовое фондирование на срок до 90 дней.

Таблица

Список банков, включенных в SSI List

SSI Listed Banks Incl. Subsidiaries > 50%

EU-Listed "Equity"

US-Listed "Debt/Equity"

Gazprombank Group

01.08.2014

16.07.2014

Vnesheconombank Group

01.08.2014

16.07.2014

Rosneft Group

16.07.2014

Novatek Group

16.07.2014

Russian Agricultural Bank

01.08.2014

29.07.2014

VTB Group

01.08.2014

29.07.2014

Bank of Moscow

01.08.2014

29.07.2014

Sberbank

01.08.2014

Принципиально и то, что американские банки могут продолжать оказывать корреспондентские и клиринговые услуги российским банкам из этого списка. Именно запрет на эти виды услуг позволяет говорить о финансовой блокаде со стороны США, как это было в случае с Ираном. Для российских банков это "окно" пока не закрыто, они сохраняют опосредованный доступ к долларам США.

Антисанкции России

В связи с ответом на санкционную политику стран Запада в отношении России ввоз определенных товаров на территорию Российской Федерации был полностью запрещен.

Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" конкретизировало те товарные группы, которые подпадают под ответные санкции Российской Федерации в отношении ЕС.

Запрет коснулся продуктов из всех государств - членов Европейского союза, США, Австралии, Норвегии и Канады. Постановление вступило в силу с момента его опубликования 7 августа 2014 г., и ожидается, что его действие продлится один год. Под запрет импорта попали следующие товарные группы:

Таким образом, итоговый список включил в себя пять групп товаров: мясо и колбасу, морепродукты, овощи и фрукты и, наконец, молочные продукты.

Отдельно отмечается, что запрет не распространяется на товары, предназначенные для детского питания.

Российские таможенные органы незамедлительно приступили к исполнению Постановления. Кроме того, таможенная служба обещает контролировать товаропоток из Белоруссии в Россию: будет проверяться страна происхождения товара с целью исключить ввоз запрещенной продукции через белорусскую границу.

Более серьезные санкции введены только против Украины, чьим самолетам запрещено летать через воздушное пространство России.

На данный момент можно констатировать начало полномасштабной продовольственной войны, которая в значительной мере перестроит структуру потребительского импорта России и приведет к изменениям собственного аграрного сектора. Для стран-санкционеров эти меры, в свою очередь, также ощутимо неприятны, причем обладают мгновенным действием. Это объясняется тем, что запрещенная к ввозу на территорию РФ продукция в подавляющем большинстве недолгого хранения, а найти замещающий рынок сбыта без финансовых потерь практически невозможно. Угроза для ЕС пока не критична, но локальные банкротства и рост социальной напряженности неизбежны. Стоит также отметить, что бизнес ряда крупных продовольственных корпораций из этих стран предположительно не должен пострадать, в связи с тем что многие из них уже давно присутствуют на российском рынке, имея здесь собственные заводы, товары на которых производятся главным образом из местных ингредиентов. Однако, как показывает практика закрытия ресторанов McDonald's, российские контрмеры могут не исчерпаться сельскохозяйственными санкциями.

Выводы

Суммируя вышесказанное, отметим основные запреты, введенные в рамках санкционной войны.

  1. Еврозона:
  1. США:
  1. Россия: запрет на импорт определенной продукции.

Оценить влияние санкционной войны на банковский сектор довольно сложно, здесь каждая деталь может дать непредсказуемый эффект. Однозначно то, что ощутимым это влияние будет не только для банков, включенных в санкционные списки (банков с государственным участием), но и для всего российского банковского сектора в целом. Помимо болезненного эффекта удорожания стоимости заимствований (как на межбанковском рынке, так и для заемщиков всех уровней в перспективе), санкционная война значительно усложнит межбанковские и трансграничные операции, прежде всего за счет конфликта нормативных предписаний. Так, валютные операции в российских финансовых институтах, не включенных в санкционные списки, должны теперь пройти многоступенчатый фильтр на причастность к тому или иному ограничительному внутристрановому или внешнему списку. Помимо усложнения самих валютных операций, будет стремительно меняться сам характер внешнеторговых связей страны, что, несомненно, также наложит определенные корректировки и на систему валютного контроля, и на систему международных расчетов.

Чрезвычайным развитием событий можно будет назвать реализацию угрозы Запада о блокировании России доступа к международной системе банковских сообщений SWIFT. Введение данной меры будет представлять собой жесткую эскалацию санкций в рамках реагирования на украинский кризис. У России могут возникнуть большие проблемы в ее международной банковской деятельности. А переход на альтернативный системе SWIFT канал коммуникаций, недоступный для западного контроля, технологически может занять более года. Таким образом, в краткосрочной перспективе ограничение в использовании SWIFT будет крайне дезорганизующим фактором для российского банковского сектора.

Двенадцатого сентября 2014 г. вступил в силу новый пакет санкций Евросоюза, предусматривающий среди прочего запрет на прямое или непрямое участие европейских компаний или банков в соглашениях о предоставлении пяти российским банкам с государственным участием (Сбербанку, Банку ВТБ, Газпромбанку, Внешэкономбанку и Россельхозбанку) новых займов или кредитов со сроком истечения, превышающим 30 дней <1>. Таким образом, у этих банков остался доступ только к очень короткому финансированию. Российские власти также рассматривают возможность санкционного ответа. Эта проблема продолжает свое развитие. Что будет дальше - покажет только время.

<1> Council Decision 2014/659/CFSP of September 8, 2014. Official Journal of the European Union. L 271. Vol. 57. September 12, 2014. P. 54.

Е.М.Карпова

Старший специалист

отдел валютного контроля

операционный департамент

ЗАО "Коммерцбанк (Евразия)"