Мудрый Экономист

Порядок оформления на работу иностранных граждан

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2014, N 10

Часто у работодателей возникает потребность или необходимость нанять на работу иностранных граждан. Оформление таких отношений будет отличаться от обычной процедуры найма на работу граждан РФ. Чтобы избежать рисков и негативных последствий, необходимо знать требования законодательства в отношении иностранных граждан, а также особенности привлечения их к работе.

Нововведения в миграционном законодательстве

За последние полтора года было издано более 30 нормативных правовых актов, затрагивающих миграционную сферу. Причина проста - усиление контроля над иностранными гражданами, прибывающими на территорию нашей страны.

Перечислим наиболее знаковые. Согласно нововведениям, вступившим в силу с 01.01.2014, ужесточены требования к продолжительности временного пребывания в России иностранцев, приехавших в безвизовом порядке <1>. Поправки касаются срока временного пребывания в стране иностранных граждан, которым для приезда не надо оформлять визу. Ранее по общему правилу этот срок не мог превышать 90 суток. На практике он зачастую не соблюдался, а если и соблюдался, то иностранцы возобновляли свое пребывание в России фактически сразу же после выезда. Это делало указанное временное ограничение фиктивным.

<1> Федеральный закон от 28.12.2013 N 389-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Сейчас срок временного пребывания в нашей стране подобных зарубежных гостей ограничен периодом в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. К примеру, если раньше трудовой мигрант (иностранный гражданин) мог приехать в РФ и жить здесь 90 дней, по истечении этого срока выехать за пределы страны, а на следующий или в тот же день вернуться, то теперь это невозможно. Выехав через 90 дней, он сможет вновь пересечь границу РФ только по истечении еще 90 дней, т.е. в течение полугодия он сможет находиться здесь лишь три месяца.

Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрены исключения в ограничении установленных законодательством сроков, если на день истечения:

К сведению. Исключение действует в отношении граждан Украины. На период внутриукраинского кризиса подразделениям ФМС России дано указание беспрепятственно продлевать гражданам Украины сроки пребывания. Продление осуществляется путем простановки соответствующих отметок в миграционной карте.

Если иностранцы находились на территории РФ с превышением суммарного срока 90 суток в течение полугода, то их депортируют (ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Примечание. О депортации и выдворении иностранных граждан читайте на с. 11 журнала N 6, 2014.

Кроме того, с нынешнего года запрещен въезд тем зарубежным гостям, которые во время своего предыдущего пребывания в нашей стране превысили указанный срок. Ограничение на въезд действует три года с момента выезда.

Последние изменения коснулись и вопроса фиктивной регистрации иностранных граждан. Работодатели должны иметь в виду, что задержанные иностранцы с фиктивной регистрацией или постановкой на учет по месту пребывания (проживания) будут депортироваться из страны, а организации и их должностные лица, предоставляющие услугу по постановке на учет или регистрации наемных иностранных работников, фактически проживающих по другому адресу, будут нести предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Так, за фиктивную регистрацию иностранца будут наказывать собственников жилья. Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 322.2 <2>, согласно которой фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб., либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Аналогичные санкции теперь предусмотрены ст. 322.3 УК РФ в отношении фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ.

<2> Статья 2 Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Правовой статус иностранных граждан

В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, законно находящиеся в РФ, могут иметь следующий статус:

Рассмотрим вышеперечисленные статусы подробнее.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане

Со сроками временного пребывания в нашей стране зарубежных гостей мы уже разобрались. В отношении же иностранного гражданина, прибывшего на основании визы, понятно, что срок его временного пребывания в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

К сведению. Порядок и условия оформления и выдачи визы, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядок аннулирования установлен Постановлением Правительства России от 09.06.2003 N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления, и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы".

На основании приглашений, оформляемых подразделениями Федеральной миграционной службы России, выдаются обыкновенные визы следующих видов: частные, деловые, гуманитарные, учебные, рабочие.

В зависимости от количества разрешенных въездов-выездов визы могут быть однократными, двукратными и многократными. Иностранный гражданин, находящийся на территории нашей страны по годовой многократной рабочей или учебной визе, может непрерывно пребывать здесь в течение всего срока действия указанных виз.

Срок временного пребывания иностранного гражданина может быть как продлен, так и сокращен, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно проживающие в РФ иностранные граждане

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством России. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Продление срока действия разрешения на временное проживание законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Разрешение, как правило, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца. Такая отметка является подтверждением права зарубежного гостя временно проживать в нашей стране до получения вида на жительство. Поэтому статус иностранного гражданина, временно проживающего в РФ, является этапом к получению статуса постоянно проживающего в России.

Кроме того, в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство (п. 1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане

К категории постоянно проживающих в нашей стране относятся иностранные граждане, получившие вид на жительство - документ, который подтверждает право зарубежного гостя постоянно проживать в России, свободно въезжать и выезжать из нее. Вид на жительство выдается территориальным органом ФМС России; он является одновременно и документом, удостоверяющим личность гражданина, не имеющего гражданства.

Условием для получения вида на жительство будет тот факт, что иностранец уже прожил на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Вид на жительство выдается иностранцу сроком на пять лет, по окончании которого он может быть продлен еще на пять лет. В общей сложности количество продлений срока действия вида на жительство законодательством не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Иной порядок предусмотрен для высококвалифицированных специалистов и членов их семей (ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ), а также иностранных граждан, признанных носителями русского языка (ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"). Им вид на жительство может быть выдан без получения разрешения на временное проживание.

Кроме того, для граждан Республики Беларусь, граждан Туркменистана и лиц без гражданства, переселяющихся из Туркменистана в нашу страну, в соответствии с Соглашениями <3> установлена возможность сразу получить вид на жительство.

<3> Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 30.10.1996 "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" и между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан (заключенное в г. Ашхабаде 17.07.1999).

Оформление трудовых отношений с иностранцами

Работодателем иностранного работника может быть как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Основанием использования их труда являются заключенные трудовые договоры.

Кроме того, законодательством предусмотрена форма гражданско-правовых отношений между иностранным работником и заказчиком работ (услуг) - физическим или юридическим лицом, также имеющим разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В данном случае основанием использования труда иностранных граждан являются гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг).

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) <4> имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

<4> Далее для упрощения будем называть их работодателями.

Таким образом, основанием для возникновения правоотношений является либо трудовой, либо гражданско-правовой договор, но при наличии разрешений с обеих сторон:

Но у этого правила есть исключения. Например, трудящимся-мигрантам из Республики Беларусь и Республики Казахстан не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности <5>.

<5> Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19.11.2010).

Существуют и другие категории трудовых мигрантов, на которых работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 - 9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

К ним относятся иностранцы, которые:

Рассмотрим подробнее порядок осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан.

"Безвизовые" иностранные работники

Для начала изучим правила трудовой деятельности иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. Отметим, что безвизовый въезд в нашу страну установлен для всех граждан, прибывающих из стран СНГ (Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы, Узбекистана, Украины) и стран, с которыми заключены соглашения о безвизовых поездках; стран ближнего зарубежья (Абхазии, Южной Осетии). Также безвизовый порядок въезда распространяется на лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР, постоянно проживающих в Латвийской и Эстонской республиках.

Как мы отмечали ранее, трудовая деятельность иностранцев, имеющих статус временно пребывающих на территории РФ, осуществляется при достижении ими 18 лет и только при наличии разрешения на работу. Разрешение выдается:

Трудовые мигранты могут подать документы на получение разрешения на работу в орган миграционной службы самостоятельно, через работодателя или через своего уполномоченного представителя.

Разрешение на работу иностранец может получить только лично при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

Напомним: работодатели имеют право привлекать к работе "безвизовых" иностранцев, имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Что требуется для оформления разрешения на работу? В территориальное подразделение миграционной службы нужно принести следующие документы (ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

<6> С 1 января 2015 г. размер госпошлины за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства увеличится до 3500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
<7> Медицинская справка, подтверждающая, что иностранец не имеет инфекционных заболеваний по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188.

Кроме того, п. 8.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ регламентирует, что если иностранные граждане планируют осуществлять трудовую деятельность у работодателя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, бытового обслуживания, то они также должны подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового. До 1 января 2015 г. сделать это можно при помощи следующих документов, которые необходимо представить в момент оформления разрешения на работу (п. 8.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

К сведению. Обратите внимание: с 01.01.2015 подтверждать владение русским языком, а также знание истории России и основ законодательства РФ должны будут все "безвизовые" иностранцы (п. 1 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ). Не подпадут под новые правила лишь зарубежные гости, совмещающие работу с обучением в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации либо образовательной организации высшего образования по программам, имеющим госаккредитацию; работающие журналистами в организациях, деятельность которых связана с производством, выпуском и распространением СМИ на иностранных языках; являющиеся высококвалифицированными специалистами и осуществляющие трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

При выдаче разрешения на работу мигранта в ФМС России сфотографируют и снимут у него отпечатки пальцев (Приказ ФМС России от 06.11.2012 N 357, п. 4.6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Теперь - пара слов про сроки в разрешении. Мигранту, прибывшему в нашу страну в безвизовом порядке с целью трудоустройства, разрешение может быть выдано на срок (ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

Как видите, заключение трудового договора на срок, превышающий 90 суток, является основанием, как было сказано, для продления срока временного пребывания иностранного гражданина.

Разрешение должно быть готово не позднее десяти рабочих дней с момента подачи пакета документов (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

К сведению. Временно пребывающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

"Визовые" иностранцы

Если работодатель хочет привлечь к работе иностранных граждан, которые приезжают в РФ по визе, то он должен (пп. 1 - 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ):

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год (п. 4 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель должен обратиться в ФМС России с заявлением по форме, приведенной в Приложении N 1 к Административному регламенту от 11.01.2008 N 1/4/1/2 (форма заявления утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 369 "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников") <8> (см. образец заявления в примере 1).

<8> Приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (далее - Административный регламент).

Пример 1. Заявление о выдаче работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Приложение N 1

к Административному регламенту

(в ред. Приказа ФМС России N 89,

Минздравсоцразвития России N 202,

Минтранса России N 62,

Росрыболовства N 323

от 21.04.2009)

         ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ                  Начальнику УФМС России
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РАССВЕТ" по Московской области
ИНН 7726626680, ОГРН 1137746805350, полковнику внутренней службы
140000, Московская область, г. Люберцы, О.А. Молодиевскому
ул. Котельническая, д. 3. ----------------------------
Телефон/факс: 8 (499) 415-57-89
от 13.10.2014 исх. N 328
Заявление
о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг)
разрешения на привлечение и использование
иностранных работников
Общество с ограниченной ответственностью
"Рассвет"
Организация --------------------------------------------- просит выдать
(название организации)
разрешение на привлечение и использование иностранных работников:

N п/п

Должность, в которой будет работать гражданин

Страна

Число привлекаемых иностранных граждан

Повар

Китай

2

Итого

2

                                   17.11.2014             16.11.2015
Разрешение запрашивается на срок с ------------------- по ----------------.
Основание необходимости привлечения иностранных работников:
Отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов.
---------------------------------------------------------------------------
55.30 "Деятельность ресторанов и кафе"
Организация занимается ---------------------------------------------------.
(указать вид хозяйственной деятельности)
11 2
В организации работает ---- российских граждан и ----- иностранных граждан.
140000, Московская область,
Юридический и фактический адрес организации:-------------------------------
г. Люберцы, улица Котельническая, дом 3.
----------------------------------------
Приложение:
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
1.---------------------------------------------------------------------
Свидетельство о постановке на налоговый учет (нотариально заверенная
копия).
2.---------------------------------------------------------------------
Проект трудового договора.
3.---------------------------------------------------------------------
Документ об оплате государственной пошлины (оригинал).
4.---------------------------------------------------------------------
Руководитель организации ----------¬
Сидоров О.П. ¦ Печать ¦ Сидоров
----------------------------- ¦ ООО ¦ -------------
(фамилия, инициалы) ¦"Рассвет"¦ (подпись)
L----------
печать организации

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателям следует представить в ФМС России определенный список документов (п. п. 43.1 - 43.4 Административного регламента; см. таблицу 1).

Таблица 1. Документы для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Наименование документа

Вид

1

Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Оригинал

2

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ <9>

Копия

3

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Копия

4

Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 6000 руб. за каждого иностранного работника <10>

Оригинал

5

Проект трудового договора (с указанием должности, оклада, социальных гарантий)

Оригинал

<9> Если работодатель является индивидуальным предпринимателем, то ему нужно представить копии свидетельства о внесении записи в ЕГРИП и документа, удостоверяющего личность и место регистрации. Если работодатель - иностранная компания, то следует представить свидетельства о регистрации, открытии филиала и его аккредитации, а также разрешение на открытие представительства и свидетельство о его аккредитации.
<10> С 1 января 2015 г. размер госпошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников увеличится до 10 000 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").


Мнение. Станислав Раузский, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании "Советникъ"

Добавим, что бланк заявления следует заполнить на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом нельзя использовать сокращенные слова и аббревиатуры. А сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими.

Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены. Причем, как указано на официальном сайте ФМС России <11>, можно не представлять копии свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

<11> http://www.fms.gov.ru/government_services/withoutvisa/visa.php.

Иные документы должны представить работодатели в ФМС России для получения разрешений на работу иностранным гражданам (п. 45 Административного регламента; см. таблицу 2).

Таблица 2. Документы для разрешения на работу

Наименование документа

Вид

1

Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370 (см. образец документа в примере 2)

Оригинал



2

Цветная фотография иностранного гражданина размером 30x40 мм

Оригинал

3

Документ, удостоверяющий личность иностранного работника

Копия

4



Документ о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании

Копия

5

Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ (лепры (болезни Гансена), туберкулеза, сифилиса, хламидийной лимфогранулемы, шанкроида), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Оригиналы

6



Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника в размере 2000 руб. <12>

Оригинал

7

Специальное разрешение на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта

Копия

<12> С 1 января 2015 г. размер госпошлины за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства увеличится до 3500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Пример 2. Заявление о выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

Приложение N 1



к Приказу ФМС России

от 25.12.2006 N 370

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Начальнику подразделения центрального аппарата УФМС России по Московской области ¦
¦ ФМС России или ее территориального органа --------------------------------- ¦
¦ наименование подразделения ¦
¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ЗАЯВЛЕНИЕ N ¦0¦¦0¦¦0¦¦0¦¦0¦¦1¦ ¦
¦ L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ ИЛИ ЛИЦУ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ, ¦
¦ ПРИБЫВАЮЩЕМУ В РОССИЮ В ПОРЯДКЕ, ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ ¦
¦ ¦
¦ ---------------------¬ Прошу выдать разрешение на работу Ф.И.О. ¦
¦ ¦ ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Л¦¦Я¦¦О¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦ ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ц¦¦И¦¦Н¦¦Ь¦¦ ¦¦Т¦¦Е¦¦Н¦¦Ь¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦ ЦВЕТНОЕ ¦ Гражданство (или государство --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ¦ ФОТО ¦ постоянного (преимущественного) ¦К¦¦И¦¦Т¦¦А¦¦Й¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ (30 x 40 мм) ¦ проживания) L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦ ¦ Адрес постоянного места жительства ¦
¦ ¦ ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦К¦¦И¦¦Т¦¦А¦¦Й¦¦,¦¦ ¦¦П¦¦Р¦¦О¦¦В¦¦И¦¦Н¦¦Ц¦¦И¦¦Я¦¦ ¦¦Ю¦¦Н¦¦Ь¦¦Н¦¦А¦¦Н¦¦Ь¦¦,¦¦ ¦¦Г¦¦О¦¦Р¦¦О¦¦Д¦¦ ¦¦Л¦¦И¦¦Ц¦¦З¦¦Я¦¦Н¦ ¦
¦ ¦ ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦ ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦,¦¦ ¦¦У¦¦Л¦¦И¦¦Ц¦¦А¦¦ ¦¦Ю¦¦Й¦¦Л¦¦У¦¦Н¦¦ ¦¦С¦¦Ю¦¦Е¦¦Ш¦¦А¦¦Н¦¦Ь¦¦,¦¦ ¦¦Д¦¦О¦¦М¦¦ ¦¦8¦¦/¦¦5¦¦7¦¦1¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦ ¦ Документ, удостоверяющий личность ¦
¦ L--------------------- --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ Наименование ¦П¦¦А¦¦С¦¦П¦¦О¦¦Р¦¦Т¦¦ ¦¦Г¦¦Р¦¦А¦¦Ж¦¦Д¦¦А¦¦Н¦¦И¦¦Н¦¦А¦¦ ¦¦К¦¦И¦¦Т¦¦А¦¦Я¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ серия ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ N ¦G¦¦1¦¦2¦¦3¦¦4¦¦5¦¦6¦¦7¦¦8¦¦9¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ дата выдачи ¦0¦¦2¦¦0¦¦9¦¦2¦¦0¦¦0¦¦9¦ ¦
¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬ --¬ ¦
¦ Дата рождения ¦2¦¦7¦¦0¦¦2¦¦1¦¦9¦¦8¦¦4¦ Пол: ¦X¦М ¦ ¦Ж ¦
¦ L--L--L--L--L--L--L--L-- L-- L-- ¦
¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ Основание ¦8¦¦9¦¦8¦¦9¦¦8¦¦9¦¦8¦¦9¦¦8¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦2¦¦3¦¦1¦¦0¦¦2¦¦0¦¦1¦¦4¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ Дата заполнения Номер разрешения работодателю Дата выдачи разрешения регистрационный номер ПБОЮЛ ¦
¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦¦2¦¦7¦¦1¦¦0¦¦2¦¦0¦¦1¦¦4¦ Разрешение на работу запрашивается на период с ¦1¦¦7¦¦1¦¦1¦¦2¦¦0¦¦1¦¦4¦ по ¦1¦¦6¦¦1¦¦1¦¦2¦¦0¦¦1¦¦5¦ ¦
¦L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬¦
¦ ----------- ¦на (у) ¦¦
¦ / ¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦¦О¦¦О¦¦О¦¦ ¦¦"¦¦Р¦¦А¦¦С¦¦С¦¦В¦¦Е¦¦Т¦¦"¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ Печать ¦ ¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦ ООО ¦ ¦ Наименование организации ¦¦
¦ ¦ "Рассвет" ¦ ¦ адрес ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ / ¦¦1¦¦4¦¦0¦¦0¦¦0¦¦0¦¦ ¦¦М¦¦О¦¦С¦¦К¦¦О¦¦В¦¦С¦¦К¦¦А¦¦Я¦¦ ¦¦О¦¦Б¦¦Л¦¦А¦¦С¦¦Т¦¦Ь¦¦,¦¦ ¦¦Г¦¦О¦¦Р¦¦О¦¦Д¦¦ ¦¦Л¦¦Ю¦¦Б¦¦Е¦¦Р¦ ¦¦
¦ ----------- ¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ ¦¦Ц¦¦Ы¦¦,¦¦ ¦¦У¦¦Л¦¦И¦¦Ц¦¦А¦¦ ¦¦К¦¦О¦¦Т¦¦Е¦¦Л¦¦Ь¦¦Н¦¦И¦¦Ч¦¦Е¦¦С¦¦К¦¦А¦¦Я¦¦,¦¦ ¦¦Д¦¦О¦¦М¦¦ ¦¦3¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦номер --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ ¦регистрации ¦1¦¦1¦¦3¦¦7¦¦7¦¦4¦¦6¦¦8¦¦0¦¦5¦¦3¦¦5¦¦0¦¦ ¦¦ ¦ дата регистрации ¦1¦¦5¦¦0¦¦5¦¦2¦¦0¦¦0¦¦3¦ ¦¦
¦ ¦Ф.И.О. L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦¦
¦ ¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦ ¦----------------------------------¬ ¦¦
¦ ¦¦Документ, удостоверяющий личность¦ ¦¦
¦------------------------¬¦L---------------------------------- ¦¦
¦¦ ¦¦--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦¦
¦¦ Сидоров ¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦д¦¦д¦¦м¦¦м¦¦г¦¦г¦¦г¦¦г¦ ¦¦
¦¦ ¦¦L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦¦
¦+-----------------------+¦ серия номер дата выдачи ¦¦
¦¦ Подпись работодателя ¦¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬¦¦
¦¦ или заказчика работ ¦¦кем выдан ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦¦
¦¦ (услуг) ¦¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--¦¦
¦L------------------------L--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦
¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦ Место расположения ¦Г¦¦О¦¦Р¦¦О¦¦Д¦¦ ¦¦Л¦¦Ю¦¦Б¦¦Е¦¦Р¦¦Ц¦¦Ы¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ работы (территория) L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦------------------------¬ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦¦ ¦ Вид деятельности ¦П¦¦О¦¦В¦¦А¦¦Р¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦¦ ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦+-----------------------+ Особые условия ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦¦ Подпись лица, ¦ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦¦ принявшего решение о ¦ --¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬--¬ ¦
¦¦ выдаче разрешения ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦
¦L------------------------ L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L--L-- ¦
¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мнение. Станислав Раузский, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании "Советникъ"

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых следует представить для получения иностранным гражданином разрешения на работу (например, документ об образовании или паспорт мигранта), должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом.

Если документы составлены на иностранном языке, к ним необходимо приложить нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, они также должны быть нотариально заверены.

Кроме того, ФМС России отмечает, что работодатель при подаче заявления может (но не обязан) представить следующие документы:

  1. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя, судовладельца);
  3. свидетельство о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальном предпринимателе - в ЕГРИП и об открытии филиала иностранного юридического лица и его аккредитации, разрешение об открытии представительства иностранного юридического лица и свидетельство о его аккредитации);
  4. специальное разрешение на въезд иностранного гражданина на территорию, посещение организации или объекта в случае, если для въезда данное разрешение требуется в соответствии с федеральными законами;
  5. лицензию на перевозки морским транспортом грузов, лицензию на перевозки морским транспортом пассажиров, лицензии на деятельность при осуществлении буксировок морским транспортом;
  6. документ, выданный соответствующим органом внутренних дел, подтверждающий обращение работодателя, заказчика работ (услуг) с заявлением об утрате или хищении разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу.

Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников составляет не более 30 дней со дня приема документов (п. 58 Административного регламента).

Миграционная служба имеет право приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если работодатель (п. 137.1 Административного регламента):

К сведению. Обратите внимание: согласно п. 137.1 Административного регламента работодатель обязан уведомить ФМС России в течение трех дней, однако в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) этот срок составляет семь дней. Поскольку Закон обладает более высоким юридическим статусом, его нормы приоритетны. Это значит, что уведомить можно в течение семи дней.

К сведению. С 1 января 2015 г. иностранный гражданин, прибывший в нашу страну на основании визы и получающий разрешение на работу, обязан будет представить в ФМС России, как и "безвизовый" иностранец, документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (п. 7 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ). Сделать это необходимо в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения на работу. Если в указанный срок требуемый документ представлен не будет, то разрешение на работу аннулируют.

Мигранты, которым вид на жительство или разрешение на работу были выданы до 01.01.2015, будут представлять документ, подтверждающий владение русским языком и знание истории России и основ законодательства РФ, при подаче заявления о продлении срока действия ранее выданного вида на жительство или разрешения на работу.

Временно проживающие в РФ иностранцы

Напомним, что временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание. В отношении таких сотрудников оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя и разрешение на работу для самого иностранного работника не нужно (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Вместе с тем одно ограничение есть: временно проживающий в РФ иностранный гражданин не может осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 2 п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Мнение. Станислав Раузский, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании "Советникъ"

Некоторые профессии и должности снимают это ограничение. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н определяет случаи, когда иностранный гражданин, временно пребывающий или проживающий в РФ, может осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого имеет разрешение на работу или разрешение на временное проживание. В частности, это профессия рабочего (водитель автомобиля, крановщик, моторист, фотограф и др.), должность служащего (артист, главный тренер, инженер, консультант по экономическим вопросам и др.) и должности служащего, относящиеся к руководящим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы

Общий порядок привлечения к работе иностранцев не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, оформление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя и разрешения на работу для иностранного работника не требуется.

Граждане республик Беларусь и Казахстан

В отношении граждан Беларуси действуют такие же правила, как и для граждан РФ, поэтому их принимают на работу как российских граждан, на основании Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан". Кроме того, Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19.11.2010) предусматривается, что гражданам из договаривающихся стран, а именно из республик Беларусь и Казахстан, не требуется разрешение на работу в РФ. Граждане этих стран могут на законном основании проживать на территории РФ и осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.

Поэтому при приеме на работу трудящемуся-мигранту достаточно представить документы, которые предусмотрены ст. 65 ТК РФ, а также один из документов, подтверждающих законность нахождения в РФ:

Мнение. Станислав Раузский, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании "Советникъ"

Не лишним будет сказать о порядках, действующих в отношении иностранцев - граждан Украины, массово перебравшихся в нашу страну за последние полгода. Правительство России упростило процедуру трудоустройства украинских граждан. Если ранее их привлечение ограничивалось установленными квотами, то теперь это требование отменено. Согласно утвержденным поправкам, внесенным в Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 N 977 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год", квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам не применяются в отношении граждан Украины (Постановление Правительства России от 02.09.2014 N 886). Как пояснили в Кабинете Министров, норма на 2014 г. была определена без учета массово прибывших в Россию в экстренном порядке граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины.

Кстати, чуть ранее Минобрнауки России выпустило Письмо от 08.08.2014 N НТ-865/08 "О трудоустройстве граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в целях временного убежища". Ведомство разъяснило, что иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими соответствующих статусов), имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

В Письме затронут и момент подтверждения документов об образовании, выданных на территории Украины. В частности, перечислены международные договоры, содержащие перечень документов об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.

Так, в настоящее время между РФ и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

  1. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);
  2. Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);
  3. Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 (Киев, 28.01.2003).

Если же документ об образовании не подпадает под действие ни одного из перечисленных договоров, то требуется процедура признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391 (ч. 4 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании").

В следующем номере читайте о том, какие органы и в какие сроки необходимо уведомить о трудовых отношениях с иностранцами, что нужно для продления срока действия разрешения на работу и пр.

И.Гнатюк

Директор

Центра кадрового консалтинга

и эффективных решений

"Движение к успеху"

г. Новосибирск