Мудрый Экономист

Корпоративы: спорные моменты и подводные камни

"Практический бухгалтерский учет", 2014, N 10

Примечание. Приближаются праздники, и работодателям, которые по-прежнему устраивают для своих сотрудников приятный и полезный досуг, самое время освежить в памяти правила учета расходов на проведение корпоративов.

Как правило, конфликты с налоговым инспектором возникают в связи с тем, что:

Наконец, в НК РФ указано (п. 29 ст. 270), что в состав налогооблагаемых не включаются расходы на оплату работникам:

а также аналогичные затраты. Например, расходы на предоставление работникам бесплатного питания не учитываются при расчете налоговой базы (за исключением случаев, предусмотренных коллективным или трудовым договором, п. 25 ст. 270 НК РФ).

И тем не менее, как показывает судебная практика, налогоплательщики всеми способами пытаются уменьшить прибыль затратами на корпоратив.

Корпоратив как рекламная акция

Например, оформляют корпоративные мероприятия как рекламную акцию, рассчитывая на то, что получится списать 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Так, корпоратив оформляется как рекламная акция для неограниченного круга лиц для презентации новой продукции (работ, услуг).

В принципе это возможно, особенно при грамотном документальном оформлении как минимум:

Однако внимание: если в том же приказе будет хотя бы намек на то, что круг предполагаемых участников известен и ограничен, то ни один суд не согласится с тем, что такого рода акция является рекламной, поскольку не соблюдены требования п. 4 ст. 264 НК РФ и нет соответствия понятию рекламы (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

А если как представительские расходы?

Еще один "рецепт" - списание в качестве представительских расходов (4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Как известно, к представительским относятся расходы компании на официальный прием, обслуживание (завтрак, обед, ужин и иные аналогичные мероприятия) следующих лиц (п. 2 ст. 264 НК РФ):

К представительским относятся расходы на транспортное обеспечение, на буфетное обслуживание во время переговоров, на оплату услуг переводчиков во время проведения представительских мероприятий.

Однако расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний не могут рассматриваться как представительские. Ведь речь идет об обслуживании собственных сотрудников, а НК РФ говорит об обслуживании представителей других организаций (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Впрочем, в корпоративах часто принимают участие деловые партнеры. На корпоративах часто достигаются определенные договоренности, подписываются договоры, пролонгируются сделки, производится презентация новой продукции (работ, услуг). Возможно включить в расчет базы по налогу на прибыль понесенные на корпоратив расходы в качестве представительских, если удастся доказать, что данное мероприятие проводится именно в представительских целях, и представить соответствующие документы:

А если как командировку?

Если корпоратив проводится в другом городе (регионе, стране), то есть идея оформить командировки на своих работников.

Очевидно, что придется доказать производственный характер таких расходов (ст. 166 ТК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Возьмем, к примеру, направление сотрудников в "служебные командировки" для участия в межкорпоративных "веселых стартах". С точки зрения кадровика, данные мероприятия необходимы для укрепления корпоративного духа, улучшения психологического климата, налаживания внутрикорпоративных связей и т.д. Однако удастся ли доказать причинно-следственную связь между проводимыми мероприятиями и увеличением объема выручки?

Наверное, при должной степени креативности это возможно.

Так, налогоплательщик ссылался на то, что основные задачи корпоративного мероприятия состояли в том, чтобы:

в конечном счете - заставить сотрудников работать эффективнее.

Однако эти аргументы не сработали. Суд разрешил дело не в его пользу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2008 N А56-3342/2008).

Примечание. Значение корпоративов для формирования здорового климата в коллективе переоценить невозможно. Но, увы, налоговики зачастую считают иначе.

Впрочем, может, и удастся доказать правомерность включения в базу по налогу на прибыль расходов на проведение корпоративных мероприятий, но только в суде и с учетом конкретных обстоятельств.

Налоговые аспекты

Поскольку расходы следует идентифицировать, исходя из содержания документов (ст. 252 НК РФ), и из документов следует, что это затраты на корпоратив, то учитывать их в расходах при налогообложении не следует (п. п. 25, 29 ст. 270 НК РФ). Если расходы можно квалифицировать как представительские или рекламные, то учет их в прочих расходах возможен в соответствии с п. п. 2 и 4 ст. 264 НК РФ.

Этот вариант представляется наиболее безопасным.

В случае если расходы на корпоратив производятся за счет чистой прибыли, НДС не подлежит вычету. В случае если не ведется персонифицированный учет расходов в рамках проведения корпоративного мероприятия, у организации не возникает необходимости исчислять НДС с безвозмездной передачи.

Как известно, к доходу работника в натуральной форме, который облагается НДФЛ, относятся (п. 1 ст. 210, ст. 209, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ):

Однако полученная экономическая выгода включается в состав налогооблагаемых доходов лишь тогда, когда ее возможно оценить и персонифицировать (например, организация "шведского стола" или поездка в дом отдыха не только сотрудников, но и членов их семей), в противном случае дохода не возникает (ст. 41 НК РФ).

Часто корпоративы сопровождаются конкурсами и лотереями. В этом случае организация как налоговый агент должна удержать НДФЛ со стоимости призов и подарков, превышающей 4000 руб., по ставке 13% (п. п. 1, 3 ст. 224, п. п. 1, 2 ст. 226, п. 28 ст. 217 НК РФ).

Что до страховых взносов, то расходы на корпоратив - это не выплаты или иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и не могут быть объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и на травматизм (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Расходы на организацию отдыха, развлечений и мероприятий культурно-просветительского характера для работников относятся к прочим (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), принимаются к учету без ограничения и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

А.Глазова

Эксперт

"Норд-Дм"