Мудрый Экономист

Создание концепции освоения требований международных стандартов исо серии 9000, учитывающей особенности системы таможенных органов

"Вестник Российской таможенной академии", 2014, N 3

В статье на основании анализа материалов по вопросам повышения качества работы таможенных органов рассматриваются проблемы обеспечения требований качества таможенного контроля на этапе их возникновения и в процессе решения.

В действующих рекомендациях по выбору путей освоения требований международных стандартов (МС) ИСО серии 9000 в различных областях человеческой деятельности отсутствуют предложения, связанные с созданием для таможенных органов методов обеспечения заинтересованности персонала в повышении качества таможенных процессов и результатов [1; 2].

По этой причине вопросы необходимости разработки соответствующих методов поднимались почти в каждом выступлении ученых на целевом семинаре "Об особенностях освоения требований стандартов ИСО серии 9000 в таможенных органах", состоявшемся 20 ноября 2013 г., в рамках которого была сформирована идея концепции освоения требований МС ИСО серии 9000, учитывающей особенности таможенного дела.

На этом семинаре было акцентировано внимание на то, что при выборе и разработке мер по повышению качества работы таможенных органов концепция освоения требований МС ИСО должна формироваться на основе следующих принципиальных положений:

Адаптация принципиальных положений к фактическим вариантам применения таможенного контроля составляет основу формирования результативного метода выбора мер по увеличению качества работы таможенных органов.

При такой постановке вопроса повышения качества работы таможенных органов ключевыми элементами концепции предлагается считать механизм реагирования на несоответствия, реализующий процессы улучшения качества таможенных процедур, и создание института ведомственной аттестации систем управления таможенными органами на соответствие их требованиям МС ИСО серии 9000.

В рамках адаптации положений концепции к особенностям функционирования таможенных органов представляется целесообразным учесть следующие условия:

,

где - количество нарушений i-го типа;

- весовое значение одного нарушения i-го типа;

n - количество типов нарушений;

i = 1... n - идентификаторы, обозначающие типы нарушений.

В целях более строгого упорядочения мероприятий, направленных на повышение качества работы таможенных органов, начиная с этапа выявления и формирования проблемных направлений, представляется целесообразным использовать четырехуровневое группирование проблем развития таможенной службы и несоответствий, выявленных в процессе мониторинга состояния качества труда.

Ключевой (базовый) фрагмент общей модели такого группирования проблем связан с реализацией направлений совершенствования таможенного контроля, учитывающих влияние возникающих условий и соответствующих им факторов.

В современных условиях важнейшими факторами, оказывающими значительное влияние на формирование и выполнение актуальных требований к совершенствованию таможенного контроля в РФ, являются интеграционные процессы, возникающие при взаимодействии различных государств в области экономики и международной торговли.

На рис. 1 представлены типовые направления адаптации таможенного контроля к условиям и факторам, присущим интеграционным объединениям.

Типовые направления адаптации таможенного контроля к условиям и факторам, присущим интеграционным объединениям

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Направления совершенствования таможенного контроля ¦
¦---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬¦
¦¦ "Таможенные логистические терминалы" и "Сухие порты" ¦¦
¦L----T------------T-----------T------------T------------T-----------T-------------T---------------T-------------T-----¦
¦ /¦ /¦ /¦ /¦ /¦ /¦ /¦ /¦ /¦ ¦
¦-----+---¬--------+------¬----+---¬--------+------¬-----+----¬------+----¬--------+-------¬-------+------¬------+----¬¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦Таможенны馦 ¦¦ ¦¦ СУР, ¦¦
¦¦ Системদ Использующие ¦¦Принци簾 ¦¦ ¦¦ контроль ¦¦ ¦¦ ¦¦таможенны馦
¦¦"единог технику ¦¦"одног Электронное ¦¦Удаленны馦 после ¦¦Предварительно妦Применительн контроль ¦¦
¦¦ окна" ¦¦неинтрузивног окна" ¦¦декларировани妦 выпуск ¦¦ выпуска ¦¦ информировани妦к статусу УЭО¦¦ после ¦¦
¦¦ ¦¦ контроля ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ товаров ¦¦ ¦¦ ¦¦ выпуска ¦¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ товаров ¦¦
¦L---------L---------------L--------L---------------L----------L-----------L----------------L--------------L-----------¦
L----------------------------------------------------------T------------------------------------------------------------
¦/
-----------------------------------------------------------+-----------------------------------------------------------¬
¦ Условия инновационного развития ¦
¦--------------------------------------------------¬ --------------------------------------------------------------¬¦
¦¦ Освоение международных транспортных коридоров ¦ ¦ Использование "дорожных карт" для совершенствования ¦¦
¦¦ ¦ ¦ таможенного контроля ¦¦
¦L-------------------------------------------------- L--------------------------------------------------------------¦
L--------------------------------------------------------T---T----------------------------------------------------------
¦/ /¦
---------------------------------------------------------+---+---------------------------------------------------------¬
¦ Совершенствование (модернизация) нормативной правовой базы таможенного контроля для условий ¦
¦ интеграционного объединения ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 1

Процесс модернизации таможенного контроля, в свою очередь, связан с большим количеством мер, и прежде всего с необходимостью решения различного уровня проблем, возникающих на пути достижения соответствующих целей.

Разнообразие и масштабы проблем зависят от характера взаимоотношений, складывающихся между таможенными органами различных государств, а также от вида и форм интеграции, их целевой направленности.

Поэтому модернизация таможенного контроля в таможенных органах стран - участниц Таможенного союза связана с реализацией многочисленных требований, которые должны быть своевременно сформулированы и обеспечены рабочей документацией в рамках соответствующих интеграционных объединений. Как следствие, возникает объективная потребность в выявлении и систематизации проблем модернизации таможенного контроля в РФ и других странах Таможенного союза, а также в определении последовательности решения этих проблем с учетом современных условий.

На основании ретроспективного анализа выявленных проблем, влияющих на модернизацию и совершенствование таможенного контроля в таможенных органах стран - участниц Таможенного союза [3; 4], представляется целесообразным осуществить проектную разработку системного представления проблем, отражающую их классификацию относительно направлений различного уровня:

  1. первый уровень связан с политикой, проводимой государством в области таможенного дела;
  2. второй уровень связан с необходимостью модернизации системы таможенных органов с целью адаптации к требованиям современной государственной политики;
  3. третий уровень связан с применением современных таможенных технологий при модернизации таможенных органов;
  4. четвертый уровень содержит задачи, сформулированные для решения проблем модернизации и развития таможенного дела.

Первый уровень проблемных направлений - пять направлений, ориентированных на решение проблем взаимодействия:

Классификация проблемных направлений и проблем первого уровня, влияющих на модернизацию и развитие таможенной службы

------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Проблемные направления первого уровня, связанные с политикой, ¦
¦ проводимой государством в области таможенного дела ¦
¦------------¬ ---------------¬ ------------¬ ----------------¬ -------------¬¦
¦¦ Вступление¦ ¦ Построение ¦ ¦ Создание и¦ ¦ Перенос ¦ ¦ Выполнение ¦¦
¦¦ РФ во +>¦ Единого +>¦ развитие +>¦ таможенных +>¦ требований ¦¦
¦¦ Всемирную ¦ ¦экономического¦ ¦Таможенного¦ ¦органов ближе к¦ ¦ для ¦¦
¦¦ торговую ¦ ¦ пространства ¦ ¦ союза ¦ ¦Государственной¦ ¦государств -¦¦
¦¦организацию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ границе РФ ¦ ¦ членов ¦¦
¦¦ ¦<+ ¦<+ ¦<+ ¦<+ Всемирной ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ таможенной ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организаци覦
¦L-----T------ L-------T------- L------------ L---------------- L-------------¦
¦------+---------------+-----------------------------------------------------¬¦
¦¦ Формирование проблем, их группирование по уровню актуальности ¦¦
¦¦ и целевой направленности ¦¦
¦L-----T---------------T------------------------------------------------------¦
¦ ¦/ ¦/ ¦
¦------+------¬ -------+-----¬ -------------¬¦
¦¦Проблемы 1.1¦ ¦Проблемы 1.2+ - - - - - - - - - - - - - - - - -+Проблемы 1.A¦¦
¦L------------- L------------- L-------------¦
L------------------------------------------------------------------------------

Рис. 2

Второй уровень проблемных направлений образуют семь направлений, основные из которых ориентированы на:

Остальные три направления являются производными и ориентированы на:

Классификация проблемных направлений и проблем второго уровня, влияющих на модернизацию и развитие таможенной службы

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Проблемные направления второго уровня, связанные с необходимостью ¦
¦ модернизации системы ТО с целью адаптации к требованиям современной ¦
¦ государственной политики ¦
¦----------------¬------------------¬------------------¬-----------------¬¦
¦¦ Модернизация ¦¦ Корректировка ¦¦Совершенствовани妦 Создание ¦¦
¦¦ системы ¦¦ законов ¦¦ организационно- ¦¦ и обустройство ¦¦
¦¦ таможенного ¦¦ и требований ¦¦ функциональной ¦¦ логистических ¦¦
¦¦ контроля с ¦¦ нормативно- ¦¦структуры системы¦¦ звеньев на ¦¦
¦¦целью адаптаци覦правового порядкদ ТО ФТС России ¦¦ территории ЕЭП,¦¦
¦¦ к современным ++ применительно ++ ++ являющихся ¦¦
¦¦ условиям ¦¦ к современным ¦¦ ¦¦ частью ¦¦
¦¦ ¦¦ требованиям ¦¦ ¦¦ стратегических ¦¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ транспортных ¦¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ коридоров ¦¦
¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦мировой торговл覦
¦L-------T--------L---------------T--L-------T-------T--L-----------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ L----------¬ ¦
¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦--------+---------------------¬--+----------+-------¬----------+--------¬¦
¦¦Адаптация Рамочных стандарто⦦ Создание ¦¦ Развитие ¦¦
¦¦ВТО к особенностям таможенно馦 дополнительных ¦¦ таможенной ¦¦
¦¦ деятельности в странах - ¦¦ структурных ¦¦ инфраструктуры ¦¦
¦¦ членах Таможенного союза ¦¦ образований ¦¦ и ее адаптация ¦¦
¦¦ и ЕЭП ¦¦в системе таможенных¦¦ к требованиям ¦¦
¦¦ ¦¦ органов ¦¦ модернизации ¦¦
¦L-------T----------------------L-T-------------------L---------T---------¦
¦--------+------------------------+-----------------------------+--------¬¦
¦¦ Формирование проблем, их группирование по уровню актуальности ¦¦
¦¦ и целевой направленности ¦¦
¦¦----------------¬----------------¬ ----------------¬¦¦
¦¦¦ Проблемы 2.1 ¦¦ Проблемы 2.2 + - - - - - - - - - -+ Проблемы 2.B ¦¦¦
¦¦L----------------L---------------- L----------------¦¦
¦L------------------------------------------------------------------------¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 3

Третий уровень проблемных направлений состоит из следующих направлений, ориентированных на технологии:

Классификация проблемных направлений и проблем третьего уровня, влияющих на модернизацию и развитие таможенной службы

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Проблемные направления третьего уровня, связанные с применением ¦
¦ современных таможенных технологий при модернизации таможенных органов ¦
¦-------------------------¬---------------------¬------------------------¬¦
¦¦Технологии, использующи妦 Технологии, ¦¦ Технологии, ¦¦
¦¦ дополнительные ¦¦ используемые при ¦¦ используемые при ¦¦
¦¦ структурные образования¦¦модернизации системы¦¦модернизации таможенно馦
¦¦ ¦¦таможенного контроля¦¦ инфраструктуры ¦¦
¦L------------T------------L----------T----------L------------T-----------¦
¦-------------+-----------------------+-----------------------+----------¬¦
¦¦ Формирование проблем, их группирование по уровню актуальности ¦¦
¦¦ и целевой направленности ¦¦
¦L--------T-----------------T------------------------------------T--------¦
¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦---------+------¬ ---------+------¬ --------+-------¬¦
¦¦ Проблемы 3.1 ¦ ¦ Проблемы 3.2 +- - - - - - - - - - -+ Проблемы 3.C ¦¦
¦L---------------- L---------------- L----------------¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 4

В четвертый уровень проблемных направлений включены задачи, ориентированные на решение проблемных вопросов с помощью выполнения НИР и ОКР, а также разработки диссертаций (рис. 5) [5].

Классификация проблемных направлений и проблем четвертого уровня, влияющих на модернизацию и развитие таможенной службы

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Проблемные направления четвертого уровня, содержащие задачи решения ¦
¦ проблем модернизации и развития таможенного дела ¦
¦------------------------------------¬ ----------------------------------¬¦
¦¦Задачи, решаемые в рамках НИР и ОКР¦ ¦ Задачи, решаемые в рамках ¦¦
¦¦ ¦ ¦ диссертационных исследований ¦¦
¦L-----------------T------------------ L----------------T-----------------¦
¦ ¦/ ¦/ ¦
¦------------------+-----------------¬ -----------------+----------------¬¦
¦¦ Проблемные вопросы, решаемые при ¦ ¦ Проблемные вопросы, решаемые ¦¦
¦¦ выполнении НИР и ОКР ¦ ¦ в диссертациях ¦¦
¦L------------------------------------ L----------------------------------¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 5

Таким образом, предложенное четырехуровневое системное представление проблем в дальнейшем может быть использовано при сопоставлении проблем в целях определения их значимости при расстановке по иерархии и очередности решения.

При решении вопросов прогнозирования и предварительного определения качества проводимых таможенных операций и таможенного контроля в целом применение декомпозиции процессов относительно соответствующих проблем позволяет формировать элементы управления и мониторинга качества под различные степени приближения к фактическим условиям.

При анализе причинно-следственных связей, возникающих при проведении таможенного контроля, с целью выявления потенциальных мер, способствующих повышению качества работы таможенных подразделений, важнейшая роль должна быть отведена оценке взаимовлияния проблем, возникающих в рамках функционирования сформированного проекта системы контроля.

Применение концепции освоения требований стандартов ИСО серии 9000, базирующейся на освоении механизма реагирования на несоответствия уровня качества заданным требованиям, по нашему мнению, может стать одним из реальных направлений решения многих проблем развития ФТС России.

Использованные источники

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.
  2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р.
  3. Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
  4. Корняков К.А., Егоров Ю.Я., Кожанков Ю.А. Предварительное информирование и таможенный контроль: Монография. М: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.
  5. Отчет о НИР "Исследование перспектив использования новых технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в современных условиях", шифр "Терминал-2012", 2012.

Ю.Н.Егоров