Мудрый Экономист

Сравнительный анализ технологий таможенного контроля на основе математического моделирования

"Вестник Российской таможенной академии", 2014, N 3

В статье рассматривается процесс построения и исследования математической модели технологии таможенного контроля, представлены сравнительные оценки результатов аналитического и имитационного моделирования различных вариантов современных технологий таможенного контроля.

В Российской таможенной академии в течение последних нескольких лет интенсивно проводятся работы по исследованию и математическому моделированию современных технологий таможенного контроля [1]. Их актуальность определяется объективной необходимостью постоянного совершенствования технологий таможенного контроля и разработки адекватных методов анализа и оценки эффективности различных вариантов этих технологий, особенно в условиях широкого внедрения программно-компьютерных средств их реализации.

Концептуально таможенный контроль можно представить как технологический процесс, состоящий из последовательности таможенных операций. Это позволяет рассматривать технологию таможенного контроля как процесс функционирования сложной системы контроля, элементами которой являются таможенные операции. Такой подход предопределил выбор в качестве основного метода исследования различных вариантов технологий таможенного контроля метода математического моделирования.

При использовании методов моделирования для исследования сложных систем целесообразно руководствоваться методологией моделирования, в основу которой положена формализация сложных объектов, изложенная в работах [2; 3]. Моделирование таких объектов состоит из следующих основных этапов:

  1. составления содержательного описания объекта;
  2. разработки блочной структуры объекта;
  3. разработки формализованного описания - построения математической модели объекта;
  4. выбора способа реализации математической модели (аналитического, программного с применением компьютера);
  5. оценки адекватности модели и проведение вычислительного эксперимента;
  6. анализа и интерпретации результатов моделирования.

Содержательное описание моделируемого объекта (первый этап моделирования) представляется перечнем элементов (операций), их связями, характеристиками и параметрами. Конкретный набор операций, определяющий процессную составляющую технологии таможенного контроля, зависит от множества факторов, прежде всего, от вида транспортного средства, классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС, таможенной процедуры перемещения товарной партии, степени доверия таможни к участнику ВЭД, определяемой системой управления рисками (СУР). Учитывая большое количество возможных вариантов таможенных технологий, определяемых этими факторами, в статье рассматриваются современные технологии таможенного контроля при перемещении товарных партий через автомобильный пункт пропуска (АПП). При этом во внимание принимаются только две таможенные процедуры: 1) выпуск для внутреннего потребления и 2) таможенный транзит. Эти ограничения позволяют сузить круг создаваемых моделей технологии таможенного контроля из всего множества вариантов.

При моделировании рассматривались следующие варианты современных технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств:

  1. традиционная технология, реализуемая в автомобильном пункте пропуска (АПП);
  2. традиционная технология АПП, в которой часть операций выполняется на принципах "единого окна" (ЕО), - АПП + ЕО;
  3. традиционная технология АПП, учитывающая операции ЕО и предварительного информирования (ПИ), - АПП + ЕО + ПИ;
  4. традиционная технология, реализуемая в таможне назначения или на внутреннем таможенном посту (ВТП);
  5. традиционная технология в автомобильном пункте пропуска (АПП) с учетом операций ЕО, удаленного электронного декларирования (ЭД) и таможенно-логистического терминала (ТЛТ), - АПП + ЕО + ЭД + ТЛТ.

Перечень операций традиционной технологии таможенного контроля, реализуемой в автомобильном пункте пропуска, и среднее время выполнения каждой из них представлены в табл. 1.

Таблица 1

Перечень операций технологии таможенного контроля, реализуемой в АПП

N операции

Название операции

Среднее время выполнения, мин.

Въезд на территорию АПП, пограничный, радиационный (автоматический) контроль

Санитарно-карантинный контроль

Транспортный контроль (документальный, вес, габариты)

Передача и регистрация документов (коммерческих, товаросопроводительных, таможенных) от перевозчика таможенному органу

15

Контроль перечня документов от перевозчика таможенным органом.

Принятие решения о форме таможенного контроля

15

Контроль товара и транспортных средств с применением ИДК

10

Контроль товара и транспортных средств в боксе досмотра

60

Документальный таможенный контроль

20

Документальный ветеринарный контроль

15

10

Документальный карантинный фитосанитарный контроль

15

11

Ветеринарный контроль (фактический)

60

12

Карантинный фитосанитарный контроль (фактический)

40

13

Сбор и анализ информации по всем видам государственного контроля.

Принятие решения на оформление таможенной процедуры таможенного транзита

10

14

Оформление таможенной процедуры таможенного транзита до внутреннего таможенного органа

15

15

Оформление таможенной процедуры таможенного транзита до пограничного таможенного органа

15

Блок-схема этой технологии таможенного контроля (второй этап моделирования) с указанием всех операций (элементов), связей между ними и вероятности переходов представлена на рис. 1.

Блок-схема технологии таможенного контроля в АПП

     лямбда
----¬ 0 ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ 0,4 ----¬ 0,1 ----¬
¦ 0 +------->¦ 1 +---->¦ 2 +--->¦ 3 +--->¦ 4 +--->¦ 5 +---->¦ 6 +---->¦ 7 ¦
L---- L---- L---- L---- L---- L-T-- L-T-- L-T--
0,6 ¦ ¦ 0,9 ¦
¦ ¦/ ¦
----¬ ----¬ L------>--+-¬<-------
¦ 10¦<-----+ 9 ¦<--------+ 8 ¦
L-T-- L---- L----
-----------+----------¬ лямбда
0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,9 ¦ 0,9 ----¬ 14
¦/ ¦/ ¦/ ------->¦ 14+--------->
--+-¬ --+-¬ --+-¬ ¦ L----
¦ 11¦ ¦ 12+--T-->¦ 13+-+ лямбда
L-T-- L---- /¦ L---- ¦ ----¬ 15
L---------------- L------>¦ 15+--------->
0,1 L----

Рис. 1

В основе построения любой математической модели объекта лежит математическая формализация (третий этап моделирования). При построении математической модели технологии таможенного контроля необходима математическая формализация процесса, состоящего из конкретных операций таможенного контроля. Каждую операцию таможенного контроля представим как систему массового обслуживания (СМО). Тогда любая из исследуемых технологий представляется как сеть СМО [4]. Эта сеть относится к типу разомкнутых сетей. Здесь источником заявок (требований) является внешняя среда (на рис. 1 - элемент 0), из которой поступает входной поток объектов контроля (товарных партий). Стоками заявок являются элементы 14 и 15 - операции оформления таможенной процедуры таможенного транзита до внутреннего или пограничного таможенного органа. Процессы, протекающие в таких системах, как известно, носят случайный характер. Эта случайность обусловлена, с одной стороны, случайными моментами времени прибытия объектов контроля на АПП со средней интенсивностью , а с другой - случайной продолжительностью времени выполнения каждой из операций при соблюдении средних значений, указанных в табл. 1. Все это характеризует процесс перемещения объектов контроля внутри АПП как сложный процесс. Построение математической модели технологии таможенного контроля осуществляется при следующих допущениях:

Для таких сетей СМО рассматривается только установившийся режим.

Из теории СМО известно, что основные характеристики подсистем (операций), смена состояний которых формализуется схемой "гибели и размножения", рассчитываются по определенным формулам:

очевидно, что всегда должно быть меньше 1, иначе очередь заявок будет расти бесконечно;

Для сети СМО (модели) в целом, содержащей M подсистем, рассчитываются:

Соотношения (1) - (13) являются математической моделью технологии таможенного контроля.

На четвертом этапе моделирования представляется целесообразным использовать математическую модель (1) - (13) как для аналитического, так и для компьютерного (имитационного) моделирования. Сопоставление результатов аналитического и имитационного моделирования, полученных далее в процессе вычислительного эксперимента, позволит сделать заключение об адекватности исследуемых моделей реальному процессу таможенного контроля.

Вычислительный эксперимент (пятый этап моделирования) - это процесс исследования модели технологии таможенного контроля в соответствии с поставленной целью. Целью эксперимента являлось получение количественных оценок характеристик и показателей функционирования каждой операции и технологии в целом в каждом из пяти вариантов исследуемых технологий таможенного контроля с последующим сравнительным анализом полученных результатов (шестой этап моделирования).

В табл. 2 приведены результаты аналитических расчетов (по формулам 1 - 9) основных характеристик для каждой операции технологии таможенного контроля в АПП. Расчет производился при .

Таблица 2

Характеристики операций технологии таможенного контроля в АПП

0,20

0,80

0,25

0,05

0,20

6,25

1,25

5,0

0,20

0,80

0,25

0,05

0,20

6,25

1,25

5,0

0,20

0,80

0,25

0,05

0,20

6,25

1,25

5,0

0,60

0,40

1,50

0,90

0,60

37,0

22,0

15,0

0,60

0,40

1,50

0,90

0,60

37,5

22,5

15,0

0,16

0,84

0,196

0,036

0,16

12,5

2,25

10,0

0,10

0,90

0,11

0,01

0,10

66,37

6,37

60,0

0,80

0,20

4,00

3,20

0,80

100

80

20

0,60

0,40

1,50

0,90

0,60

37,5

22,5

15,0

0,60

0,40

1,50

0,90

0,60

37,5

22,5

15,0

0,12

0,88

0,136

0,016

0,12

68,0

8,18

59,82

0,08

0,92

0,087

0,007

0,08

43,48

3,48

40,0

0,40

0,60

0,67

0,27

0,40

16,60

6,60

10,0

0,54

0,46

1,17

0,3

0,54

32,6

17,6

15,0

0,06

0,94

0,064

0,004

0,06

15,9

0,90

15,0

Анализ этих данных показывает, что наиболее нагруженной является операция N 8: коэффициент занятости ; очередь в среднем составляет 3,2 ед., а время выполнения операции - 100 мин.

По технологии в целом имеем:

Аналогичные расчеты были проведены для других вариантов технологий таможенного контроля.

Для разработки компьютерных имитационных моделей технологий таможенного контроля был выбран язык моделирования GPSS - General Purpose Systems Simulator. GPSS ориентирован на моделирование систем массового обслуживания и имеет для этих целей специальных операторов, синтаксис, вспомогательные инструменты (статистическая обработка результатов, их накопление, графическое отображение). В нашем эксперименте процесс моделирования проводился в программном комплексе GPSS World. При разработке моделирующего алгоритма использован принцип повременного моделирования с детерминированным шагом . В каждом варианте имитировалось перемещение 1700 объектов контроля в месяц, на что требовалось несколько часов машинного времени. Имитационное моделирование, по сравнению с аналитическим, является более затратным. Однако оно позволяет получать информацию о распределении объектов контроля по операциям в любой момент времени и в течение длительного периода. В табл. 3 приведены данные аналитического (А) и имитационного (И) моделирования по выбранным пяти вариантам технологий таможенного контроля.

Таблица 3

Характеристики технологий таможенного контроля, полученные при аналитическом и имитационном моделировании

Вариант технологии таможенного контроля

Единицы контроля в очереди

Среднее время таможенного контроля без учета простоя в очередях, мин.

Среднее время таможенного контроля с учетом простоя в очередях, мин.

Тип модели ->

  1. АПП

7,3

8,6

131

131

329

359

  1. АПП + ЕО

4,5

4,5

64

62

176

174

  1. АПП + ЕО + ПИ

1,0

1,0

29

29

53

54

  1. АПП + ВТП

18,9

27,6

397

547

990

801

  1. АПП + ЕО + ЭД + ТЛТ

14,0

18,4

257

242

710

764

Сравнительный анализ результатов аналитического и имитационного моделирования (см. табл. 3) позволил сделать определенные выводы и предложения.

  1. По сравнению с традиционной технологией АПП технологии ЕО и ПИ имеют существенно (в 2 - 6 раз) лучшие показатели. Этот выигрыш достигается, во-первых, за счет объединения операций 5, 8, 9 и 10 и проведения их одним должностным лицом таможенного органа (работа ЕО), а во-вторых, за счет перечисленных мероприятий и предварительного выполнения операций 4 и 5.
  2. Технология АПП + ЕО + ЭД + ТЛТ улучшила свои показатели в 1,1 - 2,5 раза по сравнению с технологией АПП + ВТП. Этот эффект достигнут главным образом за счет реализации технологий ЕО и удаленного ЭД.
  3. Сравнительный анализ результатов, полученных методами аналитического и имитационного моделирования, показывает, что для большинства показателей исследуемых технологий таможенного контроля величина относительной погрешности не превышает 20%, что вполне приемлемо для способов моделирования, основанных на методе Монте-Карло.
  4. Дать строгую оценку адекватности математической модели (1) - (13) реальной технологии таможенного контроля в настоящее время затруднительно. Во многом это обусловливается неточностями определения исходных данных (например, среднего времени выполнения операций), а не погрешностями методов моделирования. В пользу этого вывода говорит тот факт, что общее время таможенного контроля (53 - 54 мин.), полученное при моделировании технологии АПП + ЕО + ПИ, совпадает с официальными данными ФТС России [5, с. 4], где указывается, что в условиях широкого применения технологий предварительного информирования время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, составило 53 мин. Это дает определенные основания считать, что разработанные модели адекватны реальным объектам и при соответствующей адаптации могут быть использованы для исследования технологий таможенного контроля и в иных специализированных пунктах пропуска (железнодорожных, морских, авиационных).

Использованные источники

  1. Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Исследование перспектив использования новых технологий как средств модернизации таможенного контроля товаров в современных условиях. Шифр "Терминал-2012": отчет о НИР; ФТС России. Люберцы, 2012.
  2. Липатова Н.Г. Инструменты формализации процессов таможенного контроля и механизм их имитации при моделировании // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 2.
  3. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Капитоненко В.В. Оптимизационно-адаптивный подход к управлению инвестициями в условиях неопределенности. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
  4. Устройство для анализа работы системы массового обслуживания / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, А.В. Святенко, А.Н. Хомяков, Н.И. Ячкула. Патент на изобретение RUS 2043655, 10.09.1995.
  5. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России "Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году".


В.Е.Бурдин

Л.Д.Зайцева

Н.Г.Липатова