Мудрый Экономист

Контроль порядка открытия счетов

"Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 3

Открытие счета клиенту является одной из важнейших и своего рода уникальной услугой банка, и к различным аспектам внутреннего контроля открытия, закрытия и порядка ведения счетов клиентов, внутрибанковских и внебалансовых счетов сегодня проявляется особый интерес. Вопросы открытия и закрытия счетов четко регламентированы Банком России. Это упрощает деятельность контрольных служб кредитных организаций, но требует тщательного выявления несоответствий нормативным требованиям.

Говоря об организации контроля за порядком открытия счетов, следует выделить основные элементы процессов открытия и закрытия счетов, относительно которых должны быть проведены контрольные процедуры. К ним относятся:

Виды контроля

Прежде всего следует отметить, что контрольные процедуры при открытии счетов в кредитной организации следует разделять на:

<1> Данный функционал с 1 октября 2014 г. относится к функциям службы внутреннего аудита кредитной организации в соответствии с новой редакцией Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" и Указанием Банка России от 24.04.2014 N 3241-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

Предварительный контроль порядка открытия счетов осуществляется не только бухгалтерской службой кредитной организации, но и службой финансового мониторинга и службой безопасности банка, а на этапе открытия счета проводится юридическая экспертиза документов и прочих оснований для открытия счета.

Текущий контроль осуществляется бухгалтерской службой кредитной организации и является неотъемлемой частью внутрибанковских процедур при открытии, ведении и закрытии счетов, ответственность за которые несет главный бухгалтер кредитной организации.

Наиболее трудоемкими, безусловно, являются тематические проверки, осуществляемые службой внутреннего аудита кредитной организации. Следует также отметить, что задача кредитной организации состоит в построении эффективной системы предварительного и текущего контроля за данными операциями, так как своевременное исправление ошибок исключает репутационные и прочие риски для банка.

В ходе тематических проверок сотрудники службы внутреннего аудита должны понять, все ли мероприятия по идентификации клиентов выполнены ответственными сотрудниками кредитной организации до момента открытия счета. При проверке порядка открытия внутрибанковских счетов анализируются основания для их открытия и отражение в книге регистрации открытых счетов, а также соблюдение внутрибанковских правил при открытии.

Порядок идентификации клиентов

Неотъемлемой частью предварительного контроля при открытии счетов являются идентификация потенциальных клиентов и анализ оснований для открытия счетов (в т.ч. внутрибанковских). Изучение клиентов и совершаемых ими операций осуществляется подразделениями коммерческих банков, чтобы оценить и минимизировать риски совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Изучение клиента начинается с момента его обращения в кредитную организацию для установления договорных отношений и продолжается до прекращения обязательств между ним и банком. Это процесс обработки полученных сведений, анализа и оценки информации в отношении клиентов банка и совершаемых ими операций в соответствии с принципом "знай своего клиента".

Изучение клиентов включает сбор, анализ и оценку информации на основании сведений, которыми о них располагают подразделения банка, в том числе:

в отношении клиентов - индивидуальных предпринимателей на основании сведений:

в отношении клиентов - юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, на основании сведений:

в отношении клиентов - физических лиц на основании сведений:

<1> Иностранных публичных должностных лиц.
<2> В законодательстве РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые принимаются банками в качестве удостоверяющих личность физического лица.

Иными словами, коммерческие банки должны сотрудничать с "прозрачными" клиентами.

Оценка оснований для отказа в открытии счета

Порядок открытия счетов, установленный в банке, должен регламентировать процедуру фиксирования случаев отказа банка в открытии счета клиенту. В целях минимизации репутационных и юридических рисков сотрудники службы внутреннего аудита, осуществляя тематические проверки порядка открытия счетов, в сплошном порядке должны проанализировать все случаи и основания отказов в открытии банковских счетов.

По каким основаниям банк правомерно может отказать в открытии банковского счета? Эти основания установлены действующим законодательством и должны приниматься во внимание сотрудниками внутреннего аудита кредитной организации.

Прежде всего отказ банка от заключения договора банковского счета на объявленных банком условиях допускается только в случаях, установленных абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ. В частности, банк вправе отказать в открытии счета, если у него нет возможности принять клиента на банковское обслуживание либо отказ допускается законом или иными правовыми актами.

В банковской практике наиболее распространены следующие случаи правомерного отказа банка в открытии счетов клиентам:

В соответствии с действующим законодательством банк вправе отказать организации в открытии счета:

отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представления недостоверных документов;

Кроме этого, кредитным организациям в соответствии с указанным Законом N 115-ФЗ запрещается:

В соответствии с п. 1.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И) кредитная организация на основании п. 5 ст. 7 Закона N 115-ФЗ может отказать клиенту в заключении договора банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета, если не представлены документы, необходимые для идентификации клиента и представителя клиента.

Проверка обоснованности открытия счетов клиентов

Для внутреннего аудита кредитной организации главный интерес представляют основания для открытия счетов, как клиентских, так и внутрибанковских.

Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической (бухгалтерской) службе банка, которая проверяет правильность их оформления, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело должно храниться в соответствии с установленными внутрибанковскими правилами.

Открытие на балансе кредитной организации клиентских и внутрибанковских счетов должно осуществляться по распоряжению руководителя (уполномоченного лица) кредитной организации с разрешения главного бухгалтера (его заместителя).

Проверка обоснованности открытия клиентских счетов предусматривает выборочную оценку юридических дел клиентов и книги регистрации открытых счетов. Проверяются:

  1. полнота формирования юридического дела и правильность оформления входящих в него документов (исчерпывающий перечень необходимых документов регламентирован Инструкцией N 153-И). Практически во всех банках для снижения операционных рисков по каждому юридическому делу дается заключение службы безопасности и юридической службы банка. Только после этого с клиентом заключается договор банковского счета, а руководитель банка дает распоряжение в бухгалтерию об открытии счета;
  2. правильность оформления карточки с образцами подписей и оттиском печати;
  3. своевременность уведомления банком налоговых органов об открытии налогоплательщику расчетного (текущего) счета;
  4. правильность и своевременность регистрации открытого банком счета в книге регистрации открытых счетов (в соответствии с п. 1.3 Инструкции N 153-И запись об открытии лицевого счета должна быть внесена в книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения (или вступления в силу) договора счета соответствующего вида).

Порядок ведения книги регистрации открытых счетов также жестко регламентирован Банком России. В соответствии с разд. 2 части III Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) книга регистрации открытых счетов, распечатанная на бумажном носителе либо существующая в электронном виде, должна содержать данные только обо всех действующих по состоянию на 1 января счетах.

Не стоит исключать вероятность ошибок при открытии внутрибанковских счетов. Как уже отмечалось, задача кредитной организации (точнее, ее бухгалтерского аппарата) - организовать эффективный ежедневный последующий контроль для своевременного выявления ошибок, которые можно исправить до закрытия баланса. Если бухгалтерией ошибок не обнаружено, эта задача ложится на плечи службы внутреннего аудита банка.

Проверка порядка открытия внутрибанковских счетов осуществляется, как правило, в рамках проверок отдельных операций, осуществляемых банком (кредитных, хозяйственных, операций с ценными бумагами и пр.). Задача внутреннего аудитора - установить, все ли счета, попавшие в выборку, открыты согласно действующим правилам и соответствуют характеру операций, для отражения которых открывались. Отдельное внимание уделяется:

Периодичность проверок

Регламенты и периодичность осуществления проверок порядка открытия счетов определяются внутренними нормативными документами кредитной организации, в том числе в части регулирования проверок, осуществляемых службой внутреннего аудита банка.

Все счета, открытые кредитной организацией, в течение операционного дня должны быть проверены. В ходе последующих тематических проверок в соответствии с требованиями разд. 3 части III Положения N 385-П ответственные сотрудники, на которых возлагаются функции по последующему контролю, согласно утвержденному плану проверок, осуществляют выборочную проверку порядка открытия счетов. Внутренними правилами некоторых кредитных организаций предусмотрен сплошной порядок проверки порядка открытия счетов на ежемесячной основе, что, по нашему мнению, повышает эффективность внутреннего контроля.

Проверки службы внутреннего аудита проводятся периодически в соответствии с утвержденным годовым планом работы службы внутреннего аудита и включают:

При наличии определенных обстоятельств (жалоб клиентов, многочисленных ошибок операционных сотрудников, негативной информации из внешних источников и пр.) служба внутреннего аудита может проводить внеплановые выборочные либо сплошные проверки по данному направлению.

Следует отметить, что порядок проведения проверок в головной организации и филиалах банка должен быть идентичен и соответствовать внутрибанковским правилам. В условиях централизации бухгалтерских функций некоторые банки исключают бухгалтерские подразделения в своих обособленных подразделениях, в связи с этим бремя проверок ложится на плечи бухгалтерского аппарата головной организации, а в редких случаях - на отдельно назначенных сотрудников обособленных подразделений. Примерная программа проверки порядка открытия счетов в филиалах (дополнительных офисах) банка может быть расширена на отдельные аспекты, касающиеся делегирования полномочий на открытие счетов, и включать следующие дополнительные вопросы:

Контроль за устранением выявленных недостатков

Результаты проверок службы внутреннего аудита оформляются актами (отчетами) либо иными документами, установленными внутрибанковскими правилами.

Акты (отчеты) составляются руководителем проверки на основании подписанных справок, которые представляет каждый член рабочей группы по формам, также установленным внутрибанковскими правилами. Ответственность за достоверность информации, изложенной в справках, возлагается на составивших и подписавших их членов рабочей группы. По требованию руководителя проверки члены рабочей группы обязаны дать аргументированные комментарии в письменной или устной форме по фактам, изложенным в справках.

Акт (отчет) должен содержать ответы на все вопросы, поставленные программой проверки, в том числе информацию:

Подписанный в установленном порядке акт (отчет) должен быть направлен в подразделение в сроки, установленные внутренними нормативными документами банка. Если у проверяемого подразделения есть аргументированные комментарии к замечаниям по проверке, руководитель проверки решает, нужно ли принимать их во внимание и повлияют ли они на перечень мероприятий в дальнейшем. Замечания и комментарии являются неотъемлемой частью акта (отчета).

Если проверка проводилась внепланово, по ее итогам руководству банка направляется служебная записка с краткой информацией о проведенной проверке, основными выводами и выявленными нарушениями, к которой прикладывается копия акта (отчета).

Служба внутреннего аудита на постоянной основе осуществляет текущий контроль (мониторинг) за исправлением выявленных недостатков. Основная цель мониторинга - исправить выявленные недостатки, установить виновных лиц, не допустить аналогичных замечаний в дальнейшем. Основные направления мониторинга:

Для осуществления текущего контроля (мониторинга) руководитель службы внутреннего аудита назначает куратора каждой проверки, а при необходимости - лицо, замещающее куратора.

Периодичность и сроки проведения контрольных мероприятий по выполнению плана мероприятий определяются руководителем службы внутреннего аудита исходя из плана работы, а также результатов прочих проверок. При выявлении каких-либо существенных нарушений (недостатков) руководитель службы внутреннего аудита может обратиться к высшему руководству с рекомендацией о проведении сплошной проверки (служебного расследования). При отсутствии нарушений или их несущественности может быть принято решение об увеличении интервалов проверки.

На постоянной основе ведется мониторинг информации, полученной как из подразделений банка, так и из внутренних (внешних) источников (решения коллегиальных рабочих органов и органов управления, постановления и распоряжения органов власти, биржевые котировки, публикации в СМИ и пр.), которая может повлиять на деятельность контролируемых подразделений.

Выполнение требований FATCA

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ <1> кредитные организации должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению при заключении договоров банковского счета лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. Кредитная организация обязана при выявлении клиента - иностранного налогоплательщика направлять в уполномоченные органы информацию о нем в порядке, в сроки и в объеме, которые установлены Правительством РФ по согласованию с Банком России. Положения данного Закона применяются в отношении американских налогоплательщиков.

<1> Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Следует отметить, что банки группы ВТБ заявили об отказе в обслуживании американских налогоплательщиков, чтобы свести к минимуму риски российских игроков из-за необходимости соблюдать закон FATCA, который обязывает иностранные банки предоставлять информацию об американских клиентах в налоговые органы США <2>.

<2> Медиарейтинг российских банков: июнь - 2014 (http://www.banki.ru/news/research/?id=6899996).

О.Ю.Кашанова

К. э. н.,

аттестованный аудитор,

заместитель начальника

управления внешних проверок

службы внутреннего контроля

Внешэкономбанк