Мудрый Экономист

Идентификация клиентов: новые требования закона и регулятора

"Внутренний контроль в кредитной организации", 2014, N 3

В один из основных комплексов мероприятий "антиотмывочного" законодательства - идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев - в 2014 г. внесены значительные изменения. В каких случаях проводится упрощенная идентификация? Каковы способы и порядок ее проведения при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа? В какие сроки кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации, и пересматривать уровень риска? Какие меры должна содержать программа идентификации, самостоятельно разработанная банком?

Обязанность идентифицировать клиентов в нашей стране впервые была установлена для кредитных организаций Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Затем Банк России в Положении от 19.08.2004 N 262-П <1> установил требования по идентификации клиентов, находящихся у банка на обслуживании, и выгодоприобретателей, определил порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и особенности этих процедур при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок.

<1> Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В действующей редакции Закона N 115-ФЗ идентификация определена как совокупность мероприятий по установлению определенных законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

В ст. 3 Закона N 115-ФЗ определяются понятия "клиент", "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец":

Процедуры идентификации постоянно совершенствуются, поскольку идентификация является существенным элементом системы внутреннего контроля, которую кредитные организации обязаны иметь в целях защиты прежде всего от банковских рисков.

Рассмотрим наиболее значительные изменения, внесенные в эти процедуры Федеральными законами и документами Банка России и действующие с начала 2014 г.

Изменения в Закон о противодействии отмыванию доходов Внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 403-ФЗ

Прежде всего нужно назвать Федеральный закон от 28.12.2013 N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поскольку изменения, вносимые этим Законом в Закон N 115-ФЗ, вступили в силу за два дня до наступления 2014 г. - 30 декабря 2013 г., имеет смысл рассмотреть их в этой статье.

Статья 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю" Закона N 115-ФЗ дополнена п. 2.4, в котором отдельным категориям лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, позволено в ограниченных условиях распоряжаться своим имуществом и денежными средствами в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ними членов их семей, не имеющих самостоятельных источников дохода, а именно:

  1. осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;
  2. осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством РФ, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;
  3. осуществлять в порядке, установленном п. 10 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 тыс. руб., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим до включения такого лица в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.

Эти положения распространяются на лиц, включенных в список причастных к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным пп. 2, 4, 5 п. 2.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ. Такими основаниями являются:

Внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ

Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) вводит определение упрощенной идентификации, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, как совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

  1. с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  2. с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ;
  3. с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

Закон N 110-ФЗ уточняет перечень ситуаций, когда идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца или упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится.

А не проводится она при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. руб., за исключением следующих случаев:

При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством РФ, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Кредитная организация вправе поручать проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица другому банку, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Если у сотрудников кредитной организации возникнут сомнения в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, или подозрения в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводится полная идентификация клиента.

Определены способы и порядок проведения упрощенной идентификации при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа:

  1. посредством личного представления клиентом - физическим лицом оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
  2. посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи;
  3. посредством прохождения клиентом - физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ.

Операторам информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной информационной системы, оператору единой системы идентификации и аутентификации предписано в срок до 1 октября 2014 г. безвозмездно обеспечить кредитным организациям возможность доступа к информационным системам для осуществления процедур упрощенной идентификации клиентов - физических лиц.

Внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ

Необходимо упомянуть еще один Федеральный закон, устанавливающий дополнительные требования к кредитным организациям при получении информации о клиенте. Федеральным законом от 21.07.2014 N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 22 июля 2014 г., определены условия, при которых обязательному контролю подлежат операции стратегической организации по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив стратегической организации или по их списанию. За нарушение установленного порядка взимаются штрафы.

Чтобы выполнить требования Закона, необходимо как минимум выявить среди клиентов организации, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ.

Изменения в документы Банка России Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П

В Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) Указанием Банка России от 21.01.2014 N 3179-У внесены следующие изменения:

Указание вступило в силу 29 марта 2014 г. Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями при очередном обновлении информации о клиенте.

Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П

Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 375-П) содержит перечень программ и требования к их содержанию, которые необходимо включать в правила внутреннего контроля кредитных организаций по ПОД/ФТ, в том числе программу идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. Документ предусматривает возможность разработки кредитными организациями самостоятельных программ идентификации для каждой категории лиц: клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Указанием Банка России от 31.01.2014 N 3186-У, которое действует с 29 марта 2014 г., в первоначальный текст Положения добавлена информация о бенефициарном владельце и изменено содержание программы идентификации.

В соответствии с действующей редакцией Положения N 375-П программа идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца должна содержать:

Программа идентификации, как и другие программы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, утверждается руководителем банка.

Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И

Положения по идентификации включены и в Инструкцию Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N 153-И). В соответствии с п. п. 1.6 - 1.10 документа кредитная организация обязана до открытия счета установить личности клиента, его представителя (если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента), выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, документировать полученные сведения и систематически обновлять информацию, подлежащую установлению при открытии счета.

Банк также должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи.

Инструкция N 153-И вступила в силу 1 июля 2014 г. Внутренние документы банков должны быть приведены в соответствие с ней в течение трех месяцев после этой даты.

В отношении идентификации клиентов необходимо учесть требования п. 1.2 Инструкции N 153-И. В частности, в документы банка, регламентирующие открытие счетов клиентам, необходимо внести положение об отказе в заключении договора банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета, если не представлены документы, необходимые для идентификации клиента и представителя клиента. (В прежней редакции говорилось, что по этой причине "может быть отказано".)

Также необходимо разработать процедуру (процедуры) рассмотрения вопроса и принятия решения, чтобы реализовать правило (абз. 5 п. 1.2 Инструкции N 153-И), "при наличии подозрений о том, что целью открытия счета является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация в соответствии с правилами внутреннего контроля рассматривает вопрос о наличии оснований для отказа в заключении договора счета соответствующего вида".

Информационное письмо Банка России от 22.07.2014 N 24

На некоторые вопросы, возникшие у кредитных организаций в связи с введенными в текущем году новшествами в области идентификации клиентов, не урегулированные нормативными документами, Банк России дал ответы в Информационном письме от 22.07.2014 N 24 "О применении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Кредитная организация самостоятельно устанавливает количество и виды документов о финансовом положении клиента, в том числе требования к документам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев с даты регистрации и не позволяет представить сведения о финансовом положении. Если получить установленные внутренними документами сведения невозможно, банк откажет в заключении договора банковского счета.

Для проверки действительности паспортов кредитные организации, помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия, подключаясь как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Если при проверке действительности паспорта получен ответ "Сведениями по заданным реквизитам не располагаем" либо "В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится", банк определяет возможность принять физическое лицо на обслуживание с учетом оценки риска на основании действующих в организации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Банки могут применять процедуру упрощенной идентификации при совершении операций с наличной иностранной валютой и чеками.

Выводы

Наиболее значительные изменения, внесенные в документы, определяющие мероприятия и процедуры по идентификации клиентов кредитных организаций:

Кредитным организациям необходимо учесть эти изменения в своих правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Причем анкеты клиентов, принятых на обслуживание до 29 марта 2014 г., необходимо обновить в течение года с этой даты, поскольку обновлять сведения, полученные в результате идентификации, а также пересматривать степень (уровень) риска необходимо не реже одного раза в год. Внутренние документы, указанные в Инструкции N 153-И, должны быть приведены в соответствие с ней в срок до 1 октября 2014 г.

А.С.Яковенко

Консультант

по вопросам в области ПОД/ФТ

НТЦ "ОРИОН"