Мудрый Экономист

Научные организации как бюджетные учреждения - особенности регулирования и налогообложения

"Налоги" (газета), 2014, N 35

Научные организации могут быть созданы в разных организационно-правовых формах, в том числе в форме бюджетных учреждений. Деятельность организаций бюджетной сферы отличается своей спецификой как в части регулирования деятельности, так и в части уплаты налогов.

В этой статье речь пойдет об особенностях регулирования и налогообложения деятельности научных организаций, созданных в форме бюджетных учреждений.

Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность. Такое определение научных организаций содержит п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ), регулирующего отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Юридические лица, как известно, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации делятся на два вида - на коммерческие организации, создаваемые с целью извлечения прибыли, и на некоммерческие фирмы, которые не преследуют извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками.

Одной из форм некоммерческих организаций выступают учреждения, которые делятся на частные и государственные (муниципальные). В свою очередь, государственные (муниципальные) учреждения сегодня представлены тремя типами учреждений - казенными, бюджетными и автономными, что следует из ст. 120 ГК РФ. При этом для каждой категории учреждений установлены свои правила ведения деятельности.

В частности, деятельность бюджетных учреждений регулируется Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Имущество учреждения, которым наделяет его собственник (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование) закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

При этом в силу Закона некоторыми видами имущества бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Так, на основании п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ), закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным за счет средств учредителя, выделенных на его приобретение.

Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными государственными бюджетными учреждениями Федеральным агентством научных организаций либо приобретенным федеральными государственными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных Федеральным агентством научных организаций на приобретение такого имущества, утвержден Приказом Федерального агентства научных организаций от 23 декабря 2013 г. N 8н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства научных организаций".

Основной деятельностью бюджетного учреждения, предмет и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом учреждения, признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано.

Вместе с тем бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, но при условии, что это служит достижению целей создания бюджетного учреждения и соответствует им (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений (ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, что следует из п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Обратите внимание! Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами, на что прямо указывает п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, причем бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения такого задания, что следует из п. 3 ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет выделенных учредителем средств, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Обратите внимание! В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (абз. 3 п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям осуществляется в порядке, установленном ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления таких субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Между тем из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Обратите внимание! Бюджетные учреждения вообще и научные учреждения в частности получателями бюджетных средств не являются, на что указывает ст. 6 БК РФ.

При этом их деятельность сегодня ведется не на основании сметы, а на основании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Напоминаем, что Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Говоря о регулировании деятельности бюджетных учреждений, нельзя не сказать о том, что действующее российское законодательство сегодня дает возможность указанным субъектам самостоятельно определять систему оплаты труда в учреждениях. При разработке системы оплаты труда следует учитывать требования трудового законодательства Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права. Как сказано в ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

Сегодня основным документом, устанавливающим систему оплаты труда в бюджетной сфере, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (далее - Положение N 583).

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, по согласованию с Минтрудом России. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных учреждений рекомендательный характер (п. 2(1) Положения N 583).

В силу п. 3 Положения N 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с п. 2(1) указанного Положения руководителем научного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2008 г. N 305н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок".

Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке этому учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Фонд оплаты труда работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников указанного учреждения (п. 11 Положения N 583).

Обратите внимание! Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 г. утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. (протокол N 11).

Помимо всего прочего, к особенностям регулирования деятельности бюджетных учреждений можно отнести и тот факт, что вступившим в силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренда имущества) бюджетным учреждением в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которой и установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением. Итак, в силу ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением некоторых случаев, указанных в этой норме.

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки, будет являться заказчиком, что следует из п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Чтобы осуществлять закупки в 2014 г., бюджетные учреждения вправе были до 1 апреля 2014 г. принять соответствующий правовой акт в отношении закупок, осуществляемых в 2014 г. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны были быть размещены до 1 января 2014 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Особенности налогообложения научных организаций, действующих в форме бюджетных учреждений Налог на добавленную стоимость

Обладая правоспособностью юридического лица, научное учреждение на основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком НДС.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 146 НК РФ основным объектом обложения по НДС выступает реализация товаров (работ, услуг) на российской территории, причем как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Однако на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях налогообложения НДС не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, оказание услуг в рамках государственного (муниципального) задания не образует у бюджетного научного учреждения объекта налогообложения. Иными словами, с услуг, оказываемых в рамках задания, учреждение налог не исчисляет и не уплачивает, а суммы "входного" налога по ресурсам, использованным при оказании данных услуг, учитываются учреждением в их стоимости, на что указывает п. 2 ст. 170 НК РФ. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 4 апреля 2012 г. N 03-07-07/42.

В то же время научное учреждение может выполнять работы (оказывать услуги) и сверх государственного (муниципального) задания, на что указывает п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

Согласно указанной норме бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его уставной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы по общему правилу устанавливается учредителем учреждения.

Порядок налогообложения таких операций зависит от того, в каком режиме осуществляется операция - в обычном или льготном.

Отметим, что, понимая всю важность научной деятельности, государство стимулирует развитие науки, предоставляя субъектам хозяйственной деятельности, занятым в данной сфере, различные виды льгот, в том числе и по НДС. Льготам, имеющим непосредственное отношение к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (далее - НИОКР) и научным организациям, посвящены пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается:

В силу пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологии или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

Обратите внимание! Льготы, установленные п. 3 ст. 149 НК РФ, относятся к разряду налоговых преференций, применяемых по инициативе налогоплательщика, поэтому при желании научное учреждение может отказаться от их использования. Отказ от использования льготы по НДС производится в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ.

Если услуги (работы), оказываемые научным учреждением сверх государственного (муниципального) задания, ведутся в льготном режиме, то при их оказании (выполнении) научное учреждение также не платит НДС в бюджет, а суммы "входного" налога по ресурсам, использованным в таких операциях, учитываются в стоимости приобретенных ресурсов на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.

При отказе в использовании льготы, равно как и при совершении иных налогооблагаемых операций (например, сдаче с согласия собственника имущества в аренду), исчисление и уплата НДС производятся научным учреждением в общем порядке, установленном гл. 21 НК РФ. В этом случае при оказании услуг научное учреждение определяет налоговую базу в соответствии с правилами ст. 154 НК РФ. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки налога, размеры которых определены ст. 164 НК РФ.

Суммы "входного" налога по ресурсам, использованным бюджетным учреждением в налогооблагаемых операциях на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ, принимаются к вычету.

Причем по общему правилу вычет применяется по отгрузке, то есть независимо от того, имеется или нет у бюджетного учреждения задолженность перед поставщиком за отгруженные товары (работы, услуги), переданные имущественные права.

На основании п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Уплачивается налог в сроки, установленные ст. 174 НК РФ. В общем случае за истекший налоговый период НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Нарушение сроков уплаты налога чревато для учреждения мерами налоговой ответственности, предусмотренными ст. ст. 120 и 122 НК РФ.

В срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), бюджетное учреждение обязано представить в свою налоговую инспекцию налоговую декларацию, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

В том случае, если научное учреждение одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения, на основании п. 4 ст. 149 НК РФ ему придется вести раздельный учет таких операций. Необходимость ведения такого учета обусловлена разными источниками покрытия сумм "входного" налога.

Причем в каком порядке организуется такой учет, гл. 21 НК РФ умалчивает, в силу чего научное учреждение вправе использовать любую собственную методику ведения раздельного учета, позволяющую достоверно определить, к каким операциям, осуществленным учреждением, относятся суммы "входного" налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при их приобретении.

Лучше, если используемый метод ведения раздельного учета будет закреплен бюджетным учреждением в его учетной политике для целей налогообложения, что не позволит контролерам при проверке оспорить суммы налога, принятые учреждением к вычету.

Такой вывод можно сделать на основании Письма УФНС России по г. Москве от 27 марта 2007 г. N 19-11/028237. Согласны с таким подходом и суды некоторых регионов, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2012 г. по делу N А56-27831/2011.

Обратите внимание! Если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых в не облагаемых НДС операциях, не превышает у бюджетного учреждения 5 процентов от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию, то оно вправе не вести раздельный учет, а может принимать весь "входной" налог к вычету, на что указывает абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ.

Важно. При определении размера указанного процента в расчет принимается не сам объем операций, освобожденных от налогообложения, осуществленных бюджетным учреждением, а именно затраты, связанные с их осуществлением. Такие разъяснения на этот счет дает Минфин России в своем Письме от 18 октября 2007 г. N 03-07-15/159.

Если размер затрат не превышает установленного законом предела, то все суммы общего "входного" налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав бюджетному учреждению, осуществляющему оба вида операций, принимаются им к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Несмотря на то что по своей природе деятельность бюджетного учреждения не направлена на извлечение прибыли, таковая может иметь место в научной организации, действующей в форме бюджетного учреждения. Ведь как уже было отмечено, бюджетное учреждение может вести деятельность, приносящую доход, если это закреплено его уставом, служит достижению целей создания бюджетного учреждения и соответствует им. А раз есть доход, то прибыль от него облагается налогом.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций регулируется нормами гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Согласно ст. 246 НК РФ бюджетные научные учреждения, будучи российскими организациями, признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

Причем после 1 июля 2012 г. каких-либо особенностей в части исчисления налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями гл. 25 НК РФ не предусматривает. Следовательно, бюджетные научные учреждения исчисляют налог на прибыль в общем порядке.

Обратите внимание! В силу ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы бюджетные учреждения, в том числе научные, не учитывают доходы в виде имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней, на что указывает пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ. Аналогичные разъяснения на этот счет дает и Минфин России в своем Письме от 25 октября 2012 г. N 03-03-05/89.

Причем, как сказано в Письме Минфина России от 2 марта 2007 г. N 03-03-06/4/22, основанием для применения нормы пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ у бюджетного учреждения является распорядительный документ, изданный в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти.

Кроме того, на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ у бюджетного учреждения не включаются в налоговую базу доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

При этом в ст. 251 НК РФ прямо перечислено то, что в целях гл. 25 НК РФ относится к средствам целевого финансирования. В контексте настоящей статьи такими средствами у научного бюджетного учреждения выступают:

При этом в целях гл. 25 НК РФ под грантами понимаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

Кроме того, на основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы бюджетным учреждением (одной из форм некоммерческой организации) не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

О том, что в целях гл. 25 НК РФ относится к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, прямо указано в самом п. 2 ст. 251 НК РФ.

Обратите внимание! Средства целевого финансирования и целевые поступления не учитываются для целей налогообложения только в том случае, если бюджетное учреждение ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. При отсутствии такого учета указанные средства включаются в налоговую базу с момента их получения.

Обращаем ваше внимание на то, что у бюджетных учреждений существуют особенности использования остатков субсидий, имеющих место на конец финансового года.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Учитывая, что источником неиспользованных на начало очередного финансового года остатков средств являются субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), указанные остатки также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, о чем сказано в Письме Минфина России от 2 августа 2012 г. N 02-03-09/3040.

Мы уже отметили, что бюджетные учреждения могут сдавать в аренду движимое или недвижимое имущество. Понятно, что от сдачи имущества в аренду они получают доходы. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные бюджетным учреждением от сдачи имущества в аренду, на основании п. 4 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами учреждения.

Если бюджетное учреждение в целях налогообложения применяет метод начисления, то указанные доходы признаются в налоговом учете на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода. Такие правила установлены пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ.

При этом бюджетное учреждение в состав расходов относит затраты по содержанию такого имущества, которые из бюджета не возмещаются.

В.В.Семенихин