Мудрый Экономист

Отдельные положения по обязательному социальному страхованию с 2015 года будут изменены

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9

Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2015, вносятся поправки в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования. Поскольку нововведения касаются и предприятий общественного питания, познакомимся с ними подробнее.

Отчетность - только в электронной форме

Начиная с отчетности за I квартал 2014 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФФОМС и представляются по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п. До этого времени существовали два отдельных отчета.

С 2015 г., если среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период превышает 25 человек либо если сведения персонифицированного учета представляются на 25 и более человек, данный расчет должен представляться только в электронном виде. Соответствующие поправки внесены в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ <1> и ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ <2> (п. 2 ст. 1, пп. "в" п. 3 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ).

<1> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Сейчас такое правило установлено соответственно в отношении численности работников в размере 50 человек и выше.

Страховые взносы при перечислении округляться не будут

Согласно новой редакции ч. 7 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ с 01.01.2015 сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках (пп. "а" п. 3 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ).

В настоящее время взносы уплачиваются в рублях, и часто в адрес плательщиков ПФР выставляются требования об уплате недоимки по страховым взносам, хотя она образовалась в связи с правилами округления (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 N 17-4/264).

Представление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов

Пунктом 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ определено право органов контроля предоставлять плательщикам отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

При этом механизм реализации данного права действующим законодательством не установлен, так как порядок и основания для представления отсрочки (рассрочки) отсутствуют (Письмо Минтруда России от 25.06.2014 N 17-4/10/П-3456, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 16929/12 по делу N А74-1369/2012).

Обратиться за представлением отсрочки (рассрочки) можно будет с 01.01.2015, поскольку в Федеральный закон N 212-ФЗ вносятся соответствующие дополнения, устанавливающие:

Выплаты, связанные с увольнением

Сейчас согласно пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ <3> и пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

<3> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

С 01.01.2015 в перечень исключений включена не только компенсация за неиспользованный отпуск, но и:

Соответственно, названные выплаты, превышающие указанные размеры, должны будут включаться в облагаемую базу по страховым взносам.

Оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно жителям Крайнего Севера

На основании пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно законодательству РФ, трудовым договорам и (или) коллективным договорам. При проведении отпуска за пределами РФ не облагается взносами стоимость проезда и перелета до пункта пропуска через границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

С 01.01.2015 из этих норм исключены члены семей работников, а правило, установленное для стоимости провоза багажа весом до 30 кг, распространяется и на отпуск, проводимый в РФ.

При "заграничном" отпуске уточняется, что не облагается стоимость проезда или перелета от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через границу РФ. В настоящее время в отношении данного момента существуют спорные позиции. Чиновники считают, что пунктом пропуска через Государственную границу РФ следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает названный работник (Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985), а Президиум ВАС (Постановление от 02.10.2012 N 7828/12 по делу N А05-11287/2011) - что не облагается страховыми взносами стоимость авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно.

Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане

В силу п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Федерального закона N 167-ФЗ <4> временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (если они не являются высококвалифицированными гражданами) становятся застрахованными лицами в том случае, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

<4> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

С 01.01.2015 требование о сроке заключения трудового договора для признания их застрахованными лицами из данных норм исключено (пп. "а" п. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона N 188-ФЗ). Соответственно, начиная с этой даты выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, будут облагаться взносами в ПФР независимо от срока, на который заключен трудовой договор.

Период начисления пеней

Согласно новой редакции ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2015, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Законом сроком уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (п. 14 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ).

Заметим: в настоящее время названное положение не содержит указания на то, что пени начисляются по день уплаты страховых взносов, и Минтруд в Письме от 16.05.2014 N 17-4/В-211 разъясняет, что день исполнения обязанности по уплате страховых взносов не должен включаться в период начисления пеней за несвоевременную уплату этих страховых взносов. К такому же выводу приходят и судьи (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 17.07.2014 по делу N А03-19925/2013).

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

С 01.01.2015 в силу новой редакции данной нормы будет возможен зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей страховых взносов, платежей по погашению недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля (п. 15 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ).

Также новой редакцией ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривается возможность осуществления документооборота по зачету и возврату не только в письменной форме, но и в электронном виде.

Возможность электронного документооборота предусмотрена и в других нормах Федерального закона N 212-ФЗ, вступающих в силу с 01.01.2015.

Выездная проверка

Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. С 01.01.2015 данная норма дополняется тем, что при наличии оснований, предусмотренных новой ч. 11.1 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 19 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ).

Такими основаниями могут являться:

  1. получение в ходе проведения выездной проверки (в том числе повторной) информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
  2. наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где она проводится;
  3. проведение выездной проверки (в том числе повторной) организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
  1. непредставление плательщиком в установленный в соответствии с ч. 5 ст. 37 настоящего Закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Для продления срока проведения выездной проверки контролирующий орган должен будет направить в свой вышестоящий орган мотивированный запрос, и соответствующее решение примет руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа (новая ч. 11.2 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ).

В новых ч. 24 - 27 данной статьи по аналогии с нормами Налогового кодекса установлены понятие повторной выездной проверки, основания и порядок ее проведения, а также то, что, если во время нее будут выявлены факты нарушения, не обнаруженные при проведении первоначальной проверки, штрафные санкции к плательщику применяться не будут, за исключением случая, если обозначенные факты не были обнаружены в результате сговора между плательщиком и должностным лицом контролирующего органа.

Заметим, что с 01.01.2015 признается утратившей силу ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 24 ст. 5 Федерального закона N 188-ФЗ). При этом в суде данная норма использовалась активно (см., например, Постановление ФАС МО от 13.02.2014 N Ф05-526/2014 по делу N А40-97815/13).

Уведомлять о создании и закрытии подразделения или о ликвидации организации не нужно

С 01.01.2015 признается утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, обязывавшая плательщика письменно сообщать контролирующему органу:

Соответственно, начиная с этой даты данной обязанности у плательщиков страховых взносов не будет.

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"