Мудрый Экономист

Об ответственности за проживание в помещении без регистрации и доначислении платы за коммунальные услуги

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9

Если в помещении, не оснащенном ИПУ, проживают граждане без регистрации, доначислить плату за коммунальные услуги можно только по заявлению собственника (нанимателя) помещения либо по протоколу о соответствующем административном правонарушении. С января 2014 г. от ответственности за проживание без регистрации в помещении освобождены некоторые категории граждан. Значит ли это, что доначислить плату им нельзя?

В прошлом номере была рассмотрена проблема начисления платы за коммунальные услуги в отсутствие ИПУ в ситуации, когда количество зарегистрированных в помещении граждан меньше числа фактически проживающих в нем <1>. Составленный управляющим акт об установлении количества граждан, проживающих в помещении, не может быть основанием для доначисления платы. Однако таковым считается протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Содержащая данное правило редакция п. 58 новых Правил предоставления коммунальных услуг действует с 01.06.2013. На тот момент КоАП РФ действительно устанавливал ответственность:

<1> См. статью Е.В. Шоломовой "Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан" (N 8, 2014, с. 73).

Предполагается, что протоколом об административном правонарушении устанавливается факт проживания в конкретном помещении конкретных лиц в конкретном периоде без регистрации. И этих сведений достаточно, чтобы доначислить плату за коммунальные услуги. Обратим внимание, что по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ к административной ответственности привлекали в том числе родителей, которые не регистрировали в помещении своих новорожденных детей (см. Постановление Саратовского областного суда от 17.07.2014 по делу N 4А-487/14).

Изменения в порядке регистрации граждан

С 03.01.2014 вступили в силу поправки, внесенные в законодательство Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ. Как было заявлено в пояснительной записке к законопроекту, главной целью изменения законодательства являлась необходимость установить реальное место пребывания или место жительства человека, а также борьба с "резиновыми" домами, где фиктивно регистрируется по несколько сотен людей. Также в Письме Минтруда России от 18.03.2014 N 13-7/10/ООГ-339 отмечено, что этот Закон был принят для устранения предпосылок для фиктивной регистрации в РФ лиц в жилых помещениях, а также для установления уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях.

Ключевой момент. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809 Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, были приведены в соответствие с новой редакцией Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон РФ N 5242-1).

Одновременно несколько изменился порядок регистрации граждан. Следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, в ситуации, когда гражданин сам не обратился в орган регистрационного учета с заявлением о регистрации по месту пребывания или месту жительства, на собственника (нанимателя) соответствующего жилого помещения возлагается обязанность уведомить орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении (ст. 3 Закона РФ N 5242-1).

Во-вторых, названы случаи, когда гражданину РФ разрешено не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении (ст. 5 Закона РФ N 5242-1), а именно:

Интересно, что положения, допускающие возможность не регистрироваться по месту пребывания, если место жительства находится в том же субъекте РФ (в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), отсутствовали в первоначальной редакции законопроекта, по которой были даны положительные отзывы с точки зрения улучшения ситуации с начислением платы за коммунальные услуги.

Поправки к КоАП РФ

Соответствующие дополнения и изменения были внесены и в КоАП РФ. Так, ст. 19.15 теперь посвящена только нарушениям, связанным с отсутствием или недействительностью документа, удостоверяющего личность гражданина. В рамках обозначенной в начале статьи проблемы нас могут интересовать две другие новые статьи - ст. ст. 19.15.1 и 19.15.2.

Согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ наказуемым является факт проживания гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении без регистрации. Причем к ответственности будут привлечены как граждане, проживающие без регистрации, так и собственники (наниматели) жилых помещений, допустившие это. Причем для последних наказание более строгое. Важно оговориться, что в примечании к рассматриваемой статье указаны исключения, когда граждане освобождаются от ответственности:

Приведем цитату из примечания к ст. 19.15.1 КоАП РФ:

"Граждане РФ освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками".

Статья 19.15.2 КоАП РФ посвящена нарушению правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении. Нарушение правил регистрации, по мнению автора, состоит, прежде всего, в несоблюдении сроков представления документов в органы регистрационного учета как самими проживающими, так и собственником (нанимателем) жилого помещения, а также лицами, ответственными за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан (управляющими МКД). Поскольку в первоначальной редакции ст. 19.15 КоАП РФ, на которую есть ссылка в п. 58 новых Правил предоставления коммунальных услуг, речь шла об ответственности именно за проживание без регистрации, в настоящее время в целях применения указанного пункта необходимо ориентироваться на ст. 19.15.1 КоАП РФ.

Освобождение от ответственности согласно примечанию к статье 19.15.1 КоАП РФ

Итак, чтобы доначислить плату, исполнителю коммунальных услуг нужно получить копию протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15.1 КоАП РФ. Будет ли составлен такой протокол, если согласно примечанию к указанной статье в некоторых случаях граждане освобождаются от административной ответственности?

На этот вопрос нужно ответить утвердительно. Так, в КоАП РФ есть несколько статей, в примечаниях к которым указано на освобождение правонарушителей от ответственности. И на этот счет в п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ сказано: постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 6.8, 6.9, 14.32, ч. 3 ст. 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям. Статьи 19.15.1 и 19.15.2 еще не успели добавить в данную норму, но формулировки в них идентичны формулировкам, приведенным в примечаниях к перечисленным статьям.

Постановление о прекращении производства по делу выносится по итогам рассмотрения дела. А чтобы дело об административном правонарушении было рассмотрено, оно изначально должно быть возбуждено, основанием для чего является, в частности, протокол об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Таким образом, при выявлении лиц, проживающих без регистрации в жилых помещениях, в любом случае должен быть составлен протокол, и в некоторых случаях производство по делу будет прекращено.

К сведению. Особый интерес вызывает ситуация, когда согласно ст. 5 Закона РФ N 5242-1 гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания. В данном случае бездействие гражданина является вполне законным. В то же время согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ "административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность". Поэтому представляется, что законное бездействие (непредставление в органы регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в случаях, указанных в Законе РФ N 5242-1) вообще не может считаться правонарушением и не должно было попасть в диспозицию ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ. Но такой подход, очевидно, не позволит составлять протоколы об административных правонарушениях и закроет исполнителям коммунальных услуг возможность доначислить плату огромной массе потребителей.

* * *

С начала 2014 г. граждане в некоторых случаях не должны регистрироваться по месту пребывания. Кроме того, еще чаще граждане освобождаются от административной ответственности за проживание в жилых помещениях без регистрации. Однако в любом случае проживание без регистрации рассматривается как правонарушение, при выявлении которого составляется протокол, так необходимый исполнителю коммунальных услуг для доначисления платы. В то же время представляется весьма сомнительным подход законодателя, который отнес вполне законное бездействие к административным правонарушениям.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"