Мудрый Экономист

Ук на УСНО и плата с учетом НДС

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9

Считается, что для управляющей организации, применяющей УСНО, важно позаботиться об установлении в договорах управления размера платы без учета НДС. Ведь если размер платы установлен с учетом налога (а так бывает, когда применяется размер платы, утвержденный органом местного самоуправления для нанимателей), то налоговики будут требовать перечислить в бюджет сумму налога, полученную от потребителей. Законно ли это?

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Вместе с тем согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления лицом, не являющимся налогоплательщиком, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога такое лицо исчисляет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Одновременно в силу п. п. 6 и 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены, не выделяется в документах, выдаваемых продавцом покупателям, а обязанность налогоплательщика выдавать счет-фактуру считается исполненной при реализации услуг населению за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Опираясь на приведенные нормы и имея информацию о том, что применяемый УК "муниципальный" размер платы за жилое помещение установлен с учетом НДС, налоговые органы требуют у УК-"упрощенца" уплаты сумм НДС, полученных от населения в составе платы за жилое помещение. Есть примеры, когда арбитражные суды поддерживали такие претензии инспекторов (Постановления ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А41-38989/12, от 26.07.2013 по делу N А41-39496/12, от 24.07.2013 по делу N А41-38987/12). В такой ситуации организация не имеет права на налоговый вычет (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Это серьезный риск для управляющих компаний.

Одновременно Минфин России приводил противоположные разъяснения: УК не обязана уплачивать НДС в бюджет при реализации населению услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления с учетом НДС (Письма от 10.04.2013 N 03-07-14/11871, от 18.02.2013 N 03-07-14/11). Принятое три месяца назад Постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П вносит ясность в этот вопрос, хотя поводом для толкования норм налогового законодательства послужила совсем другая ситуация.

Так, торговая организация, продающая товары населению в розницу за наличный расчет, считала, что должна применять общую систему налогообложения, и исчисляла налоги в соответствии с ней. В рамках налоговой проверки было установлено, что компания должна была уплачивать ЕНВД. Поскольку цена товара содержала сумму НДС, налогоплательщик выделял ее и отражал в декларации, инспекторы потребовали уплаты этого налога, а также ЕНВД. Конституционный Суд указал на неправомерность претензий чиновников и дал исчерпывающее толкование пп. 1 п. 5 ст. 173, п. п. 6 и 7 ст. 168 НК РФ. Именно это толкование пригодится УК, находящейся на УСНО, начисляющей плату за содержание и ремонт общего имущества по муниципальному тарифу, установленному с учетом НДС. Приведем основные тезисы.

  1. Предписания ст. 168 НК РФ адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц (операции), которые от уплаты этого налога (обложения этим налогом) освобождены в силу закона. Выходит, в отношении "упрощенца" нельзя ссылаться на ст. 168 НК РФ.
  2. Из п. 5 ст. 173 НК РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном НК РФ, то есть посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
  3. Предписания п. 5 ст. 173 НК РФ защищают бюджет от налоговых потерь и требуют уплаты НДС только в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от его уплаты, счета-фактуры с выделенной суммой данного налога, поскольку такая сумма может быть в дальнейшем использована для налоговых вычетов.
  4. Пункт 5 ст. 173 НК РФ не предназначен для регулирования отношений, возникающих между продавцом товаров (работ, услуг) и их конечным потребителем, которому счет-фактура не выставляется, так как он не является плательщиком НДС, применяющим налоговый вычет.

Таким образом, поскольку УК реализует услуги населению, которое не применяет налоговый вычет, и не выставляет счета-фактуры с выделением суммы НДС, она не обязана уплачивать в бюджет налог, несмотря ни на какие иные факторы (включая порядок ценообразования). Значит, даже если размер платы установлен с НДС, УК, находящаяся на УСНО, не обязана перечислять налог в бюджет, если не выставляет счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Вообще формулировки условия о цене (с включением или без включения НДС), по сути, не должны играть особой роли при определении налоговых обязательств продавца. Решающий фактор - статус налогоплательщика и другие обстоятельства, прямо названные в НК РФ. К примеру, если цена услуг, реализуемых плательщиком НДС, установлена без учета НДС, это вовсе не отменяет его обязанности уплачивать налог в бюджет.

Постановления КС РФ являются общеобязательными. Его позиция относительно того, соответствует ли Конституции РФ смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый ему правоприменительной практикой, выраженная в постановлении, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления (ст. 6, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Эти обстоятельства ФНС учла, разместив на своем сайте информацию о позиции КС РФ в разделе, посвященном досудебному урегулированию налоговых споров.

Н.М.Софийская

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"