Мудрый Экономист

Новшества отраслевого законодательства

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 5

Сфера связи и массовых коммуникаций по праву считается одним из передовых и динамично развивающихся секторов российской экономики, и неудивительно, что отраслевое законодательство постоянно обновляется. Оно определяет правовое поле деятельности операторов, поэтому не знать о нем - значит не представлять, какие мероприятия ожидаются в ближайшем будущем и чем они чреваты для бюджета компании. Так давайте же расширим кругозор финансового работника.

Начинаем с поправок в Законе о связи

В последнее время носят массовый характер и негативно воспринимаются не санкционированные абонентами рассылки коротких текстовых или иных неголосовых сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи. Так называемый мобильный спам уже превысил все пределы терпения абонентов, а между тем действующая нормативная база не позволяет эффективно с ним бороться. Осуществляя деятельность по приему и передаче сообщений, оператор связи не имеет права фильтровать сообщения и отказаться от доставки отдельных сообщений, даже если имеются сведения, что это рассылка, на получение которой абонент не давал согласия.

Исправить недочеты в нормативной базе - в Законе о связи - призваны поправки Федерального закона от 21.07.2014 N 272-ФЗ. Во-первых, устанавливается понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи. Это автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о взаимодействии с иностранными операторами связи.

Как может заметить читатель, установлено три критерия рассылки по сети подвижной связи. Это массовость (критерий предложен по аналогии с Регламентом Международного союза электросвязи), автоматический характер (означает отправку сообщений техническими средствами без участия человека) и использование номеров, не предусмотренных российской системой и планом нумерации (например, коротких и буквенных номеров). Именно с использованием коротких и буквенных номеров в основном осуществляется рассылка сообщений рекламного и информационного характера.

Введена новая статья - ст. 44.1 Закона о связи. Из нее следует, что законной является только рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи, при условии что абонент дал согласие на получение сообщений от каждого отправителя. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки или оператор подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено. Проще говоря, бремя доказывания наличия согласия абонента на получение рассылок возложено на ее инициатора (заказчика рассылки или оператора подвижной связи) - это можно считать дополнительной мерой защиты абонентов от нежелательных рассылок.

Здесь возникает вопрос: является ли незаконной рассылка СМС, в которых абонентов поздравляют с чем-либо от лица компании, которая рада видеть их в числе своих клиентов? Если в поздравительном сообщении упоминается фирменное наименование (а это средство индивидуализации организации согласно ст. ст. 1225, 1473 ГК РФ), то поздравительное сообщение можно считать направленным на привлечение внимания к источнику поздравления, что позволяет считать такое сообщение рекламой, и на его распространение по сетям связи нужно согласие абонента (п. 1 ст. 18 Закона о рекламе <1>).

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Законодатель обязал заказчика рассылки заключать договор с оператором. Предметом договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи. Поэтому последний вправе запросить с заказчика рассылки необходимые сведения об объеме рассылки, ее характере, времени проведения и других параметрах. Все это позволит обеспечить нормальное функционирование сети связи оператора и, соответственно, выполнение обязанностей, возложенных на него законом и иными нормативными правовыми актами.

Как и в любом правиле, в ограничении рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи есть свои исключения. Так, описанные выше изменения не повлияют на обеспечение своевременного информирования абонентов в случаях, установленных законодательством (например, при переносе номера или сообщении иных сведений, которые оператор должен доводить по закону), в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Последнее касается инициативы органов власти, отвечающих за обеспечение безопасности граждан. Массовая отправка сообщений в адрес абонентов в случаях, установленных законодательством, а также по инициативе органов государственной власти и управления в связи с осуществлением последними их полномочий не является автоматической рассылкой в том смысле, который вкладывает в это понятие ст. 44.1 Закона о связи.

И еще: дополнена статья названного Закона, посвященная особенностям оказания услуг связи гражданам. Они получили право обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается. Проще говоря, абонент вправе пожаловаться на конкретного отправителя автоматической рассылки.

Соответственно, оператор подвижной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента (то есть оператору связи нужно заблокировать рекламного спамера). Данное положение продублировано в ст. 46 Закона о связи, посвященной обязанностям операторов. В частности, еще одной обязанностью стало прекращение оказания услуг по пропуску по сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований упомянутого Закона автоматическую рассылку.

Будем надеяться, что реализация всех перечисленных новшеств Федерального закона N 272-ФЗ позволит значительно уменьшить количество не санкционированных абонентами рассылок по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Продолжаем Правилами использования ресурса нумерации

Внесенные Постановлением Правительства РФ от 07.07.2014 N 622 в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи <2> новшества фактически упростили данные Правила для операторов связи.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 N 350.

Так, сокращен перечень документов, которые операторы связи должны прилагать к заявлению о получении ресурса нумерации. Теперь достаточно подать с заявлением копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, и фрагмент схемы построения сети связи в части использования выделяемого ресурса. При этом объемнее стало само заявление. Если раньше в нем помимо идентификационных данных указывались объем запрашиваемого ресурса нумерации и территория, на которой предполагается использовать запрашиваемый ресурс нумерации, то по новым Правилам в заявлении обязателен номер лицензии на оказание услуг в области связи, в соответствии с которой оператор оказывает (предполагает оказывать) услуги связи. Также при запросе объема нумерации (количества номеров) с оператора потребуют указать код зоны нумерации, или код доступа к услугам связи, или индикатор сети. Не лишними будут и номер телефона (факса) и адрес электронной почты организации для решения всех вопросов по получению ресурса нумерации.

Новшеством стала возможность подачи в Россвязь заявления о получении ресурса нумерации в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг. При направлении заявления в электронной форме с использованием данной информационной системы заявитель к заявлению прилагает сканированное изображение документов (платежного поручения и фрагмента схемы построения сети связи).

Срок принятия решения о выделении ресурса нумерации сокращен с 50 до 40 дней со дня регистрации заявления в Россвязи. А если оператор связи включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и подал заявление о получении не более 1000 номеров, решение должно быть принято в срок не позднее 30 дней.

Выделенный ресурс нумерации должен быть использован в течение 2 лет с даты выделения ресурса нумерации. Выделенный в установленном порядке ресурс нумерации считается неиспользованным в случае, если он в течение указанного срока использовался менее чем на 75%. Ранее этот интервал был установлен для частично использованного ресурса нумерации. Видимо, градация между полным и неполным использованием ресурса нумерации уже больше не нужна. Есть использование и неиспользование ресурса нумерации (менее 75%), и последний случай грозит изъятием ресурса.

Введено новое положение о том, что Россвязь взаимодействует с оператором базы данных перенесенных абонентских номеров и обеспечивает организацию операторами связи маршрутизации выделенного операторам подвижной радиотелефонной связи ресурса нумерации с присвоением маршрутного номера. Здесь же следует сказать, что получивший ресурс нумерации оператор обязан не допускать использования выделенного ему ресурса в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами, за исключением случаев, когда абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера.

Как видим, изменений немного, но почти все они положительны для операторов связи.

Заканчиваем обязанностями по ограничению сайтов

Казалось бы, Федеральный закон от 05.05.2014 N 97-ФЗ, призванный упорядочить обмен информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, не имеет прямого отношения к операторам связи. Тем не менее именно эта законодательная инициатива дала толчок к принятию различных подзаконных актов, затрагивающих права и обязанности участников телекоммуникационного рынка.

Так, Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 742 были расширены полномочия Роскомнадзора. Данное ведомство обязали контролировать деятельность организаторов распространения информации в сети Интернет, связанной с ее хранением. Плюс к этому чиновники должны утвердить методику определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети Интернет в сутки. Порядок предоставления операторам связи технических средств контроля, позволяющих ограничивать во Всемирной паутине доступ к информации, распространяемой с нарушением законодательства, также должен быть утвержден чиновниками указанного ведомства. Они же отвечают за мониторинг сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети.

Другим Постановлением Правительства РФ - от 31.07.2014 N 745 - утвержден порядок взаимодействия Роскомнадзора с организаторами распространения информации в сети Интернет. К последним относятся лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин в сети Интернет. По сути, это интернет-компании (ИТ-компании), клиенты которых - обычные рядовые граждане, пользующиеся Интернетом. Роскомнадзор с помощью операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, ограничивает доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин организаторов распространения информации. Указание оператору связи на блокирование интернет-ресурса должно содержать доменное имя, сетевой адрес и (или) указатели страниц сайта в сети Интернет, которые позволяют идентифицировать информационный ресурс. На основании этих же данных и соответствующего решения Роскомнадзора оператор связи разблокирует доступ к информационному ресурсу.

Следует признать, что не все операторы связи торопятся выполнять свои обязанности по ограничению доступа к запрещенным интернет-ресурсам. Неторопливые могут поплатиться административным штрафом за несоблюдение условий, предусмотренных лицензией. Обратимся к Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 N 09АП-20533/2014. Роскомнадзором было выявлено, что оператор связи не следит за реестром запрещенных интернет-ресурсов <3>. Он обновляется ежедневно, и в течение суток с момента такого обновления оператор обязан ограничить доступ к запрещенным сайтам в сети Интернет. В данном деле оператор был авторизован для использования указанного веб-сервиса, но длительное время не осуществлял доступ к реестру. Вследствие отсутствия актуальных данных о перечне запрещенных ресурсов оператор связи был лишен возможности осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой в Интернете. В итоге оператор связи был признан не соблюдающим действующее законодательство и обоснованно привлечен к ответственности.

<3> Единый реестр, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, доступен на сайте vigruzki.rkn.gov.ru (zapret-info.gov.ru).

И еще: уточнен порядок обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях (Федеральный закон от 21.07.2014 N 242-ФЗ). Сегодня все больше граждан - пользователей Интернета жалуются на распространение без их согласия персональных данных, опубликованных на сайтах третьих лиц. Повлиять на эту негативную ситуацию должен Роскомнадзор, который наделяется правом на основании вступившего в законную силу судебного акта ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных. В этих целях будет создана автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных". В реестр на основании вступившего в силу судебного акта будут включаться доменные имена и сетевые адреса нарушителей, сведения о дате направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к нему пользователей Интернета. При этом поисковые интернет-сервисы также должны принимать во внимание просьбы физических лиц об удалении открыто размещенной информации с упоминанием их имени из поисковых результатов.

* * *

Нетрудно заметить, что ряд законодательных инициатив обернется для операторов связи дополнительным объемом работы по соблюдению новых требований, но при этом есть и упрощающие жизнь изменения. Главное - помнить, что невыполнимых требований нет, бывают лишь организационные, административные и технические сложности с соблюдением норм действующего законодательства. Их можно преодолеть, если заранее ознакомиться с новшествами правового поля и решить, как работать в новых условиях в рамках закона.

Ю.А.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ "Аюдар"