Мудрый Экономист

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 9

В прошлом номере журнала мы начали разговор об изменениях, внесенных в порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также в процедуру их администрирования <1>. В продолжение темы рассмотрим порядок предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (далее - отсрочка (рассрочка)).

<1> Подробнее об этом читайте в статье Н.А. Петровой "Новшества обязательного социального страхования" (N 8, 2014).

Можно ли получить отсрочку (рассрочку) сегодня?

С 1 января 2015 г. вступают в силу новшества, внесенные Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ) в порядок исчисления, уплаты и администрирования страховых взносов.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) дополнен новыми статьями, которые устанавливают порядок предоставления отсрочки (рассрочки).

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению порядка предоставления отсрочки (рассрочки), отметим, что само право предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) установлено п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ с момента вступления его в силу, то есть с 1 января 2010 г. Но этой же нормой предусмотрено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) установлены Федеральным законом. При этом Федеральный закон N 212-ФЗ такого механизма не предусматривал, и отдельного федерального закона принято не было. Таким образом, право на отсрочку (рассрочку) у плательщиков страховых взносов было, но реализовать его на практике было невозможно, впрочем, как и сегодня.

Плательщики страховых взносов пытались решить вопрос через суд и даже выигрывали дела (Постановления ФАС МО от 20.11.2012 по делу N А40-37497/12-99-192, ФАС ЗСО от 22.12.2011 по делу N А46-4289/2011).

ПФР на все претензии в свой адрес сообщал, что отсрочку (рассрочку) предоставить не может, поскольку в настоящее время порядок и условия ее предоставления Законом не определены.

Но суды считали, что пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, связанных с предоставлением плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки). При таких обстоятельствах само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может быть основанием для нарушения права истца на ее получение и не лишает соответствующий орган правомочия принимать необходимые меры для ее предоставления, в том числе по аналогии закона.

Точку в этом споре поставил Президиум ВАС: ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд не вправе определять порядок и основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Поскольку на сегодняшний день нет законодательно установленного механизма предоставления отсрочки, у Фонда отсутствуют основания для ее предоставления (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12 по делу N А74-1369/2012).

Плательщики страховых взносов и дальше пытались отстоять свое право на получение отсрочки (рассрочки) в суде. Но после выхода приведенного решения Президиума ВАС суды уже отказывали плательщикам страховых взносов в признании незаконным отказа ПФР предоставить отсрочку (рассрочку) (Постановления ФАС ПО от 17.03.2014 по делу N А65-14284/2013, ФАС ЗСО от 07.05.2014 по делу N А03-11198/2013).

Таким образом, новшества, внесенные Федеральным законом N 188-ФЗ в Федеральный закон N 212-ФЗ, устанавливают механизм реализации права плательщика страховых взносов на получение отсрочки (рассрочки). Но заработает данный механизм только с 1 января 2015 г. И плательщики страховых взносов смогут обратиться в орган контроля за уплатой страховых взносов за предоставлением отсрочки (рассрочки) тоже только со следующего года (Письмо Минтруда России от 25.06.2014 N 17-4/10/П-3456).

Механизм предоставления отсрочки (рассрочки)

Федеральный закон N 212-ФЗ дополнен следующими статьями:

Что такое отсрочка (рассрочка)? Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии установленных оснований на срок, не превышающий одного года, с единовременной (поэтапной) уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

Обратите внимание! Отсрочка (рассрочка) не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по их уплате.

Каковы основные правила предоставления отсрочки (рассрочки)? Установлены следующие правила предоставления отсрочки (рассрочки):

Каковы основания для предоставления отсрочки (рассрочки)? Законодатель установил конкретные основания, наличие хотя бы одного из которых дает возможность получить отсрочку (рассрочку).

Основание для получения отсрочки (рассрочки)

Начисление процентов на сумму задолженности

Подтверждающие документы

Причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

Не начисляются

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы;
  • акт оценки причиненного плательщику страховых взносов в результате указанных обстоятельств ущерба.

Эти документы составляются органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по их уплате, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

Не начисляются

  • документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до плательщика страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;
  • документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

Сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг

На сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), предоставленной плательщику страховых взносов

Документ, подтверждающий, что в общем объеме дохода от реализации товаров, работ или услуг плательщика страховых взносов доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденный Правительством РФ, в соответствии со ст. 64 НК РФ составляет не менее 50%

К сведению. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки (рассрочки), утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382.

Какие обстоятельства исключают предоставление отсрочки (рассрочки)? Отсрочка (рассрочка) не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:

При наличии указанных обстоятельств положительное решение вынесено быть не может, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем плательщик страховых взносов уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня его отмены. Данное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Как получить отсрочку (рассрочку)? Отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов, подаваемому в соответствующий орган (ПФР или ФСС). К заявлению прилагаются следующие документы:

Если основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, в заявлении плательщик страховых взносов принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по страховым взносам.

К сведению. Формы документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки), утверждаются органами контроля за уплатой страховых взносов. На данный момент они не утверждены.

Затем пакет документов рассматривает ПФР или ФСС, после чего принимается соответствующее решение. Решение должно быть вынесено в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки). В данном случае речь идет о рабочих днях (ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ).

При этом на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по ходатайству плательщика страховых взносов орган, к компетенции которого относится принятие решения, вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) вступает в силу со дня, установленного в данном решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления данного решения в силу.

Что касается отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки), то конкретных оснований законодатель не установил. Сказано только, что такое решение должно быть мотивированным и оно может быть обжаловано в предусмотренном порядке.

Плательщик страховых взносов должен получить копию решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Может ли действие отсрочки (рассрочки) быть прекращено? Да, действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо может быть прекращено до истечения такого срока в установленных случаях. Действие отсрочки (рассрочки) может быть прекращено досрочно:

В случае лишения плательщика страховых взносов права на отсрочку (рассрочку) он должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты данной суммы включительно.

Решение о досрочном лишении права на отсрочку (рассрочку) плательщик страховых взносов может обжаловать в установленном порядке.

В заключение выделим главное.

Федеральный закон N 188-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ, установил механизм предоставления отсрочек (рассрочек) плательщикам страховых взносов. В качестве оснований для их предоставления названы форс-мажорные обстоятельства (стихийное бедствие и другие обстоятельства непреодолимой силы), несвоевременное бюджетное финансирование и сезонный характер основной деятельности.

Законодатель установил конкретные обстоятельства, при которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется: производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах или в области страхования, а также наличие решения о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в пределах срока исковой давности, равного трем годам.

Важно, что не может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Кроме того, по данному виду страховых взносов не должно быть просроченных платежей как на день подачи заявления, так и в течение всего срока действия отсрочки (рассрочки).

Отметим также, что рассмотренные нормы о предоставлении отсрочки (рассрочки) напоминают положения ст. 64 НК РФ о порядке предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов.

Н.А.Петрова

Эксперт журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"