Мудрый Экономист

Инспекторы заплатят за ошибки

"Практическая бухгалтерия", 2014, N 8

Инспекторов хотят заставить отвечать за свои ошибки рублем. В Госдуму внесены два законопроекта (поправки в Закон о налоговых органах и Административный кодекс) о введении штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение контролерами своих обязанностей, если такие действия привели к возмещению убытков бюджетными средствами. Владислава Яворская узнала, кому выгодно, чтобы поправки приняли.

Документы подготовили в законодательном собрании Амурской области, но вплотную депутаты займутся ими только в ходе осенней сессии - сейчас обе инициативы находятся на рассмотрении профильных комитетов. Но они уже вызывают много вопросов и сомнений: эксперты с нетерпением ждут, когда закон вступит в силу, и прогнозируют улучшение бизнес-климата, а в ФНС считают, что необходимость внесения предложенных изменений на самом деле отсутствует.

Суть изменений

Сейчас, согласно Закону, в случае, если бизнесмену неправомерные действия чиновников ФНС причинили убытки, их возмещают за счет федерального бюджета. Ответственность за это несут налоговые органы и их должностные лица - пока только дисциплинарную, материальную и уголовную. Зачем добавлять еще и штрафы? Эксперты считают, что это наиболее действенный способ наказать нерадивых инспекторов. "Сейчас получается, что чиновники работают в одну сторону: они беспокоятся о своих собственных доходах, но совершенно не заботятся о доходах налогоплательщика, - считает гендиректор компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл" Тамара Касьянова. - А доходы налогоплательщика - это, в итоге, доходы бюджета и государства как такового. У нас часто получается, что налоговые органы из нежелания внимательно отнестись к тем или иным вопросам своими действиями причиняют достаточно серьезный ущерб бизнесу".

На заметку. Сейчас, согласно Закону, в случае, если бизнесмену навредили неправомерные действия чиновников ФНС, их возмещают за счет федерального бюджета, а ревизоры несут ответственность: дисциплинарную, материальную и уголовную. Зачем добавлять еще и штрафы? Эксперты считают, что это наиболее действенный способ наказать нерадивых инспекторов.

Спор о цифрах

Авторы законопроекта в пояснительной записке сообщают, что за последние годы количество заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов существенно возросло. Так, в Амурской области, депутаты которой подготовили документ, из 64 обращений по поводу действий должностных лиц, рассмотренных арбитражным судом, удовлетворено 26, а год спустя количество заявлений увеличилось в два раза. Работает сарафанное радио - одному убытки возместили, второй, попавший в такую же ситуацию, пойдет в суд, потому что уже наполовину уверен в успехе.

В Федеральной налоговой службе, напротив, заверили "Расчет", что обращений по поводу ненадлежащего исполнения инспекторами своих обязанностей с каждым годом становится все меньше: "Начиная с 2010 г. количество жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц сокращается в среднем на 10 процентов ежегодно. При этом количество жалоб, поступивших за период с 2009 по 2013 г., снизилось в 1,5 раза", - сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе ФНС.

Более того, налоговики подчеркивают, что согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда количество споров, рассмотренных арбитражными судами РФ с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 17 процентов: "За период с 2009 по 2013 г. количество рассмотренных судами дел снизилось в 2,6 раза".

Впрочем, этому есть логичное объяснение - бизнесмены не хотят идти в суд, зная, что шансы на победу невелики. "К сожалению, не каждый бизнесмен способен это сделать [выиграть в суде. - Прим. ред.], - считает г-жа Касьянова. - Бизнес идет в суд против налоговых органов и отсуживает неверно начисленные штрафы, пени и так далее или доказывает в суде неправильность актов налоговой проверки. Но взыскать упущенную выгоду или убытки практически не удается".

Это, кстати, подтверждает и статистика. В ФНС журналу "Расчет" предоставили следующие данные: "В 2009 г. судами при рассмотрении споров с участием налоговых органов не в пользу бюджета рассматривалось 53 процента предъявляемых налоговыми органами сумм требований, тогда как в 2013 г. судами рассмотрено не в пользу бюджета только 26 процентов указанных сумм, в I квартале 2014 г. - 22 процента". Что это значит? Инспекторы начали реже ошибаться или суды стали чаще вставать на сторону государства и экономить бюджетные средства, оставляя бизнес "с носом"? В налоговой считают, что "данные показатели свидетельствуют об устойчивой положительной динамике работы налоговых органов по принятию обоснованных и законных решений". Но, разумеется, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Быть может, бизнесмены, поверив "сарафанному радио", действительно подают необоснованный иск в надежде отсудить хоть что-нибудь?

Двусторонняя выгода

Авторы поправок считают, что привлечь налоговиков к ответственности за неправомерно начисленные налоги сейчас практически невозможно. В ФНС утверждают обратное: "В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации установлено большое количество мер, направленных на пресечение невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами налоговых органов своих обязанностей".

"Государство само заинтересовано в том, чтобы не допускать выплат из казны, чтобы в принципе эти ситуации не возникали, - заявил журналу "Расчет" эксперт юридической компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. - Оно хочет дисциплинировать собственных чиновников, чтобы те думали дважды, прежде чем выносить то или иное решение". Такой подход, по мнению эксперта, благотворно скажется на условиях ведения бизнеса в стране. "Если инспектор начнет тщательнее продумывать свои решения, количество необоснованных и заведомо неправомерных решений сократится", - уверен Шаповалов.

Другое дело, что из-за сравнительно небольших убытков с иском против налоговой не пойдут. "Бывают убытки и ущерб не столь значительные, - напоминает г-жа Касьянова, - и бизнесмены не пойдут судиться и предъявлять претензии, потому что понимают, что они в эту налоговую пойдут еще и еще". Так значит, нерадивый инспектор будет задумываться только тогда, когда подписывает документы на крупные суммы, но продолжит халатно относиться к мелкому бизнесу с его небольшим деньгами? Ведь если речь идет о крупных убытках, уверена Касьянова, безусловно, бизнес пойдет предъявлять претензии налоговым органам: "И это будет хорошим уроком для сотрудников, которые неквалифицированно работают".

Еще один вопрос, который встает в связи с предлагаемыми поправками: не приведет ли подобное решение к оттоку квалифицированных кадров из службы? Эксперты считают, что хорошие инспекторы не опасаются любых видов ответственности, потому что все делают грамотно.

В.Яворская