Мудрый Экономист

Лояльность персонала

"Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 8

Нередко мы слышим, как коллеги выражают свое недовольство. Одни недовольны зарплатой, другие - режимом рабочего времени, третьи сетуют на отсутствие "дополнительных опций" в стандартном социальном пакете... Подобные жалобы могут оказаться серьезным признаком не слишком большой заинтересованности в работе, что особенно опасно в области продаж и оказания услуг. Так что же такое лояльность персонала и какими способами ее можно добиться?

Понятие и виды

В общем смысле лояльность - это преданность и верность чему-то. Если говорить об отношениях между работником и его работодателем, то лояльность представляет собой желание работать эффективнее, соответствовать принципам компании, ее корпоративной культуре и совместными усилиями достигать общих целей. Лояльность характеризуется качеством отношений между работодателем и работником, степенью доверия к руководству у подчиненных.

Лояльность работника базируется на том, что он разделяет миссию компании и следует ее идеалам, то есть понимает смысл существования организации, принимает ее убеждения, ценности и принципы, в общем, те правила и установки, на которых основывается деятельность организации. Лояльность нельзя закрепить или регламентировать каким-либо внутренним документом, ее можно только заслужить, проводя определенную политику по отношению к персоналу в широком смысле (во всей организации) и в узком - на уровне взаимодействия руководителя отдела со своими подчиненными. Если же и разрабатываются некие программы по формированию лояльности сотрудников, то обычно суть этих программ сводится к сочетанию материальных и нематериальных поощрений.

Зарубежные ученые вели многолетние исследования явления лояльности и в итоге выделили следующие ее виды.

Поведенческая (продолжительная) лояльность определена верностью сотрудника организации и продолжительностью работы в ней, формируется она годами. Ежедневно посвящая большую часть жизни работе, люди становятся ее частью. Коллеги превращаются почти в семью, обсуждают и переживают любые новости предприятия. С годами работа на одном месте становится и привычкой, и необходимостью, а потеря рабочего места вызывает страх и продолжительную депрессию. Такой тип работников каждый узнает в своих бабушках, дедушках, родителях. Впрочем, несмотря на тот факт, что современное поколение предпочитает "перебегать" с одного места на другое в поисках большей зарплаты, многие и сейчас выбирают быть служащими государственных предприятий в течение продолжительного времени.

Аффективная (эмоциональная приверженность, преданность) лояльность характеризуется желанием сотрудников пребывать на одном месте работы в силу эмоциональной привязанности к ней. Такие сотрудники разделяют миссию, цели, принципы своей компании, иными словами, работают за идею. Им важен здоровый климат в коллективе, приятельские отношения с коллегами. Аффективную лояльность повышают забота и внимание со стороны руководства организации. Как показывает практика, аффективная лояльность дает большую результативность труда, чем поведенческая. Работники, проявляющие данный вид лояльности, обладают большим потенциалом к управлению.

Нормативная лояльность связана, в первую очередь, с психологическим давлением на работника. Руководство вынуждает не увольняться, вызывая чувство вины. Персонал чувствует обязанность не покидать работодателя. Такие работники мнительны, боятся негативных отзывов коллег и разочарования работодателя в случае своего увольнения, им важно знать, что о них думают другие. Чувство вины возникает, например, в случае, если работодатель оплатил обучение работника - какие-нибудь курсы повышения квалификации, дорогостоящие тренинги... Ученые не обнаружили никаких данных в пользу того, что развивать такой вид лояльности у работников продуктивно.

Как заслужить?

Чем же можно заслужить лояльность сотрудников и какие инструменты можно и нужно применить для этого? Основу составляют сводящиеся к физическим и психологическим потребностям условия, при которых работники испытывают преданность к компании. Назовем основные параметры:

Повышение лояльности персонала достигается и с помощью другого инструментария:

Заключение

Лояльность представляет собой невидимую основу успешности организации, поэтому обязанность работодателя - не стоять на месте, а двигаться в ногу со временем. Стоит периодически проводить "разведку" - анкетирование, опросы, публичные встречи, чтобы понять, по каким пунктам существует отставание.

Если сотрудник лоялен к организации, то работа порождает в нем чувство удовлетворенности от выполнения своих обязанностей, ощущение профессионального и личностного роста в процессе именно этой работы, именно в этой фирме. Такой сотрудник с гордостью идет порой на определенные жертвы ради общего дела и успеха, испытывая желание быть частью компании долгие годы, несмотря на какие-либо проблемы и преграды. И все это становится возможным благодаря заботе и вниманию мудрого современного работодателя к своему персоналу.

М.В.Герш

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"