Мудрый Экономист

Как налоговики проверяют отчетность?

"Арсенал предпринимателя", 2014, N 8

Каждый коммерсант в процессе предпринимательской деятельности вынужден взаимодействовать с налоговой инспекцией. Причем значительная часть такого взаимодействия заключается в сдаче налоговой отчетности. Расскажем о том, что происходит после того, как налоговики получают декларации и расчеты от предпринимателя.

Проверка отчетности, которую представляет коммерсант, называется камеральной. Легального определения она, как ни странно, не имеет. Однако в п. 1 ст. 88 НК РФ сказано, что "камералка" проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа.

Сразу предупредим, что камеральной проверке подвергается вся отчетность, которую коммерсант сдает в инспекцию. Это вполне объяснимо, ведь именно на основании отчетности инспекция проверяет правильность исчисления и уплаты налогов, а также правомерность использования льгот. И оснований для непроведения камеральных проверок представленной отчетности у налоговиков просто нет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А42-3884/2009). Получается, что относиться к подготовке отчетности спустя рукава - шаг довольно рискованный.

В отличие от выездной налоговой проверки, о ходе "камералки" коммерсант обычно не знает. Во-первых, по закону для ее проведения не нужно никакого специального разрешения. Инспекторы "камералят" отчетность в соответствии со своими служебными обязанностями (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, по логике, если в представленной отчетности все "чисто", то информировать предпринимателя о ходе и результатах проверки просто незачем. Соответственно, и о завершении проверки предпринимателя обычно не информируют и никаких документов не составляют. Исключением будет только случай, когда по завершении проверки принимается решение о возмещении налога.

Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения.

Отчетность с изъяном

Даже если инспекторы выявили какие-то недочеты, не стоит расстраиваться. Такое случается довольно часто. Тем более что налоговики обязаны сообщать коммерсантам обо всех выявленных недочетах, даже если они повлекли переплату налога (п. 3 ст. 78 НК РФ).

После выявления изъянов инспекторы связываются с налогоплательщиками и требуют внести изменения в отчетность. Времени на выполнение их требования отводится немного: лишь пять рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если исправление недочетов не приведет к увеличению налоговой базы или суммы налога, то спорить с инспекторами не стоит. Проще сделать так, как они требуют, ведь никакой ответственности предпринимателю в данном случае не грозит.

Но бывают и другие случаи: когда изменения влекут возникновение задолженности перед бюджетом. Если предприниматель согласится с доводами инспекции, то ему придется заплатить не только налог, но и пени (по ставке рефинансирования Банка России за каждый день просрочки - п. 4 ст. 75 НК РФ). Помимо этого предпринимателя могут оштрафовать на 20% от неуплаченной суммы налога по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Здесь возникает вполне закономерный вопрос: стоит ли идти на поводу у налоговиков? К сожалению, универсального ответа на него быть не может. Все зависит от конкретной ситуации. Если изъян в отчетности, как говорится, налицо, то спорить с инспектором, доказывая ему, что черное - это на самом деле белое, едва ли стоит. К тому же, за время спора может "накапать" солидная сумма пеней.

Но даже если коммерсант уверен в своей правоте на сто процентов, возможно, есть смысл уступить инспектору. Ведь если речь идет о копеечных суммах, то овчинка может не стоить выделки.

Пожалуй, самые сложные ситуации возникают тогда, когда речь идет о крупных суммах и ни одна из сторон не хочет уступать. Чтобы убедить инспектора в своей правоте, предприниматель в принципе может использовать любые доводы и аргументы. Наверное, лучшим вариантом будет представить документы, подтверждающие правильность отчетности: акты, договоры, "платежки", счета-фактуры, регистры налогового учета и т.п. Причем налоговики должны будут их рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ). Впрочем, соглашаться с доводами предпринимателя они не обязаны. Поэтому не исключено, что дело может дойти до привлечения к ответственности, разбирательства в вышестоящем налоговом органе и даже до суда.

Документы, которые составляют налоговики

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Он должен быть вручен предпринимателю в течение пяти рабочих дней с даты вынесения (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь пятнадцатидневный срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки.

Затем акт вместе с возражениями (при их наличии) рассматривает руководитель (или заместитель руководителя) налоговой инспекции.

К сведению. При рассмотрении материалов руководитель (замруководителя) инспекции должен не только установить все обстоятельства нарушения, но и выявить смягчающие ответственность или вовсе исключающие вину коммерсанта (п. 5 ст. 101 НК РФ). Если он этого не сделает, то итоговое решение может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу N А21-4566/2012 и от 13.08.2012 по делу N А21-8338/2011, ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу N А40-107621/11-99-463).

По результатам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено одно из двух решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

Здесь следует отметить, что налоговики не обязаны рассматривать материалы и принимать решение в один день. Они могут, как говорится, растянуть удовольствие (п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Причем извещать предпринимателя о времени и месте вынесения решения налоговики не будут (Письмо Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08).

Срок проверки

По закону проверяющие должны уложиться в три месяца со дня представления отчетности (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако фактически проверка может длиться не месяцы, а часы и даже минуты. Но предприниматель об этом все равно не узнает, ведь никаких документов о начале и об окончании проверочных процедур не составляется. Конкретный срок проверки налоговики определяют сами (Письмо Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

К сведению. В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения "камералки" (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу N А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу N А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.

Вместе с тем практика показывает, что проверка часто затягивается. Если просрочка незначительна, то добиться отмены итогового решения по проверке вряд ли получится. По большому счету задержка, скажем, в одну-две недели не является настолько весомым основанием, чтобы отменить решение налоговиков. По крайней мере, такого мнения придерживаются высшие арбитры (п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 17.03.2003 N 71)).

Если же решение принимается через год и даже позже, то у предпринимателя есть все шансы его оспорить (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09, ФАС Московского округа от 17.11.2009 N КА-А40/12208-09).

Глубина проверки

Самое простая операция, которую налоговики проведут в любом случае, - это проверка контрольных соотношений. Она основывается на том, что в любой форме отчетности показатели двух или нескольких полей при любом раскладе должны сходиться. Контрольные соотношения не являются секретом, ФНС России раскрывает их в своих официальных письмах. Например, в Письме от 07.10.2009 N ШС-2-4-3/333дсп@ приведены такие соотношения для декларации, представляемой в связи с применением УСН; в Письме от 30.05.2014 N БС-4-11/10399 - для декларации по земельному налогу. Контрольные соотношения можно также найти на официальном сайте ФНС России <1> в разделах, посвященных соответствующим налогам.

<1> www.nalog.ru.

Кроме того, инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.

Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если:

Но и это еще не все. Как показывает практика, налоговики часто принимают решение "копнуть поглубже" в случаях, когда декларация представлена с опозданием или когда коммерсант подал "уточненку", уменьшив налог к уплате.

В любом случае в ходе проведения углубленной проверки налоговая инспекция может запросить пояснения, истребовать различные бумаги и т.п.

Дополнительные документы

Затребовать у предпринимателя какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения "камералки". На это обращают внимание и чиновники (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75), и суды (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10 по делу N А40-160453/09-4-1253 и от 05.07.2010 N КА-А40/6657-10 по делу N А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о неуплате налога.

Более того, затребовать у предпринимателя дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А65-406/2013).

Впрочем, руководитель (заместитель руководителя) инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).

К сведению. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указаны срок и конкретная форма мероприятий (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Предпринимателю, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Нередко инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Делается это на основании специального уведомления (его форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@). Так вот, за неявку предприниматель может быть оштрафован на 2000 - 4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Где проводятся проверочные мероприятия

Как известно, все налогоплательщики представляют отчетность в ту налоговую инспекцию, в которой они поставлены на учет. Соответственно, именно эта инспекция должна проводить "камералку" по месту своего нахождения (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует важный вывод: проводить какие-либо мероприятия за пределами своего местонахождения (например, осмотр или выемку) налоговики не могут. Им разрешено только запрашивать пояснения и дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ).

К сведению. За 2013 г. налоговыми органами было проведено более 34 млн камеральных налоговых проверок. Размер налоговых доначислений по их результатам составляет 1,62 тыс. руб. Как отметил министр финансов Антон Силуанов, "налоговая служба перевыполнила план по сбору налогов, при этом сделала это не "кошмаря" бизнес, а за счет улучшения работы с налогоплательщиками".

Ю.Котова

Налоговый консультант