Мудрый Экономист

Усиление контроля за счетами клиентов

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2014, N 4

С 1 июля текущего года банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии вкладов населения, движении денежных средств по счетам, изменении их реквизитов. Также компания или гражданин не смогут открыть новый счет или банковскую карту, если они имеют хоть один заблокированный счет, о чем налоговые органы будут информировать все банки. Осложнят или облегчат жизнь принятые нововведения и что изменится для банков в этой связи?

В.А. Лопатин, Внешэкономбанк, дирекция расчетных операций, департамент международных расчетов, заместитель начальника

Пункт 7 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", вступивший в силу с 1 июля 2014 г., вводит требования к банкам:

Согласно названию Закона указанные требования направлены на противодействие незаконным финансовым операциям. Однако Закон вряд ли существенно изменит ситуацию с таким противодействием. Во-первых, уже существует и постоянно расширяется механизм противодействия незаконным финансовым операциям, функционирующий в рамках Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Во-вторых, направляемая банками в рамках Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ информация в основном будет касаться открытия, закрытия и изменения реквизитов счетов и вкладов (депозитов) и только в части ответов на запросы - финансовых операций. В-третьих, счета и вклады (депозиты), которые используются для проведения незаконных финансовых операций, практически невозможно будет выявить в огромном потоке информации о миллионах счетов и вкладов (депозитов), которая будет направляться банками в налоговые органы.

В значительно большей степени требования Закона заденут обычных российских граждан, которые все более активно используют безналичные способы расчетов, часто не задумываясь о налоговых последствиях тех или иных операций. Фактически речь идет о большинстве случаев поступления денежных средств на счет (в т.ч. на карточный счет) физического лица, кроме официальной заработной платы. В связи с этим положительным результатом действия Закона станет, возможно, формирование у законопослушной части граждан более ответственного отношения к осуществлению сделок, подразумевающих безналичные расчеты. А отрицательным - снижение доли расчетов физических лиц в безналичной форме в пользу наличных расчетов, а также уменьшение объема депозитов физических лиц в целом.

Что касается банков, то выполнить первое требование им будет нетрудно, так как соответствующее Указание Банка России от 29.04.2014 N 3251-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" не сильно усложняет процедуру направления сообщений в электронном виде, установленную ранее Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)". Со вторым требованием сложнее - все будет зависеть от количества запросов налоговых органов и уровня автоматизации процесса их обработки. Если налоговые органы проявят активность, обработать вручную многотысячный поток запросов со всей территории России банку будет непросто.

В.В. Сафина, Нордеа Банк, начальник операционного департамента

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации (в т.ч. индивидуального предпринимателя и нотариуса) и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 названной статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять им право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Кроме того, с 1 июля 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в которой регламентируется порядок представления банком справок о наличии не только счетов, но и вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписок по операциям по счетам, вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Для получения информации о наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банки используют сервис ФНС - "Банкинформ" (его интернет-адрес service.nalog.ru/bi.do). С января 2014 г. данный сервис позволяет банкам получать информацию о приостановлении операций по счетам. Для этого по адресу service.nalog.ru/bi.do надо ввести ИНН налогоплательщика и БИК банка, от имени которого проверяется информация. С помощью данного ресурса кредитные организации могут получить информацию, действует ли на данный момент в отношении налогоплательщика решение о приостановке расходных операций. При положительном результате поиска выдается информация с датой решения о блокировке и кодом налогового органа, который принял данное решение.

Данный ресурс позволяет банкам самостоятельно принимать решение о централизованной либо децентрализованной организации процедуры проверки, что, безусловно, положительно сказывается на обработке информации и ее применении в текущих бизнес-процессах кредитных организаций. На практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда клиент не знает, что за ограничение наложено налоговой инспекцией, и в связи с усеченным набором данных сайта, к сожалению, ничем помочь не можем. Доработка в дальнейшем указанного сайта ФНС могла бы помочь поддержанию клиентоориентированного подхода как в банках, так и в государственных структурах.

Е.В. Шестакова, ООО "Актуальный менеджмент", генеральный директор, к. ю. н.

Данное изменение направлено на повышение собираемости налогов и прозрачности счетов физических лиц. Однако для банков, как и для их клиентов, оно не несет ничего хорошего. Во-первых, у банков появляется дополнительная обязанность по сообщению информации о счетах клиентов. Во-вторых, банки не смогут открывать денежные счета тем лицам, у которых уже заблокированы счета. До сих пор существовали ограничения только в рамках одного банка. И сегодня недостаточно ясно, каким образом банки по всей стране будут исполнять данную обязанность.

Одновременно данные поправки идут вразрез со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", которой гарантируется банковская тайна о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых банком.

Изменения негативно отразятся и на клиентах банков. Представим себе ситуацию, когда предприниматель или физическое лицо находится за рубежом, ведет переговоры и вдруг налоговая инспекция без предупреждения блокирует его счет. Такие изменения, скорее всего, просто усилят отток из страны капитала граждан, которые будут больше доверять иностранным банкам.

Е.С. Болдинова, юридическая компания "ЮСТ", старший юрист

С 1 июля 2014 г. банки будут обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Кроме того, изменен порядок представления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей. Теперь налоговый орган сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Данные нововведения значительно расширяют полномочия налоговых органов в части истребования информации у банков. Очевидно, что они направлены прежде всего на "вывод из тени" финансовых потоков граждан (ни для кого не секрет, что расчеты с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без приобретения статуса индивидуального предпринимателя, зачастую производятся посредством перечисления денежных средств на их счета, в т.ч. карточные). Фактически это означает, что информация о банковских операциях физических лиц становится доступной для налоговых органов на законных основаниях. На мой взгляд, введение таких норм свидетельствует о том, что понятие "банковская тайна" заметно сужается, а сам режим банковской тайны более не предоставляет правовой защиты физическим лицам в отношениях с налоговыми органами. Рассматриваемые нововведения заметно усилят нагрузку на банки в части предоставления информации налоговым органам (ранее банки должны были предоставлять налоговым органам сведения только относительно финансовых операций организаций и индивидуальных предпринимателей).

Н.П. Володина, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член Палаты налоговых консультантов <1>

<1> Автор является сотрудником банка, входящего в топ-10.

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ направлен на противодействие незаконным финансовым операциям. Введенные нормы, с одной стороны, позволят государству в лице налоговых органов обладать полной информацией о денежных средствах не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц. При этом Закон не раскрывает, как органы государственного управления будут использовать предоставляемую информацию.

Для банков существенно увеличится объем работы в части исполнения своих обязанностей по информированию налоговых органов о счетах и об остатках на них, так как с 1 июля это касается и счетов физических лиц, составляющих немалую долю в объеме открываемых счетов.

Для физических лиц нововведения могут повлечь и негативные последствия, и связано это в первую очередь с неопределенностью порядка использования предоставляемой банками информации. В первую очередь она будет использована налоговыми органами для оперативного взыскания задолженности по налогам, выявления незадекларированных доходов, схем ухода от налогообложения. В любом случае Закон не должен "испугать" добросовестных налогоплательщиков, если, конечно, при этом исключить несанкционированный доступ третьих лиц к такой информации.

Касательно блокировки счетов необходимо отметить, что до настоящего момента реализация нормы об отказе банков в открытии счетов сопряжена с отсутствием порядка информирования банков налоговыми органами о блокировке и разблокировке счетов налогоплательщиков, который должен устанавливаться ФНС России по согласованию с Банком России. До сих пор банки для реализации своих обязанностей используют временный онлайн-сервис, размещенный на сайте ФНС России.

М.В. Романова, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса, д. э. н.

Для легализации доходов и уменьшения мошенничества со стороны налогоплательщиков предусмотрены нормы, запрещающие открывать новые счета без разблокирования налоговыми органами счетов, которые были закрыты за неуплату налогов.

Также начиная с 1 июля 2014 г. налоговые органы в определенных случаях вправе запрашивать у банков справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям по счетам, вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств таких лиц.

Кроме того, с 1 июля 2014 г. применяются положения, устанавливающие ответственность банка за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (Федеральные законы от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" и от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Письмо ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322).

Таким образом, для усиления контроля за движением денежной наличности банкам вменяется новая обязанность, при невыполнении которой в срок будут наложены штрафные санкции.