Мудрый Экономист

ОСАГО: долгожданные поправки

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4

Законопроект N 191229-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был внесен в Госдуму 17.12.2012 и принят Госдумой в третьем чтении 4 июля 2014 г. <1>. Полтора года велись дискуссии о поправках к действующему законодательству об ОСАГО, затрагивающих интересы как владельцев транспортных средств, так и непосредственно страховщиков.

<1> На момент подготовки данного материала к печати рассматриваемый Закон одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

Какие изменения и к каким Законам в итоге приняты? Предусмотрены ли переходные положения для введения новых норм?

Цель принятия поправок

Целью принятия поправок к действующему законодательству, регулирующему обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), является повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Кроме того, необходимо модернизировать инфраструктуру ОСАГО, улучшить качество услуг по одному из наиболее социально значимых видов страхования, повысить культуру страхования посредством эффективного регулирования соответствующих правоотношений и повышения прозрачности деятельности по ОСАГО, что в целом будет способствовать повышению доверия к страховому рынку РФ.

Внесены поправки в следующие Законы:

Переходные положения

Принятые новшества начнут действовать с 1 сентября 2014 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Полностью все принятые поправки вступят в силу с 1 октября 2019 г.

Отдельный блок переходных положений предусмотрен для изменений, внесенных в Федеральный закон N 40-ФЗ.

До 1 апреля 2015 г.:

а) размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, рассчитывается страховщиком в порядке, предусмотренном правилами гл. 59 ГК РФ;

б) размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

в) компенсационные выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, устанавливаются в размере не более чем 160 000 руб. с учетом требований средств на возмещение расходов на погребение.

По общему правилу положения Закона РФ N 4015-1 (в новой редакции) и Федерального закона N 40-ФЗ (в новой редакции) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после вступления в силу соответствующих положений.

Установленный ст. 14.1 Федерального закона N 40-ФЗ (в новой редакции) порядок прямого возмещения убытков применяется к договорам, срок действия которых не истек на день вступления в силу поправок.

Предусмотренные ст. 16.1 этого же Закона (в новой редакции) особенности рассмотрения споров по договорам ОСАГО применяются к отношениям, возникшим после 1 сентября 2014 г.

До 1 сентября 2016 г. будет установлен переходный период и для срока действия установленных предельных значений базовых ставок страховых тарифов, указанных в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 40-ФЗ (в новой редакции): он по-прежнему не может быть менее шести месяцев. Затем данный срок увеличится до одного года.

До 1 октября 2014 г. предельное значение износа, начисляемого на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 40-ФЗ, по-прежнему не должно превышать 80% их стоимости. А вот после этой даты износ не сможет быть более 50%.

Кроме того, Банку России до 1 сентября 2014 г. поручено принять нормативный акт, определяющий минимальные (стандартные) требования к условиям добровольного страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев, позволяющие владельцам транспортных средств беспрепятственно осуществлять свои права, установленные ст. 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ (оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции).

Новшества в Федеральном законе N 40-ФЗ

Поправки, внесенные в Федеральный закон N 40-ФЗ <2>, носят широкомасштабный характер: изменению подверглись не просто отдельные нормы, целые статьи представлены в новой редакции. Кроме того, Закон дополнен новыми статьями, такими как ст. ст. 11.1 "Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции", 12.1 "Независимая техническая экспертиза транспортного средства", 16.1 "Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования".

<2> Подробнее мы их рассмотрим в следующем номере журнала.

В целом Закон приводит законодательную базу в соответствие с уже сложившимися правилами и обычаями осуществления страховой деятельности, устраняет неточности формулировок и внутренние разногласия правовых норм в указанной сфере.

Отметим отдельные изменения.

Во-первых, были уточнены отдельные понятия, такие как "компенсационные выплаты", "представитель страховщика в субъекте Российской Федерации" (далее - представитель страховщика). Добавлены понятия "направление на ремонт", "урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования".

Во-вторых, увеличены страховые суммы, в пределах которых страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред. В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, вместо 160 000 руб. будут выплачиваться 500 000 руб. Вред имуществу оценен максимальной суммой, равной 400 000 руб., на каждого потерпевшего.

Увеличен и размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего - с 135 000 до 475 000 руб. Сумма на погребение не изменилась (25 000 руб.).

Кроме того, совершенствуется механизм прямого возмещения убытков (процедура предъявления потерпевшим требования о страховом возмещении вреда в страховую компанию, с которой он заключил договор ОСАГО). Право обратиться за возмещением убытков в свою страховую компанию потерпевший имеет в случае, если вред причинен только имуществу (транспортному средству), в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) участвовали не более двух автомобилей, при этом гражданская ответственность обоих владельцев должна быть застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

Потерпевшему предоставляется право выбора способа возмещения вреда: в натуральной форме путем выдачи направления на ремонт или в денежной форме. Для этого вводится понятие "направление на ремонт".

Изменяется порядок государственного регулирования страховых тарифов по ОСАГО. Согласно новым нормам Банк России будет устанавливать не тарифы, а максимальные и минимальные пределы базовых ставок, а также требования к структуре этих тарифов.

Подробно регламентируется порядок действий владельцев транспортных средств в случае, если документы о ДТП оформлялись без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Изменения в Законе РФ N 4015-1

Ряд новшеств внесен и в Закон РФ N 4015-1. Рассмотрим их подробнее.

Единая автоматизированная система. Статья 3 Закона РФ N 4015-1 дополняется п. 3.1, в соответствии с которым в целях информационного взаимодействия участников отношений, регулируемых Законом РФ N 4015-1, и противодействия мошенничеству в страховании создается единая автоматизированная информационная система, содержащая сведения о договорах страхования по видам страхования, предусмотренным пп. 6 и 14 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ N 4015-1, страховых случаях и иную информацию об осуществлении страхования (далее - единая автоматизированная система). Единая автоматизированная система будет создана по следующим видам страхования:

Оператором единой автоматизированной системы будет профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ. Порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы, в том числе обеспечения доступа к содержащейся в ней информации, перечни видов информации, предоставляемой страховщиками в обязательном порядке, устанавливаются Банком России.

Указанные новшества вступят в силу с 1 января 2015 г.

Лицензирование. Изменения внесены в ст. ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела", 32.6 "Ограничение или приостановление действия лицензии" и 32.8 "Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии" Закона РФ N 4015-1.

Установлено, что в случае исключения страховой организации из профессионального объединения страховщиков, созданного в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, указанное объединение информирует об этом орган страхового надзора для принятия им в порядке, установленном Законом РФ N 4015-1, решения об ограничении действия лицензии на осуществление соответствующего вида страхования. Статья 32.6 Закона РФ N 4015-1 дополнена новым п. 4.1.

Одновременно добавлено еще одно основание для принятия органом страхового надзора решения об отзыве лицензии при осуществлении страхового надзора: в случае если страховая организация в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии по основанию, предусмотренному п. 4.1 ст. 32.6 Закона РФ N 4015-1, не восстановила свое членство в профессиональном объединении страховщиков.

Кроме того, ст. 32.8 Закона РФ N 4015-1 дополнена нормой, в соответствии с которой орган страхового надзора принимает решение об отзыве лицензии по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности, в том числе в случае выхода страховой организации из профессионального объединения страховщиков, созданного в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.

Приведенные новшества вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования соответствующего Федерального закона.

Правила страхования. Согласно п. 2 ст. 32.9 Закона РФ N 4015-1 страховщик обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положения о формировании страховых резервов в порядке и сроки, которые установлены органом страхового надзора. Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и сроки, которые предусмотрены органом страхового надзора.

Данная норма дополнена следующим положением. Если федеральным законом определено, что правила страхования по конкретным видам страхования, страховые тарифы, методика их расчета, структура тарифных ставок по этим видам страхования устанавливаются Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти или органом страхового надзора и являются обязательными для применения страховщиками, в орган страхового надзора страховщиком не представляются правила страхования, расчеты страховых тарифов, методика актуарных расчетов, структура тарифных ставок, а также изменения, внесенные в данные документы.

Приведенные новшества вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования соответствующего Федерального закона.

Также установлено, что в срок до 1 октября 2014 г. страховщики обязаны привести правила страхования по видам страхования, предусмотренным пп. 6, 14 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ N 4015-1, в соответствие с положениями ст. 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ.

Дополнения к КоАП РФ

В КоАП РФ введена новая ст. 15.34.1 "Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования".

Теперь необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 000 руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.34.1 КоАП РФ, будет рассматривать Банк России, а именно:

Данные дополнения к КоАП РФ вызваны сложившейся ситуацией на рынке ОСАГО: страховые компании отказываются заключать договор ОСАГО <3>. При этом свои действия страховая компания либо совсем не объясняет, либо объясняет отсутствием бланков, страхованием по ОСАГО определенных категорий транспортных средств, а еще могут предложить записаться на продажу полиса ОСАГО через два месяца. Встречаются и другие варианты. Но при этом страховщики с удовольствием продадут полис ОСАГО вместе с дополнительными услугами - договорами добровольного страхования (КАСКО, страхование жизни и др.).

<3> Подробнее об этом читайте в статье Н.А. Петровой "ОСАГО: очередные проблемы", N 3, 2014.

Эту непростую ситуацию вокруг продажи полисов ОСАГО призваны разрешить в том числе внесенные в КоАП РФ поправки.

Указанные новшества вступят в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования соответствующего Федерального закона.

В заключение отметим, что рассмотренные новшества направлены на совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в области ОСАГО, создание благоприятных условий для дальнейшего развития института обязательного страхования.

Поскольку приведенные изменения затрагивают интересы как страхователей, так и страховщиков, предусмотрены переходные положения. При этом страховщикам надо обратить на данные поправки самое пристальное внимание, поскольку, например, в срок до 1 октября 2014 г. они обязаны привести правила страхования по видам страхования, предусмотренным пп. 6, 14 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ N 4015-1, в соответствие с положениями ст. 11.1 Федерального закона N 40-ФЗ. Времени остается совсем мало.

Отметим также, что изменения, внесенные в КоАП РФ, предусматривают ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Страховые организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"