Мудрый Экономист

Ликвидация юридического лица

"Российский бухгалтер", 2014, N 7

Главная цель любой организации - это получение прибыли. Однако каждое предприятие несет определенные риски в процессе своей деятельности. Порой складываются ситуации, когда предприятие разумнее закрыть, нежели продолжать наращивать долги и накапливать риски. В статье поговорим о различных способах ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридических лиц регламентируется ст. ст. 61 - 64 части первой Гражданского кодекса РФ и Федеральными законами от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и т.д. Кроме того, порядок государственной регистрации факта ликвидации установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, необходимо письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ), а также в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ), а также представлению интересов юридического лица в суде.

Итак, ликвидация организации - это выведение предприятия из Государственного реестра. Этот процесс включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, уничтожение печати, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ст. 64 ГК РФ).

На этом этапе ликвидационной комиссии необходимо выявить кредиторов и получить дебиторскую задолженность, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. N А19-13065/04-27-Ф02-3915/05-С2).

В случае если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. По окончании ликвидации налоговая инспекция выдает свидетельство о ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо могут принудительно ликвидировать в следующих случаях:

Согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано также вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

Орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица одинаков для случаев, когда ликвидация осуществляется в добровольном и принудительном порядке, и закреплен в ст. 63 ГК РФ.

Юридическое лицо может быть реорганизовано, однако отметим, что данный способ не является ликвидацией. В данном случае компания проходит реорганизацию в форме слияния или присоединения к другой организации, и таким образом юридическое лицо прекращает свою деятельность. Этот способ имеет преимущества. В случае успешного завершения процедуры реорганизации прежнее предприятие исключается из ЕГРЮЛ и считается закрытым. Также отметим, что при реорганизации путем слияния или присоединения, как правило, налоговая проверка не проводится.

Минусом реорганизации является наличие правопреемника. Кредиторы и налоговые органы могут привлечь его к ответственности за действия предприятий-предшественников. В результате бывшие собственники и руководители могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Также недостатком этого способа является вероятность того, что сама реорганизация может быть оспорена. Согласно положениям ГК РФ целью реорганизации должно быть осуществление предпринимательской деятельности, а не стремление избежать выплаты долгов путем ликвидации реорганизованных компаний.

Существует еще один способ закрыть бизнес - это ликвидация предприятия путем смены учредителей компании. Этот процесс осуществляется путем продажи долей компании новому владельцу с назначением его новым генеральным директором организации. По сути, этот способ также нельзя считать ликвидацией, т.к. после смены учредителей и гендиректора само юридическое лицо не ликвидируется, а продолжает существовать. Существенный минус этого способа состоит в том, что компания продолжает фигурировать в государственных реестрах и любой желающий имеет возможность получить по ней информацию и предъявить претензии, в том числе и судебные. Также он не освобождает от уголовной, налоговой, административной и субсидиарной ответственности учредителей и генерального директора.

После рассмотрения всех способов ликвидации юридических лиц можно сделать вывод, что ни один из них не является универсальным и при этом абсолютно безопасным. Главным риском, связанным с процессом ликвидации компании, является возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, влиявших на принятие решений в рассматриваемый период, будь то учредители, руководитель или главный бухгалтер.

А.Пфеффер

Эксперт журнала