Мудрый Экономист

Как отчитаться по валютным операциям грамотно?

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 7

В Информационном письме Банка России от 07.05.2014 N 44 представлены ответы на отдельные вопросы, возникающие при применении Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (далее - Инструкция N 138-И), которой среди прочего определены порядки представления уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, и оформления паспортов сделок. Остановимся на тех моментах, которые представляют интерес для резидента. Так, Банк России разъяснил, в течение какого срока необходимо представить документы в уполномоченный банк для оформления паспорта сделки по контракту, исходя из ожидаемой суммы обязательств по которому сначала ПС оформлять было не нужно. Крупнейшие налогоплательщики смогут проверить, тот ли КПП они указывают в паспорте сделки. Также уделим внимание порядку переоформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии у уполномоченного банка, необходимости представления справки о подтверждающих документах при вывозе бонусных товаров, особенностям расчета ожидаемого максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту.

Не опоздай с оформлением паспорта сделки

Как известно, паспорт сделки оформлять не нужно, если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США. Сумма обязательства определяется на дату заключения контракта, а также на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему (если они связаны с изменением суммы обязательства) (п. 5.2 Инструкции N 138-И). Если же сумма обязательства по контракту против ожидаемого достигнет суммы в 50 тыс., резидент должен побеспокоиться о своевременном представлении в уполномоченный банк документов с целью оформления паспорта сделки. Крайние сроки, когда это нужно сделать, установлены п. 6.5 Инструкции N 138-И. Так, если контрактом сумма обязательства не определена, документы должны быть представлены не позднее срока, установленного для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той операции, в результате которой сумма расчетов по контракту достигнет порогового значения. По мнению Банка России, если в результате проведения расчетов по контракту резидент предполагает, что сумма обязательств по нему достигнет 50 тыс. долл. США, резидент в любой момент, но не позднее даты, когда сумма обязательств превысит пороговое значение, вправе представить в банк документы и информацию, необходимые для оформления паспорта сделки.

Какой КПП выбрать?

Такой вопрос может задать себе резидент - юридическое лицо, являющийся крупнейшим налогоплательщиком, который имеет несколько КПП. В силу п. 5 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, при постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам ИНН, присвоенный в ИФНС по месту нахождения организации, не изменяется. А вот КПП присваивается новый.

При обращении в уполномоченный банк с целью оформления паспорта сделки резидент должен представить среди прочего заполненную форму паспорта сделки. При этом в п. 1.4 паспорта должны быть указаны ИНН, а также КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Для филиала юридического лица проставляется КПП, присвоенный этому филиалу по месту его нахождения. На основании изменений, внесенных в Инструкцию N 138-И Указанием Банка России от 14.06.2013 N 3016-У, уточнено, что при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких КПП в паспорте сделки необходимо указать КПП согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. Данные изменения вступили в силу с 01.10.2013.

Банк России пояснил: с 01.10.2013 при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких КПП в п. 1.4 паспорта сделки следует указывать только тот код, который содержится в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, то есть КПП по месту нахождения резидента.

О паспорте сделки при отзыве у банка лицензии

Особенности оформления паспорта сделки в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка прописаны в гл. 13 Инструкции N 138-И. При отзыве лицензии у банка ПС у резидента появляется новая обязанность - представление в другой уполномоченный банк соответствующих документов и информации для оформления нового паспорта сделки (включая копию старого паспорта сделки). На исполнение данной обязанности по общему правилу отводятся 30 рабочих дней с даты отзыва банковской лицензии. (С момента отзыва лицензии первоначально оформленный паспорт сделки считается закрытым.)

Но резидент может столкнуться с такими ситуациями.

Во-первых, после отзыва банковской лицензии, но до представления документов для оформления нового паспорта сделки может быть осуществлена валютная операция, связанная с зачислением (списанием) денежных средств на счет (со счета) резидента в ином уполномоченном банке. Тогда для оформления нового паспорта сделки резидент должен обратиться в этот банк не позднее срока представления справки о валютных операциях по соответствующей валютной операции.

Во-вторых, после даты отзыва лицензии, но до даты оформления нового паспорта сделки может произойти исполнение обязательств, отличное от зачисления (списания) денежных средств, например ввоз (вывоз) товаров с территории РФ. В таком случае в уполномоченный банк нужно еще представить справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, связанные с осуществлением валютных операций, включая (при их наличии) копии деклараций на товары. В данных декларациях должен быть указан номер старого паспорта сделки и дата регистрации декларации таможенными органами, приходящаяся на дату позднее даты отзыва лицензии и ранее даты оформления нового ПС. Требование о представлении в уполномоченный банк деклараций на товары тоже действует с 01.10.2013.

Таким образом, резидент при переводе паспорта сделки в другой уполномоченный банк в связи с отзывом лицензии у банка ПС должен представить одновременно с документами и информацией, необходимыми для оформления нового паспорта сделки, справку о подтверждающих документах с приложением к ней декларации на товары, имеющейся на руках резидента. В свою очередь, уполномоченный банк на основании представленной справки обязан отразить сведения об указанной декларации на товары в ведомости банковского контроля по контракту.

Вывоз товаров в рекламных целях

Нужно ли в уполномоченный банк представлять справку о подтверждающих документах, если товары вывозятся с территории РФ в рекламных целях (бонусный товар)? Ответ зависит от того, будет ли осуществлена оплата этого товара.

Исходя из п. 9.8 Инструкции N 138-И при вывозе товаров с территории РФ сведения о декларациях на такие товары включаются в справку о подтверждающих документах только при условии вывоза в соответствии с контрактом на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты. Следовательно, в случае отсутствия расчетов за бонусный товар резиденту не нужно представлять в банк ПС справку о подтверждающих документах.

А вот в случае оплаты нерезидентом бонусного товара (например, по причине нарушения условий контракта и непредставления отчетов о бесплатной раздаче бонусного товара) обязанность по представлению указанной справки у резидента возникает. В этом случае справка о подтверждающих документах составляется на основании документов о нарушении условий контракта на сумму оплачиваемого нерезидентом бонусного товара. Данная информация фиксируется в справке с кодом вида подтверждающего документа 13_3.

Как рассчитать ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом обязательств по контракту?

При заполнении справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах резидент может столкнуться с необходимостью отражения в них ожидаемого максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС. В графе 11 справки о валютных операциях ожидаемый срок показывается в том случае, если в графе 5 проставлен один из следующих кодов валютных операций: 11100, 21100, 21300, 23110. В справке о подтверждающих документах ожидаемый срок фиксируется в графе 10 в случае указания в графе 9 признака "2" (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки оплаты), а в графе 4 - кодов видов подтверждающих документов 01_3, 02_3, 03_3, 04_3, 15_3.

Ожидаемый максимальный срок резидент в общем-то определяет самостоятельно. При этом он может исходить из условий контракта и (или) обычаев делового оборота, а также иных документов, связанных с проведением валютных операций. При установлении названного срока учитываются:

Если быть более точным, порядок расчета ожидаемого срока зависит от того, содержит ли контракт срок исполнения нерезидентом обязательств по контракту.

Ситуация первая: такой срок в контракте указан. В данном случае с целью определения ожидаемого максимального срока к сроку, зафиксированному в контракте, прибавляются вышеуказанные сроки. К примеру, контракт содержит конкретный срок оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара. Тогда к установленному контрактом сроку исходя из обычаев делового оборота и банковской практики можно добавить срок прохождения денежных средств от нерезидента до резидента. Этот добавочный срок рассчитывается резидентом самостоятельно.

Ситуация вторая: контракт не содержит информации о сроках исполнения нерезидентом своих обязательств. В подобном случае резидент проявляет полную самостоятельность, учитывая обычаи делового оборота и вышеназванные сроки. Так, по мнению Банка России, если контракт не содержит сроков оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, резидент рассчитывает ожидаемый максимальный срок исходя из документов, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета хозяйственных операций, в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. С учетом приведенного определения расчет ожидаемого срока может производиться на основе имеющегося у резидента опыта работы с этим нерезидентом или в обозначенной области.

Однако возможно и почти тупиковое стечение обстоятельств: резидент осуществляет расчеты с нерезидентом впервые, не может руководствоваться иными документами, не имеет опыта работы в данной области. Тогда в справке о валютных операциях или справке о подтверждающих документах можно просто-напросто указать срок действия контракта. Но следует обратить внимание, что названная дата может совпадать с датой завершения обязательств по контракту, проставленной в графе 6 разд. 3 "Общие сведения о контракте" паспорта сделки (форма 1), но не может быть более поздней, чем обозначенная дата. Это связано с вполне логичным требованием о том, что прописанный в графе 11 справки о валютных операциях и графе 10 справки о подтверждающих документах срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту.

* * *

В ситуации, когда в результате проведения расчетов по контракту сумма обязательств по контракту достигает 50 тыс. долл. США в эквиваленте (что сначала не ожидалось), в уполномоченный банк необходимо представить документы и информацию, требуемые для оформления паспорта сделки. Из разъяснений Банка России следует, что сделать это нужно до того, как сумма обязательств по контракту превысит пороговое значение. Если оформлением паспорта сделки занимается крупнейший налогоплательщик, при заполнении формы паспорта сделки ему необходимо указать КПП по месту нахождения (а не по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика). А если у банка, в котором оформлен паспорт сделки, вдруг отзовут лицензию, нужно позаботиться об оформлении нового паспорта сделки в другом уполномоченном банке. Для этого в данный банк нужно представить необходимые документы и информацию, включая декларацию на товары, если после отзыва банковской лицензии, но до переоформления паспорта сделки был осуществлен вывоз (ввоз) товаров с территории РФ. В случае вывоза с территории РФ бонусного товара справка о подтверждающих документах представляется в уполномоченный банк только в случае оплаты нерезидентом названного товара. Еще один момент, затронутый Банком России, касается порядка определения резидентом ожидаемого максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту. В этом вопросе резидент действует самостоятельно, но с учетом срока действия контракта.

А.Г.Снегирев

Эксперт журнала

"Промышленность: бухгалтерский учет

и налогообложение"