Мудрый Экономист

Коммунальные услуги и НДС

"Налоги" (газета), 2014, N 18

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее практически невозможно. Подавляющее большинство россиян являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых имеет свою специфику в части налогообложения НДС. Об особенностях налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг вы узнаете из настоящего материала.

Начнем с того, что основным нормативным документом, регулирующим жилищные отношения, выступает Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Причем в силу п. 2 ст. 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным в том числе с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Заметим, что в соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденным Госстроем России, жилищно-коммунальные услуги представляют собой надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Причем их потребителями выступают граждане, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться жилищно-коммунальными услугами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством.

В свою очередь исполнителем жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) может выступать организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах (далее - МКД), исполнителями ЖКУ могут являться:

Напоминаем, что с 1 сентября 2012 г. коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно Правилам N 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2-х и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил N 354 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) утратило силу, за исключением п. п. 15 - 28 Правил N 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и п. п. 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам N 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из социально значимых сфер экономики, которым государство традиционно оказывает различные меры социальной поддержки. В качестве таковых можно рассматривать регулирование цен (тарифов) на оплату коммунальных услуг для населения, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, а также предоставление налоговых льгот для субъектов, работающих в данной сфере. Понятно, что все перечисленные меры в той или иной степени оказывают влияние на деятельность организаций ЖКХ.

Для справки. К организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденные Приказом Росстата от 31 января 2013 г. N 41.

Возьмем, к примеру, государственное регулирование цен у поставщиков коммунальных услуг, которых принято называть ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО).

Если РСО реализует свой товар не по свободной цене, а по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, то ее деятельность, как правило, связана с убытком. Чтобы избежать появления отрицательного финансового результата, государство покрывает "выпадающие" доходы РСО путем выплаты им компенсаций из бюджетов различных уровней. Получение таких компенсационных сумм оказывает влияние на порядок налогообложения НДС, ведь подавляющее число российских организаций, в том числе организаций ЖКХ, являются его плательщиком.

Напомним, что в соответствии с нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) в Российской Федерации представляет собой объект обложения налогом на добавленную стоимость, причем источник оплаты значения не имеет.

Следовательно, у поставщика коммунальных услуг при их реализации по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым по правилам гл. 25 НК РФ признаются в учете после 1 января 2012 г., используется понятие рыночной цены, установленное ст. 105.3 НК РФ.

Для справки. В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены ст. 105.1 НК РФ.

При этом нормами ст. 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Особенностью реализации коммунальных услуг в данном случае выступает применение государственных цен или льгот.

Пунктом 13 ст. 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Это в свою очередь вполне согласуется с особенностями определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими государственные регулируемые цены, установленными п. 2 ст. 154 НК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иначе говоря, сумму налога такой налогоплательщик исчисляет из той цены, которая взимается им с покупателя, то есть с цены, установленной государством. Вроде бы сложностей нет как в части определения самой налоговой базы, так и в части налогообложения получаемых компенсаций, выплачиваемых в форме субсидий.

Напомним, что в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к субсидиям относятся средства, выделяемые организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Причем в силу п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 ст. 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

Заметим, что п. 2 ст. 154 НК РФ прямо закреплено, что суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Вместе с тем определенные сложности у налогоплательщиков, работающих в субсидируемых видах деятельности, вызывает ст. 162 НК РФ, которая, как известно, обязывает плательщика НДС увеличивать свою налоговую базу на суммы средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с чем у РСО, отпускающей свой "товар" населению по государственным тарифам или с учетом льгот, возникает законный вопрос: увеличивают ли суммы полученных субсидий его налоговую базу?

Ответ на данный вопрос зависит от направления использования полученных бюджетных средств.

Если денежные средства получены РСО на компенсацию расходов по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате отпуска по государственным тарифам или с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это Минфин России не раз указывал в своих разъяснениях, и о том, что его позиция не изменилась и сейчас, говорит, например, Письмо Минфин России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/4/20240.

Такого же подхода придерживаются и региональные суды, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 марта 2013 г. по делу N А38-6048/2011, в котором арбитры удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговиков в части доначисления сумм НДС. Рассматривая материалы дела, суд отметил, что суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС.

Аналогичные выводы сделаны правозащитниками в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2012 г. по делу N А22-926/2011, Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 июня 2011 г. по делу N А06-5554/2010, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2011 г. по делу N А21-1134/2011 и ряде других.

Если же бюджетные деньги выделены на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то полученные суммы субсидий рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги). Вследствие чего на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ Минфин России и налоговые органы настаивают на включении сумм полученных субсидий в налоговую базу налогоплательщика. А это означает, что с полученных сумм компенсаций налогоплательщик должен исчислить налог и уплатить его в бюджет.

Такая точка зрения финансистов по поводу налогообложения субсидий, направленных на покрытие разницы в ценах, содержится в Письмах Минфина России от 17 августа 2011 г. N 03-07-11/227, от 30 мая 2011 г. N 03-07-11/151, от 6 сентября 2007 г. N 03-07-11/389 и других. Согласны с мнением финансистов и налоговые органы, на что указывает Письмо УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2007 г. N 19-11/120978.

Обратите внимание! Работа в субсидируемом виде деятельности связана у налогоплательщика не только с особенностями исчисления сумм исходящего налога, но и с применением вычетов по НДС.

Так, если приобретаемые РСО товары (работы, услуги) оплачиваются за счет средств федерального бюджета, то налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме "входного" налога, в противном случае имеет место повторное возмещение налога из бюджета. Такие разъяснения на этот счет дает Минфин России в своих Письмах от 8 февраля 2013 г. N 03-07-11/3144, от 8 августа 2011 г. N 03-03-06/4/92 и других.

Поэтому если РСО приняла "входной" налог к вычету, то его придется восстановить. С 1 октября 2011 г. это прямо предусмотрено пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы "входного" налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Заметим, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Обращаем ваше внимание на то, что пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ распространяется исключительно на субсидии федерального бюджета, на что указывает и Минфин России в своем Письме от 21 октября 2009 г. N 03-07-11/260.

Следовательно, при оплате приобретенных ресурсов за счет субсидий, полученных из региональных и местных бюджетов, обязанности по восстановлению сумм НДС не возникает. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в Письме Минфина России от 10 декабря 2010 г. N 03-07-11/486.

Помимо государственного регулирования цен, специфика исчисления НДС в жилищно-коммунальной сфере связана с применением налоговых льгот, установленных ст. 149 НК РФ.

Напомним, что указанная статья содержит исчерпывающий перечень льгот по НДС, часть из которых являются обязательными, а часть - добровольными, применяемыми по желанию налогоплательщика. Обязательные льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, поименованы в п. п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, а добровольным льготам посвящен п. 3 указанной статьи.

К обязательным налоговым преференциям в сфере ЖКХ относится льгота, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождающая от НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для применения данной льготы важно понимать, что собственно в ст. 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Сам НК РФ не расшифровывает понятие "жилое помещение", как не уточняет и того, что понимается под жилым фондом. Вместе с тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины ЖК РФ.

В ст. 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет ее жилищный фонд.

Причем в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

Как следует из ст. 671 ГК РФ, жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам - на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

В силу п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Структура платы за жилье определена ст. 154 ЖК РФ, в соответствии с которой для собственника жилья цена договора по найму жилого помещения включает в себя:

При этом, как разъясняет п. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма, помимо названных составляющих, за исключением взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Отметим, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (код 041100) представляют собой самостоятельный вид деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что льгота, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, распространяется лишь на плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Подтверждает эту точку зрения и Минфин России в своем Письме от 21 октября 2011 г. N 03-07-07/63.

Такого же мнения придерживаются и служители закона. Так, в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 5 октября 2007 г. N 57 арбитры указали, что льгота, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 9593/06 по делу N А40-1941/06-99-15, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 г. по делу N А55-21074/2010, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2010 г. по делу N А56-4367/2010, в Постановлении ФАС Московского округа от 18 марта 2009 г. N КА-А41/1429-09 по делу N А41-7079/08 и в ряде других.

Заметим, что суды считают возможным применение данной льготы в отношении услуг по предоставлению комнат в общежитиях. В частности, такой вывод позволяет сделать Постановление ФАС Поволжского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А12-3432/2009 или Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 октября 2010 г. по делу N А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191. Однако контролирующие органы с этим не согласны. По разъяснениям, данным в Письме Минфина России от 22 августа 2012 г. N 03-07-07/88, в случае оказания услуг по предоставлению в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Итак, на основании пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождается только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды.

В то же время у плательщика НДС может возникнуть вопрос о налогообложении стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена стоимость "коммуналки", ведь ГК РФ этого не запрещает.

Подпункт 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не дает ответа на данный вопрос. Однако, по мнению налоговиков, изложенному в Письме ФНС России от 16 марта 2005 г. N 03-4-02/371/28, коммунальные услуги, входящие в состав арендной платы в соответствии с договором аренды, облагаются налогом в общем порядке.

Аналогичные разъяснения дают и специалисты финансового ведомства в Письмах Минфина России от 8 апреля 2004 г. N 04-03-09/13 и от 10 июня 2004 г. N 03-03-09/17.

О том, что применение льготы в части платы за коммунальные и иные услуги не является правомерным, говорят и некоторые региональные суды. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 г. по делу N А55-21074/2010 или Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. по делу N А56-12400/2006.

Вместе с тем есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений п. 2 ст. 676 ГК РФ, а именно из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений, в соответствии с ГК РФ, представляет собой именно совокупность услуг по найму, по содержанию и ремонту жилого помещения.

На это указывает Постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2006 г. N 1689/06 по делу N А40-10841/05-114-67, такой же вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 сентября 2007 г. по делу N А54-66/2007С4 и в других.

Учитывая то, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за "коммуналку" и иных видов услуг содержит для плательщика НДС повышенные налоговые риски.

Ну и, наконец, добровольные льготы, имеющие непосредственное отношение к исполнителям жилищно-коммунальных услуг в МКД. В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть исполнителем ЖКУ могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о применении льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении указанных налогоплательщиков.

В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ в льготном налоговом режиме может осуществляться:

Обратите внимание! В части указанных льгот, имеющих непосредственное отношение к сфере ЖКХ, нужно отметить один нюанс. При оказании коммунальных услуг льготный налоговый режим является правомерным лишь в том случае, если указанные категории налогоплательщиков приобретают коммунальные услуги у организаций коммунального комплекса или ресурсоснабжающих организаций и реализуют их по той же цене. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 5 марта 2013 г. N 03-07-14/6462. Согласны с этим и правозащитники, о чем свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2012 г. N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11.

Аналогичные правила касаются и применения льготы, установленной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, что подтверждается Письмом Минфина России от 15 июля 2011 г. N 03-07-07/34 и Постановлением ФАС Поволжского округа от 31 июля 2012 г. по делу N А55-22229/2011.

Особо следует отметить, что льготный режим, предусмотренный пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, не распространяется на ресурсоснабжающие организации, даже на те, которые по тем или иным причинам являются для потребителей исполнителями коммунальных услуг. На это указывает как Письмо Минфина России от 22 июля 2013 г. N 03-07-14/28681, так и Письмо ФНС России от 20 февраля 2013 г. N ЕД-3-3/582@.

Мы не случайно отметили, что применение этих льгот дело добровольное, если налогоплательщик решит, что применение льготы для него является невыгодным, то он вправе отказаться от использования льготного режима налогообложения.

Напоминаем, что в целях отказа от льготного режима налогоплательщик должен представить в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление, подать которое нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие правила установлены п. 5 ст. 149 НК РФ. Так как форма заявления на отказ не утверждена законом, то подать его можно в произвольной форме.

Если максимально возможный срок подачи заявления на отказ от льготы выпадает на выходной или праздничный день, то заявление следует представить в налоговую инспекцию в первый рабочий день после выходных или праздников. Подтверждают это и налоговики своим Письмом от 26 августа 2010 г. N ШС-37-3/10064.

Обратите внимание! Отказаться от использования льготы можно как в отношении одной льготы, предусмотренной любым подпунктом п. 3 ст. 149 НК РФ, так и в отношении нескольких. Но при этом следует иметь в виду, что отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно - в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Имейте в виду, что отказаться от льготы на срок менее года нельзя, запрет на такие действия установлен самим п. 5 ст. 149 НК РФ.

После того как налогоплательщик отказался от льготы, налогообложение таких операций и налоговые вычеты по соответствующим ресурсам, приобретаемым для их осуществления, производятся в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 23 декабря 2009 г. N 03-07-15/169.

Тем же, кто принял решение работать с применением указанных льгот, нужно помнить о том, что их применение будет признано правомерным только при одновременном выполнении следующих условий:

Обратите внимание! По вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 72.

Мы уже отметили, что цены на "коммуналку" регулируются государством, на что указывает п. 2 ст. 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать в себя сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между РСО и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня в основном выступают ТСЖ или управляющие компании.



В указанном Постановлении арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг, необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. В том случае, если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа. В том случае, если тариф уже включает в себя НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг. О том, что данная позиция Пленума ВАС принята региональными судами на вооружение, говорит Постановление ФАС Поволжского округа от 29 февраля 2012 г. по делу N А65-14104/2011.

В.В.Семенихин